Файл: Пояснительная записка 2 ожидаемые результаты освоения программы 4 Основным критерием результативности освоения образовательной программы Я и мое Отечество.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4 ступень - 4 класс "Мое Отечество сынами славится!"
При изучении курса каждый учащийся совместно с родителями оформляет папку-портфолио "Моя малая Родина".
I. ( 1 класс ) "Моя малая Родина - часть большой страны"
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание программы 1 класса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с родным городом.
II. ( 2 класс ) История родного края - путешествуем в Древнюю Русь
История одно из ведущих мест в системе гуманитарных наук и оказывает существенное влияние на формирование личности. Историческое сознание, историческая память - важнейшие составляющие духовной культуры общества. Благодаря исторической пропедевтике учащиеся получают возможность осознать свою причастность к истории, понять, что и они так же являются носителями исторической памяти, почувствовать, что такое связь времен, связь поколений, познакомиться с благородными образцами служения Отечеству.
Задача программы 2 класса- показать хронотоп развития малой родины в историко-краеведческом и социокультурном аспектах. На данном этапе работы формируется отношение к познанию как к духовно-нравственной потребности. Это отношение выстраивается как открытие субъективно нового в мире культурно-исторических ценностей, побуждающее к самоопределению школьником смысла и содержания накопленного жизненного опыта в историко-культурном пространстве развития своей малой родины и народа.
II. (3 класс) Культура моего народа – знакомимся с литературой и искусством родного края.
Приоритетным на этом этапе является чувственно-эмоциональное проживание детьми красоты родной земли, погружение в мир музыкальной и художественной культуры родного края, знакомство с культурными традициями прошлого и настоящего своего народа. В силу этого реализация деятельностного подхода в образовательном процессе осуществляется через организацию различных видов художественно – творческой деятельности детей, передающих их ощущение и самовосприятие себя как жителя древнего и трудового города.
Задача программы 3 класса – погружение в мир музыкальной и художественной культуры малой родины и создание у детей эмоционально-образной картины своего края .
III. (4 класс) «Мое Отечество сынами славится!»
Задача программы 4 класса - создание образовательной среды, позволяющей раскрыть перед учащимися на примере жизненного пути выдающихся земляков прошлого и настоящего возможности самореализации и самосозидания человека. Все аспекты программы этого года рассматриваются через показ человека, его сущности, его деятельности для города/села, для будущего. Это поможет воспитать в учащихся гордость за принадлежность к человеческому роду, за место, где родился и вырос, стремление самому быть носителем общечеловеческих ценностей, преобразователем и творцом мира.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программа ориентирована на 4-летний нормативный срок обучения.
Продолжительность учебного года 1-го класса – 33 недели. Продолжительность занятия 40 минут.
Продолжительность учебного года 2-го – 4- классов – 34 недели.
Продолжительность занятия 40 минут.
Количество часов в неделю: 1 час.
Весь курс рассчитан на 135 часов, 33 ч. в 1 классе, 102 ч. в 2-4 классах на каждый учебный год.
Таблицы тематического распределения количества часов
Учебно-тематический план
1 класс
№ | Тема | Практическая часть | Кол-во часов | План | Факт | |||||||||
I. Моя школа - мой дом | ||||||||||||||
1 | С чего начинается Родина? Введение в краеведение | Техника безопасности на занятиях (инструктаж) | 1 | | | |||||||||
2 | Родная школа | Экскурсия по школе | 1 | | | |||||||||
3 | Моя школа - мой дом | Из истории школы (изучение информации) | 1 | | | |||||||||
4 | С днем рождения, наш класс | Игры-знакомства | 1 | | | |||||||||
5 | Моя улица. Безопасная дорога домой | Знакомство с правилами безопасности | 1 | | | |||||||||
6 | Моя школа в картинках | Рисование иллюстраций на тему "Моя школа, мой класс" | | | | |||||||||
