Файл: Пояснительная записка 2 ожидаемые результаты освоения программы 4 Основным критерием результативности освоения образовательной программы Я и мое Отечество.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4 ступень - 4 класс "Мое Отечество сынами славится!"

При изучении курса каждый учащийся совместно с родителями оформляет папку-портфолио "Моя малая Родина".

I. ( 1 класс ) "Моя малая Родина - часть большой страны"

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание программы 1 класса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с родным городом.

II. ( 2 класс ) История родного края - путешествуем в Древнюю Русь

История одно из ведущих мест в системе гуманитарных наук и оказывает существенное влияние на формирование личности. Историческое сознание, историческая память - важнейшие составляющие духовной культуры общества. Благодаря исторической пропедевтике учащиеся получают возможность осознать свою причастность к истории, понять, что и они так же являются носителями исторической памяти, почувствовать, что такое связь времен, связь поколений, познакомиться с благородными образцами служения Отечеству.

Задача программы 2 класса- показать хронотоп развития малой родины в историко-краеведческом и социокультурном аспектах. На данном этапе работы формируется отношение к познанию как к духовно-нравственной потребности. Это отношение выстраивается как открытие субъективно нового в мире культурно-исторических ценностей, побуждающее к самоопределению школьником смысла и содержания накопленного жизненного опыта в историко-культурном пространстве развития своей малой родины и народа.

II. (3 класс) Культура моего народа – знакомимся с литературой и искусством родного края.


Приоритетным на этом этапе является чувственно-эмоциональное проживание детьми красоты родной земли, погружение в мир музыкальной и художественной культуры родного края, знакомство с культурными традициями прошлого и настоящего своего народа. В силу этого реализация деятельностного подхода в образовательном процессе осуществляется через организацию различных видов художественно – творческой деятельности детей, передающих их ощущение и самовосприятие себя как жителя древнего и трудового города.

Задача программы 3 класса – погружение в мир музыкальной и художественной культуры малой родины и создание у детей эмоционально-образной картины своего края .

III. (4 класс) «Мое Отечество сынами славится!»

Задача программы 4 класса - создание образовательной среды, позволяющей раскрыть перед учащимися на примере жизненного пути выдающихся земляков прошлого и настоящего возможности самореализации и самосозидания человека. Все аспекты программы этого года рассматриваются через показ человека, его сущности, его деятельности для города/села, для будущего. Это поможет воспитать в учащихся гордость за принадлежность к человеческому роду, за место, где родился и вырос, стремление самому быть носителем общечеловеческих ценностей, преобразователем и творцом мира.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Программа ориентирована на 4-летний нормативный срок обучения.

Продолжительность учебного года 1-го класса – 33 недели. Продолжительность занятия 40 минут.

Продолжительность учебного года 2-го – 4- классов – 34 недели.

Продолжительность занятия 40 минут.

Количество часов в неделю: 1 час.

Весь курс рассчитан на 135 часов, 33 ч. в 1 классе, 102 ч. в 2-4 классах на каждый учебный год.
Таблицы тематического распределения количества часов

Учебно-тематический план

1 класс



Тема

Практическая часть

Кол-во часов

План

Факт

I. Моя школа - мой дом

1

С чего начинается Родина? Введение в краеведение

Техника безопасности на занятиях (инструктаж)

1







2

Родная школа

Экскурсия по школе

1







3

Моя школа - мой дом

Из истории школы (изучение информации)

1







4

С днем рождения, наш класс

Игры-знакомства

1







5

Моя улица. Безопасная дорога домой

Знакомство с правилами безопасности

1







6

Моя школа в картинках

Рисование иллюстраций на тему "Моя школа, мой класс"










II. Я и моя семья

1

Я и мое имя. День ангела

Изучение топонимики имен

1







2

Моя семья. Семейные традиции.

Оформление семейной странички

1







3

Профессии в моей семье

Рассказ о профессиях семьи

1







4

Мой знаменитый предок

Изучение родословной совместно с родителями. Рассказ о предке

1







5

Мой четвероногий друг. Мое увлечение

Фотовыставка/рисунки

Рассказ о увлечениях

1







6

Наша дружная семья

Выставка творческих работ"Моя семья"

1







III. Мой родной город

1

Гусь - Хрустальный - мой родной город

Изучение исторической справки

1







2

Аким Мальцов - основатель города

Изучение исторической справки

1







3

Символика моего города

Конкурс рисунков

1







4

Мой любимый уголок

Изучение достопримечательностей

1







5

Мой любимый уголок. Экскурсия

Изучение достопримечательностей

1





6

Промышленность и промыслы

Изучение исторической справки

1






7

Знаменитые улицы моего города

Изучение топонимики улиц и районов города

1







8

Прикоснуться к вечности (история храмов)

Изучение истории храмов

1







9

Лесная школа. Растения и животные моего края

Изучение фото- и видеоматериалов

1







10

Лесная школа. Растения и животные моего края

Сообщения о растениях и животных

1







11

Национальный парк "Мещера"

Изучение сведений о национальном парке

1







12

Традиции моего города

Знакомство с традициями и праздниками (День Никиты Гусятника)

1







13

Знаменитые люди моего города

Изучение исторической справки

1







14

Литературное творчество

Знакомство с писателями родного города

1







15

Город - воин, город -труженик

Изучение исторического прошлого (военное время)

1







IV. Мой город - часть большой страны

1

Мой город на карте Владимирской области

Изучение карты Владимирской области

1







2

Город Владимир - административный центр Владимирской области

Знакомство с городом Владимир (изучение материалов)

1







3

Владимирская область на карте России

Знакомство с картой России

1







4

Россия - Родина моя

Изучение символики, народных традиций

1







5

Россия - Родина моя

Конкурс стихов о родине










6

Урок-путешествие "Моя малая родина"

Интерактивное путешествие по городу

1







ВСЕГО




33








Учебно-тематический план

2 класс



Тема

Практическая часть

Кол-во часов

План

Факт

I. Славяне, Русь, Владимирская земля

1

Княжества Руси. Владимир-столица Древней Руси Владимир Красное Солнышко и Владимир Мономах- основатели древнего города Владимир

Изучение исторической справки, оформление странички портфолио

1







2

Урок-экскурсия: Золотые ворота Древней Руси. Грозные дни татарской осады (диаграмма обороны города от нашествия Батыя).

