Файл: Развитие воспитательного потенциала современной семьи в ходе реализации образовательнного детского родительского проекта родные люди.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
семьи. Отдых, организация досуга.

Статусная. Передача по наследству некоторых статусов, например место в культуре, национальность, место в социальной страте и др. Особенно велико место этой функции в классовых обществах.

Ведущая роль в современной семье принадлежит супругам, которые со временем становятся еще и родителями. Поэтому все многообразие семейных функций можно условно разделить на две группы. Первую из них составляют супружескиефункции, вторую — родительские.

В группу супружеских функций входят функции духовного (культурного) общения, хозяйственно-бытовая, управленческая (оба супруга являются организаторами жизнедеятельности семьи в целом), функция первичного социального контроля, представительская функция (супруги представляют семью, выступают от ее имени во всех других ячейках общества — организациях, учреждениях, семьях и др.), эмоциональная, сексуально-эротическая и другие.

Группа родительскихфункций включает функции рождения и воспитания (первичной социализации) детей, содержания и опеки несовершеннолетних и нетрудоспособных (недееспособных) членов семьи. [9, 25с.]

А.В. Мудрик автор книги «Социальная педагогика» говорит, что современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и – что для нас еще важнее – коренным изменением своих эмоционально – психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь всё более эмоционально – психологическими, т.е. определяемым глубиной их привязанности друг к другу, ибо для большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Назовем некоторые из них.

Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений – родители и дети; бабушки и дедушки, другие родственники как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилым, сиблингами (братьями – сестрам), тетками, дядями и др.

Во-вторых, при сохранении традиционного «мужского» и «женского» труда, первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.


В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной привязанности друг к другу, поскольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.

В-четвёртых, сложнее и проблематичны стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Но процесс это трудный, в первую очередь для родителей. Дети не редко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они заполняют временем среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения с родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему приходит авторитет личности родителей. [1, 24с.]

Социализирующие функции семьи:

Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенческом и раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрасте ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

Семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы.

Так же семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выращенные в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а так же влияет на отношения детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность.

Из всего многообразия окружающего мира, который, так или иначе, влияет на маленького ребенка, особое значение имеет круг общения, в который входят родители, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым. Эмоциональный образ, которых запечатлевается в его сознании на всю жизнь. Семья - дифференцированная социальная группа. Чтобы пополнить характеристику уникальности семейного воспитания, отметим то, что, будучи малой группой, семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учесть, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, где представлены различные по возрасту, полу и по профессии «подсистемы», что позволяет ребенку широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовывать потребности. 



Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями. От возможностей и от того, насколько они обоснованно и целенаправленно используют их, зависят результаты домашнего воспитания. Ученые включают в понятие «воспитательный потенциал семьи» много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, принимаются такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Условно эти факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам.

Факторы воспитательного потенциала семьи: социально-культурный (гражданская политика, климат семьи),социально-экономический (имущественные характеристики семьи и занятость родителей на работе), технико-гигиенический (место и условия проживания), демографический (структура и состав семьи).

1. Социально – культурный фактор. Домашнее воспитание во многом определяется тем, как относятся родители к этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно. Наиболее благоприятные условия воспитания связаны с гражданской позицией родителей: насколько они осознают ответственность за воспитание детей, как важней социальной обязанности члена общества.

А.С. Макаренко развил мысль о том, что воспитание ребенка в семье – это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: невоспитанные дети – это горе и слезы для семьи, и для страны в целом.

Семья – сложная система взаимоотношений между супругами между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру. Доверие к миру является основой формирования позитивного самоощущения ребенка. Эмоционально благоприятные взаимоотношения в семье стимулируют у всех ее членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений (на сверстников в детском саду, школе, на коллег по работе и т.д.). И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания. Культура семьи, которая накладывает свой отпечаток на все сферы ее деятельности (быт, взаимоотношения, характер и содержание досуга и др.), - одна из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей, а также других ее членов. Учитывая широкий диапазон понятия «культура», можно предположить, что качество семейного воспитания будет во многом обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка.


Родители, озабоченные судьбой ребенка, серьезнее подходят к выбору для него детского сада, школы, учреждений дополнительного образования (спортивная секция, кружок, музыкальная школа и др.), делят с общественными институтами воспитания часть забот об образовании и развитии ребенка, ищут пути взаимодействия с профессиональными педагогами, всячески поддерживают их авторитет в глазах ребенка. Такие родители охотно принимают участие в жизни и деятельности того учреждения, где воспитывается их ребенок.

2. Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание современных детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможности семьи содержать детей, обеспечить их полноценное развитие во многом сопряжены с общественно - политическим и социально-экономическим положением в стране. В последние года на всех сторонах жизнедеятельности отечественных семей и их экономическом положении негативно сказались кризисные явления в социально-экономической сфере страны. Массовые явления нерентабельности производства, безработица, особенно в скрытых ее формах, нарушения общественно необходимого платы за труд, практика не платежей и отсрочек выплат заработной платы, пособий, пенсий – все это привело к падению уровня жизни значительной массы семей. Обострились проблемы обеспеченности семей жильем, его оплаты, текущего и капитального ремонта. Для значительной массы семей с низкими и средними доходами осложнились проблемы отдыха, культурного спортивного досуга и в значительной мере здравоохранения, а также образования и воспитания подрастающего поколения.

Между тем специалисты считают, что зарплата работника наемного труда должна учитывать не только материальные духовные потребности самого работника, но и соответствующие потребности его детей. Заработная плата ниже прожиточного уровня ведет к деградации трудового населения, экономически разрушает семью, способствует росту социальной напряженности в обществе.

3. Технико – гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудования жилища особенностей образа жизни семьи. Удобная и красивая среда обитания – это не дополнительное украшение в жизни, она оказывает большое влияние на развитие и воспитание детей. Любое жилье необходимо сделать максимально чистым, уютным, функционально оправданным, имеющим свою индивидуальность.


4. Демографический фактор показывает структуру и состав семьи (полная, неполная, сложная, простая, однодетная, многодетная). В гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия, любви. Бесспорно, что в таких семьях лучшие условия для творческого воспитательного процесса. 
Таким образом, современная наука располагает данными о том, что семья – первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека. На качество воспитания влияют такие факторы, как социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический.

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей.

Семья влияет на ребенка, приобщает к окружающей жизни. Одной любви недостаточно для того, чтобы дети росли, развивались. Если родители не компетентны в вопросах воспитания, то их дети не могут стать личностями. И хотя любовь является для большинства родителей естественным чувством, мало кто из детей получает именно ту любовь, которая помогает расти и развиваться.

Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество. Сегодня большинство людей вступающих в брак – это люди со средним и высшем образованием. Почему же у многих родителей происходит смещение многих нравственных понятий, что неизбежно отражается на воспитании детей.

Повышение ответственности родителей детей, углубление взаимодействия между семьей и общественными организациями, занимающимися воспитанием подрастающего поколения, тесно связаны с решением задачи педагогического просвещения.

«Каждой семье – педагогическую культуру» - этот девиз становится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющихся сейчас в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя, дать тот минимум знаний, который необходим для воспитания ребенка.

В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольных учреждений в работе с семьей. Очевидна важность дальнейшего содержания, форм и методов сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем развитии личности ребенка.

Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей. Вот почему он должен хорошо знать «болевые» точки семейной педагогики.