ВУЗ: Московский городской психолого-педагогический университет
Категория: Рабочая программа
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 3544
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт целевой программы ведомства
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
4. Ожидаемые результаты реализации программы и целевые показатели и индикаторы
5. Перечень и описание мероприятий программы
9. Методика оценки эффективности программы
Перечень мероприятий программы:
1. Нормативное и методическое обеспечение:
1.1. выявление целевых групп, оценка спроса на услуги, рекомендации по организации работы в зависимости от характеристик населения и прочих факторов.
1.2. формирование стандартов государственных услуг в области молодежной политики.
1.3. создание процедур согласования потребностей и полномочий органов исполнительной власти разного уровня и разных отраслей.
1.4. создание методик работы и пилотных программ для отдельных целевых групп молодежи (по возрастам, темам, социальному статусу).
1.5. организация конкурсов среди региональных органов исполнительной власти по делам молодежи для оказания поддержки конкретных проектов.
1.6. определение порядка работы с общественными организациями, волонтерами.
2. Модернизация работы организаций, оказывающих государственные услуги в области молодежной политики:
2.1. оценка материальной базы организаций, работающих с молодежью.
2.2. формирование стандарта работы центра молодежной политики.
2.3. единовременная переподготовка сотрудников региональных органов исполнительной власти по делам молодежи, профильных организаций, волонтеров, учителей (преподавателей) и «наставников».
2.4. апробация методик (программ) в пилотных центрах молодежной политики.
3. Распространение разработанных (адаптированных) методик и программ работы по основным направлениям (ранняя профориентация, изобретательство, предпринимательство, творчество, лидерство).
4. Организационное обеспечение государственной молодежной политики в области раскрытия инновационного потенциала молодежи:
4.1. создание (развитие) системы доведения информация об имеющихся возможностях.
4.2. отбор целевых групп молодежи (конкурсы, олимпиады) и популяризация участия в программах развития (слеты, конференции).
4.3. стажировки с целью изучения и переноса в Россию лучшей мировой практики в различных областях инновационной деятельности.
4.4. специализированные интенсивные тренинги в летних профильных школах, лагерях.
4.5. формирование механизмов поддержки участия молодежи в инновационной деятельности на основе современных информационно-коммуникационных технологий.
Далее приведено описание содержания мероприятий, в том числе с указанием сроков исполнения, источников финансирования и необходимости привлечения внешних исполнителей.
Мероприятие 1. Нормативное и методическое обеспечение
Мероприятие 1.1. Выявление целевых групп, оценка спроса на услуги, рекомендации по организации работы в зависимости от характеристик населения и прочих факторов.
В рамках данного мероприятия, во-первых, проводится единовременная оценка характеристик и интересов молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. Оценка проводится как выборочное социологическое исследование силами внешнего исполнителя. Результатом исследования должна стать сортировка молодых людей по выявленным в ходе исследования признакам, отражающим зависимость потребностей в развитии их потенциала от возрастных, тематических, социальных, материальных, иных характеристик.
Параллельно данному исследованию будет проведено анкетирование сотрудников действующих организаций по работе с молодежью с целью «внешней» корректировки полученных результатов и получения «профиля» сотрудников, непосредственно занятых оказанием услуг.
Во-вторых, будет проведено (внешним исполнителем) специальное исследование молодежного рынка труда, в том числе молодежного предпринимательства. В данном исследовании будут выявлены карьерные траектории молодых специалистов, возможности инновационного поведения в различных отраслях, в том числе путем экспертных интервью, фокус-групп с различными категориями респондентов. Исследование должно привести также и к выявлению «пробелов» официальной статистики и проблем интерпретации официальных статистических данных.
В-третьих, будет проведен мониторинг деятельности молодежных объединений, организаций, движений и инициатив. Мониторинг будет проведен в форме анкетирования сотрудников региональных органов исполнительной власти по работе с молодежью и в форме самообследования общественных организаций (путем их регистрации на сайте Росмолодежи). Таким образом будут выявлены потенциальные партнеры, заинтересованные в участии в мероприятиях настоящей программы.
Полученная информация в совокупности с данными о численности и расселении молодых людей (частично данными располагают региональные органы исполнительной власти по работе с молодежью, недостающая информация будет запрашиваться в системе образования, социальной защиты, учета населения) позволит оценить спрос на услуги и уточнить содержание остальных мероприятий настоящей программы.
Данные работы проводятся в январе – июне 2010 года, что позволит оперативно приступить к формированию методик работы по профориентации и развитию научного, творческого потенциала, специфических для разных целевых групп.
Также в рамках данного мероприятия проводится разработка показателей измерения инновационного потенциала молодежи. На основе показателей будет сформирован интегральный индекс развития молодежи. В составе данного индекса будут учитываться состояние инфраструктуры и кадровый потенциал, наличие финансовых ресурсов, проявления интереса и инновационные достижения молодежи.
В ряде стран для оценки положения молодежи используется Индекс развития молодежи. В том числе в 2005 году с помощью этого индекса была проведена оценка ситуации субъектах Российской Федерации12.