II. Я и моя семья | ||||||||||||||
1 | Я и мое имя. День ангела | Изучение топонимики имен | 1 | | | |||||||||
2 | Моя семья. Семейные традиции. | Оформление семейной странички | 1 | | | |||||||||
3 | Профессии в моей семье | Рассказ о профессиях семьи | 1 | | | |||||||||
4 | Мой знаменитый предок | Изучение родословной совместно с родителями. Рассказ о предке | 1 | | | |||||||||
5 | Мой четвероногий друг. Мое увлечение | Фотовыставка/рисунки Рассказ о увлечениях | 1 | | | |||||||||
6 | Наша дружная семья | Выставка творческих работ"Моя семья" | 1 | | | |||||||||
III. Мой родной город | ||||||||||||||
1 | Гусь - Хрустальный - мой родной город | Изучение исторической справки | 1 | | | |||||||||
2 | Аким Мальцов - основатель города | Изучение исторической справки | 1 | | | |||||||||
3 | Символика моего города | Конкурс рисунков | 1 | | | |||||||||
4 | Мой любимый уголок | Изучение достопримечательностей | 1 | | | |||||||||
5 | Мой любимый уголок. Экскурсия | Изучение достопримечательностей | 1 | | | |||||||||
6 | Промышленность и промыслы | Изучение исторической справки | 1 | | | |||||||||
7 | Знаменитые улицы моего города | Изучение топонимики улиц и районов города | 1 | | | |||||||||
8 | Прикоснуться к вечности (история храмов) | Изучение истории храмов | 1 | | | |||||||||
9 | Лесная школа. Растения и животные моего края | Изучение фото- и видеоматериалов | 1 | | | |||||||||
10 | Лесная школа. Растения и животные моего края | Сообщения о растениях и животных | 1 | | | |||||||||
11 | Национальный парк "Мещера" | Изучение сведений о национальном парке | 1 | | | |||||||||
12 | Традиции моего города | Знакомство с традициями и праздниками (День Никиты Гусятника) | 1 | | | |||||||||
13 | Знаменитые люди моего города | Изучение исторической справки | 1 | | | |||||||||
14 | Литературное творчество | Знакомство с писателями родного города | 1 | | | |||||||||
15 | Город - воин, город -труженик | Изучение исторического прошлого (военное время) | 1 | | | |||||||||
IV. Мой город - часть большой страны | ||||||||||||||
1 | Мой город на карте Владимирской области | Изучение карты Владимирской области | 1 | | | |||||||||
2 | Город Владимир - административный центр Владимирской области | Знакомство с городом Владимир (изучение материалов) | 1 | | | |||||||||
3 | Владимирская область на карте России | Знакомство с картой России | 1 | | | |||||||||
4 | Россия - Родина моя | Изучение символики, народных традиций | 1 | | | |||||||||
5 | Россия - Родина моя | Конкурс стихов о родине | | | | |||||||||
6 | Урок-путешествие "Моя малая родина" | Интерактивное путешествие по городу | 1 | | | |||||||||
ВСЕГО | | 33 | | |
Учебно-тематический план
2 класс
№ | Тема | Практическая часть | Кол-во часов | План | Факт | ||||||||
I. Славяне, Русь, Владимирская земля | |||||||||||||
1 | Княжества Руси. Владимир-столица Древней Руси Владимир Красное Солнышко и Владимир Мономах- основатели древнего города Владимир | Изучение исторической справки, оформление странички портфолио | 1 | | | ||||||||
2 | Урок-экскурсия: Золотые ворота Древней Руси. Грозные дни татарской осады (диаграмма обороны города от нашествия Батыя). | Интерактивная экскурсия по городу | 1 | | | ||||||||
3 | История моего города | Изучение информации и оформление странички портфолио | 1 | | | ||||||||
4 | Урок-экскурсия по родному городу | Знакомство с достопримечательностями. Рассказы о родном городе | 1 | | | ||||||||
5-6 | Моя родословная-летопись семьи | Оформление родословной | 2 | | | ||||||||
II Герои земли Владимирской, их нравственный подвиг | |||||||||||||
1-2 | Илья Муромец-богатырь русский | Знакомство с былинами (чтение и изучение), составление характеристики былинного героя | 2 | | | ||||||||
3 | Русская былина | Организация или посещение выставки | 1 | | | ||||||||
4 | Что такое житие? Сказание о Петре и Февронии | Знакомство с житием, изучение личности святых | 1 | | | ||||||||
5 | Андрей Боголюбский | Изучение исторической справки | 1 | | | ||||||||
6 | Александр Невский. Изучаем геральдику: орден А Невского . Герб г.Владимира. Герб родного города | Изучение исторической справки, рисование гербов, оформление странички портфолио | 1 | | | ||||||||