Интерактивная экскурсия по городу

1







3

История моего города

Изучение информации и оформление странички портфолио

1







4

Урок-экскурсия по родному городу

Знакомство с достопримечательностями. Рассказы о родном городе

1







5-6

Моя родословная-летопись семьи

Оформление родословной

2







II Герои земли Владимирской, их нравственный подвиг

1-2

Илья Муромец-богатырь русский

Знакомство с былинами (чтение и изучение), составление характеристики былинного героя

2







3

Русская былина

Организация или посещение выставки

1







4

Что такое житие? Сказание о Петре и Февронии

Знакомство с житием, изучение личности святых

1







5

Андрей Боголюбский

Изучение исторической справки

1







6

Александр Невский.

Изучаем геральдику:

орден А Невского .

Герб г.Владимира.

Герб родного города

Изучение исторической справки, рисование гербов, оформление странички портфолио

1







III Праздники христианской Руси

1

Круг светлых дней. Понятие церковного года (календаря)

Изучение церковного календаря

1







2

Земледельческий календарь.

Осенины. Обрядовые песни.

Изучение земледельческого календаря

1







3

Рождество Христово. Традиции праздника.

Конкурс творческих работ, изучение традиций

1







4

Масленица. Народные игры

Изучение традиций

1







5

Пасха.

Изучение традиций/конкурс творческих работ

1







6-7

Новые традиции праздников

  • праздник первого огурца

  • гусиные бои.

Изучение традиций/ сообщения о праздниках

2






8-9

Готовим праздник

Подготовка к мероприятию

2







IV. Крестьянское жилище и утварь

1

Особенности архитектуры и украшений избы. Связь мотивов деревянной резьбы с народными верованиями.

Рисование русской избы/ аппликация

1







2-3

Изучаем интерьер русской избы: печь-кормилица - душа крестьянского дома. Крестьянская мебель. Красный угол. Связь быта с фольклором.

Знакомство с фольклором родного края, изучение интерьера русской избы (интерактивное путешествие)/экскурсия в музей

2







4

Крестьянская утварь. Посуда (глиняная, деревянная, плетеная)

Знакомство с крестьянской утварью, изучение особенностей посуды. Лепка посуды

1







5-6

Крестьянский двор - совокупность жилых и хозяйственных построек с прилегающим участком.

Проект "Крестьянский двор" (оформление макета)

Изучение особенностей построек

2







7-8

Урок-презентация детских рисунков «Русская изба».

Оформление выставки

2







9-10

«Скатерть-самобранка» Русская кухня и традиции русского чаепития.

Оформление стола для чаепития, изучение правил этикета

2







V.Крестьянская одежда

1

Особенность русского костюма.

Изучение и выявление местных различий в костюмах. Практическое назначение народного костюма: будничный и праздничный; девичий, женский, старушечий .

1







2

Красота русской женщины в национальном костюме.

Ознакомление с основными частями праздничной одежды, изучение картин художников

1







3

Урок-экскурсия в краеведческий музей

Экскурсия

1







ВСЕГО:__34____Календарно_--тематический_план'>ВСЕГО:

34





Календарно --тематический план

3 класс



Тема

Практическая часть

Кол-во часов

План

Факт

I. Красота природы родного края

1-3

Природа в городе.


Экскурсия-наблюдение за природой. Рисование по наблюдениям экскурсии

Экология города

3







4-6

Что растет в поле и на огороде.


Изучение лекарственных растений края.

Растения края, занесенные в Красную книгу

3







7-9

Животный мир Владимирской области

Изучение животного мира, сообщения о животных

3







10-13

Природа нашего края в стихах и рассказах


Знакомство с творчеством писателей С.Никитина, И.Симонова, В.Солоухина, владимирского краеведа Н.Сысоева

4







14-15

Природа нашего края в произведениях художников Владимирской земли


Знакомство с творчеством художников: В.Юкина, К. Бритова, В.Кокурина, Н.Модорова и др.

2







II. Красота рукотворная

1-2

Певческая и музыкальная культура родного края.

Знакомство с музыкальной культурой родного края

2







3-9

Красота и симметрия. Каменное и деревянное зодчество края

Декоративно прикладное искусство малой родины.



Знакомство с храмами и церквями /Экскурсия в музей деревянного зодчества г. Суздаль. Знакомство с произведениями народных умельцев малой родины

7







10

Создаем красоту сами

Готовим выставку творческих работ.

Оформление выставки

1







11-12

Азбука и первые книги на Руси и в нашем городе.

Кирилл и Мефодий -учителя славян, составители славянской азбуки.

Знакомство с историей создания славянской азбуки, первых книг

2







13-16

Книги писателей и поэтов Владимирского края.

Изучение произведений писателей и поэтов/конкурс чтецов

4







17-19

Дни славянской письменности и культуры на владимирской земле.

Подготовка выступления к празднику

3







ВСЕГО




34