Индекс развития молодежи (ИРМ) – комплексный показатель, оценивающий уровень развития человеческого потенциала молодого поколения (молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет) по трем основным направлениям: продолжительность жизни и здоровье, образование, уровень жизни.
Методология расчета индекса была разработана ЮНЕСКО и апробирована в ходе проведения исследований в различных странах13.
При расчете используется метод построения индексов с учетом фиксированных максимальных и минимальных значений показателей, который применяется также при расчете индекса развития человеческого потенциала.
Систематическое обследование и оценка ситуации в субъектах Российской Федерации с помощью данного индекса позволит участвовать в проведении и самостоятельно проводить сравнительный анализ положения молодежи в России и других странах. Также периодический расчет данного индекса позволит проводить сравнения (бенчмаркинг) деятельности и результатов в области молодежной политики субъектов Российской Федерации.
Статистическая информация, необходимая для расчета значения индекса в настоящий момент собирается Росстатом, в том числе на уровне регионов, что значительно сокращает издержки на внедрение механизма и, в частности, позволяет проводить оценку состояния молодежи отдельно в каждом регионе.
Однако Индекс развития молодежи, используемый ЮНЕСКО, обладает и рядом недостатков. Прежде всего, он не учитывает такие важные факторы, как наличие и качество инфраструктуры, необходимой для развития молодых людей, уровень социального благополучия молодежи, уровень деловой активности молодежи и так далее. Кроме того, Индекс развития молодежи должен быть скорректирован с учетом нормативных требований, установленных законодательством Российской Федерации (например, более широкая возрастная категория лиц, относящихся к молодежи, или содержание образовательных стандартов).
Таким образом, в рамках данного мероприятия будет доработан Индекс развития молодежи – путем включения отдельных показателей в уже имеющиеся группы показателей (образование, здоровье, доход) и введением новых групп показателей (например, уровень развития инфраструктуры организаций, оказывающих услуги в области государственной молодежной политики).
Для разработки Индекса развития молодежи будет привлечен внешний исполнитель, проект интегрального индекса будет представлен на экспертизу Росстата.
После согласования паспорта показателя Минспорттуризм России выступит с инициативой о включении Индекса развития молодежи в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации14.
Начиная с 2011 года Росмолодежь будет формировать ежегодные рейтинги субъектов Федерации в соответствии со значениями Индекса развития молодежи. В 2011 году расчет Индекса развития молодежи будет проведен его разработчиком с участием ответственного сотрудника Росмолодежи. С 2012 года Индекс развития молодежи будет рассчитываться Росмолодежью самостоятельно. С 2012 года на основе рейтинга будут распределяться средства, направляемые на поддержку региональных инициатив. В настоящее время по всем аналитическим ведомственным целевым программам ежегодно предусматриваются средства, распределяемые на конкурсной основе между региональными органами исполнительной власти по работе с молодежью, в объеме от 5 до 18 млн. рублей в зависимости от направления государственной молодежной политики (проекта, определенного в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации).
Мероприятие 1.2. Формирование стандартов государственных услуг в области молодежной политики.
Данное мероприятие направлено, во-первых, на преодоление разрозненности действий органов исполнительной власти по работе с молодежью в разных субъектах Федерации, вследствие которой возникают существенные региональные диспропорции в доступности и качестве соответствующих государственных услуг. Несмотря на то, что молодежная политика относится к полномочиям субъекта Федерации, важно обеспечить равные возможности для молодых людей, проживающих в разных регионах. Государственная молодежная политика предполагает единство подходов к организации работы с молодежью, в рамках которых могут быть реализованы различные региональные инициативы.
Во-вторых, стандартизация государственных услуг позволит оптимизировать взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, участвующими в реализации государственной молодежной политики. Формализация требований к составу и качеству государственной услуги будет означать и уточнение распределения полномочий по работе с молодежью.
Стандартизация государственных услуг будет проведена в два этапа. На первом этапе (вторая половина 2010 года) силами внешнего исполнителя будут сформированы проекты стандартов, в том числе:
- определен перечень государственных услуг, подлежащих стандартизации;
- определены характеристики государственных услуг, требования к которым должны быть унифицированы.
При формировании проектов стандартов государственных услуг будут учтены результаты исследований, проведенных в рамках мероприятия 1.1 (выявление целевых групп, оценка спроса на услуги).
Проекты стандартов государственных услуг будут рекомендованы к использованию решением руководителя настоящей программы.
В 2011 году в соответствии с проектами стандартов государственных услуг будут выполняться следующие мероприятия настоящей программы:
- 1.4 (создание методик работы и пилотных программ для отдельных целевых групп молодежи),
- 2 (модернизация работы организаций, оказывающих государственные услуги в области молодежной политики),
- 3 (распространение разработанных методик и программ работы по основным направлениям),
- 4 (организационное обеспечение государственной молодежной политики в области раскрытия инновационного потенциала молодежи)
В первой половине 2012 года сотрудниками Росмолодежи будет обобщен опыт работы региональных органов исполнительной власти по работе с молодежью в соответствии со стандартами государственных услуг, на основе проведенного анализа проекты стандартов будут по мере необходимости доработаны.
Доработанные стандарты государственных услуг утверждаются приказом Минспорттуризма России.