III Праздники христианской Руси | |||||||||||||
1 | Круг светлых дней. Понятие церковного года (календаря) | Изучение церковного календаря | 1 | | | ||||||||
2 | Земледельческий календарь. Осенины. Обрядовые песни. | Изучение земледельческого календаря | 1 | | | ||||||||
3 | Рождество Христово. Традиции праздника. | Конкурс творческих работ, изучение традиций | 1 | | | ||||||||
4 | Масленица. Народные игры | Изучение традиций | 1 | | | ||||||||
5 | Пасха. | Изучение традиций/конкурс творческих работ | 1 | | | ||||||||
6-7 | Новые традиции праздников
| Изучение традиций/ сообщения о праздниках | 2 | | | ||||||||
8-9 | Готовим праздник | Подготовка к мероприятию | 2 | | | ||||||||
IV. Крестьянское жилище и утварь | |||||||||||||
1 | Особенности архитектуры и украшений избы. Связь мотивов деревянной резьбы с народными верованиями. | Рисование русской избы/ аппликация | 1 | | | ||||||||
2-3 | Изучаем интерьер русской избы: печь-кормилица - душа крестьянского дома. Крестьянская мебель. Красный угол. Связь быта с фольклором. | Знакомство с фольклором родного края, изучение интерьера русской избы (интерактивное путешествие)/экскурсия в музей | 2 | | | ||||||||
4 | Крестьянская утварь. Посуда (глиняная, деревянная, плетеная) | Знакомство с крестьянской утварью, изучение особенностей посуды. Лепка посуды | 1 | | | ||||||||
5-6 | Крестьянский двор - совокупность жилых и хозяйственных построек с прилегающим участком. | Проект "Крестьянский двор" (оформление макета) Изучение особенностей построек | 2 | | | ||||||||
7-8 | Урок-презентация детских рисунков «Русская изба». | Оформление выставки | 2 | | | ||||||||
9-10 | «Скатерть-самобранка» Русская кухня и традиции русского чаепития. | Оформление стола для чаепития, изучение правил этикета | 2 | | | ||||||||
V.Крестьянская одежда | |||||||||||||
1 | Особенность русского костюма. | Изучение и выявление местных различий в костюмах. Практическое назначение народного костюма: будничный и праздничный; девичий, женский, старушечий . | 1 | | | ||||||||
2 | Красота русской женщины в национальном костюме. | Ознакомление с основными частями праздничной одежды, изучение картин художников | 1 | | | ||||||||
3 | Урок-экскурсия в краеведческий музей | Экскурсия | 1 | | | ||||||||
ВСЕГО:__34____Календарно_--тематический_план'>ВСЕГО: | 34 | |
Календарно --тематический план
3 класс
№ | Тема | Практическая часть | Кол-во часов | План | Факт | ||
I. Красота природы родного края | |||||||
1-3 | Природа в городе. | Экскурсия-наблюдение за природой. Рисование по наблюдениям экскурсии Экология города | 3 | | | ||
4-6 | Что растет в поле и на огороде. | Изучение лекарственных растений края. Растения края, занесенные в Красную книгу | 3 | | | ||
7-9 | Животный мир Владимирской области | Изучение животного мира, сообщения о животных | 3 | | | ||
10-13 | Природа нашего края в стихах и рассказах | Знакомство с творчеством писателей С.Никитина, И.Симонова, В.Солоухина, владимирского краеведа Н.Сысоева | 4 | | | ||
14-15 | Природа нашего края в произведениях художников Владимирской земли | Знакомство с творчеством художников: В.Юкина, К. Бритова, В.Кокурина, Н.Модорова и др. | 2 | | | ||
II. Красота рукотворная | |||||||
1-2 | Певческая и музыкальная культура родного края. | Знакомство с музыкальной культурой родного края | 2 | | | ||
3-9 | Красота и симметрия. Каменное и деревянное зодчество края Декоративно прикладное искусство малой родины. | Знакомство с храмами и церквями /Экскурсия в музей деревянного зодчества г. Суздаль. Знакомство с произведениями народных умельцев малой родины | 7 | | | ||
10 | Создаем красоту сами Готовим выставку творческих работ. | Оформление выставки | 1 | | | ||
11-12 | Азбука и первые книги на Руси и в нашем городе. Кирилл и Мефодий -учителя славян, составители славянской азбуки. | Знакомство с историей создания славянской азбуки, первых книг | 2 | | | ||
13-16 | Книги писателей и поэтов Владимирского края. | Изучение произведений писателей и поэтов/конкурс чтецов | 4 | | | ||
17-19 | Дни славянской письменности и культуры на владимирской земле. | Подготовка выступления к празднику | 3 | | | ||
ВСЕГО | | 34 | |