Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы учёта и анализа расходов
1.1. Расходы в учётно-аналитической системе: понятия и классификация
1.2. Эволюция системного отражения информации о расходах на счетах бухгалтерского учёта
1.3. Проблемы отражения и анализа расходов
Глава 2. Анализ существующей практики учёта и анализа расходов на примере интернет магазина «ОЗОН»
2.1. Характеристика интернет магазина «ОЗОН» и его основные показатели
2.2. Основополагающие принципы учёта расходов интернет магазина «ОЗОН»
2.3. Анализ расходов интернет магазина «ОЗОН»
Глава 3. Направления совершенствования учёта и анализа расходов интернет магазина «ОЗОН»
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию финансовой деятельности
В раздел «Финансовые результаты» вошли такие счета как: счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 96 «Резервы предстоящих расходов», 97 «Расходы будущих периодов», 98 «Доходы будущих периодов», 99 «Прибыли и убытки».
1.3. Проблемы отражения и анализа расходов
При определении деловой активности предприятия необходимо знать текущую величину финансового результата за конкретный промежуток времени, а именно прибыли, полученной предприятием за текущую деятельность. Прибыль формируется за счет таких показателей как полученные доходы и понесенные расходы.
Итоговый финансовый результат важен для интересующихся сторон предприятия, поэтому успешное формирование позволяет всем участникам деятельности в конечном итоге достичь своих финансовых целей. На данной стадии возникают проблемы учета и анализа расходов предприятия.
В Российском законодательстве существует расхождения, противоречащие взаимодействию Гражданского и Налогового кодекса. Противоречие состоит в том, что происходит разделение видов налоговых сборов, т.е. существуют налоги федерального значения и субъекты берут на себя право постоянно увеличивать список налоговых сборов. Так же существуют противоречия между Земельным и Гражданским кодексом (гл. 17). Между нормами Трудового кодекса и нормами ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не соотносятся между собой и нормы Трудового кодекса РФ, Федерального закона «О коммерческой тайне» и Гражданского кодекса РФ в вопросах урегулирования ответственности работников, при разглашении сведений, составляющие коммерческую, служебную или иную тайну.
Налоговый учет регулируется Налоговым кодексом РФ, в котором не прописано как должен вестись учет на предприятии. Можно предположить, что основы должны быть изложены в части первой НК РФ в отдельной большой статье или нескольких последовательных.
Согласно НК РФ, в статье 313 НК РФ можно увидеть определение налогового учета. Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
В Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон № 402-ФЗ) дается такое определение бухгалтерскому учету. Бухгалтерский учет — это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными Законом № 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 2 ст. 1 Закона № 402-ФЗ).
Из выше приведенного определения можно выделить цель бухгалтерского учета - это составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, на основании которой можно увидеть результаты деятельности организации (в соответствии с ФЗ №402 «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 г.), что невозможно сделать, используя данные налогового учета. К финансовой отчетности больший интерес уделяют внутренние пользователи (учредители, руководители) так, как на основании отчетности они принимают управленческие решения. Соответственно, видно, что организация должна вести одновременно и бухгалтерский и налоговый учет. В соответствии с действующим законодательством можно выделить такие различия в признание расходов. Под признанием расходов понимается уменьшение экономических выгод и их документальное подтверждение;
Признание расходов является сложным процессом, так как организации учитывают все понесенные расходы, но существует проблема того, что в налоговом законодательстве далеко не все расходы можно учитывать, в отличии от бухгалтерского учета. Ниже в таблице 3 представлено сравнение признания расходов в бухгалтерском и налоговом учете и их расхождения.
Таблица 3
Сравнение признания расходов в бухгалтерском и налоговом учете
Признание расходов бухгалтерском учете. | Признание расходов в налоговом учете. |
Определение расходов согласно ПБУ 10/99 – расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) (п. 2 ПБУ 10/99). | Определение расходов согласно НК РФ - к расходам относятся доказанные и документально удостоверенные затраты, осуществленные налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ). |
Продолжение таблицы 3
Перечень расходов, которые не могут быть признаны в бухгалтерском учете: -расходы в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т ш); -вклады в уставные капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи); -по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т п.; -в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг; -в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг; -в погашение кредита, займа, полученных организацией. | Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, т.е. существуют такие условия как: -затраты обоснованы; -затраты документально подтверждены; -затраты произведены для осуществления деятельности, в следствии которой будет получен доход. |
В ПБУ 10/99 прописаны расходы, которые принимаются в бухгалтерском учете: расход осуществляется в соответствии с определенным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота; сумма расхода может быть установлена; есть уверенность, что в результате конкретной операции произойдет снижение экономических выгод организации. | |
В итоге во многом признание расходов совпадает в учетах, но есть и различия, например, такие как:
-
расходы в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения; в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет; в виде взноса в уставный (складочный) капитал и другие расходы, а в бухгалтерском учете, указанные расходы учитываются; -
суточные по России можно включить в расходы по налогу на прибыль в размере, не превышающем 700 рублей, т.е. это нормируемые расходы, а в бухгалтерском учете нет таких ограничений; -
так же существует деление на прямые косвенные расходы в налоговом законодательстве, чего нет в бухгалтерском.
Таким образом, учитывая расходы нужно в первую очередь ориентироваться на налоговое законодательство, так как расходы уменьшают налогооблагаемую базу, что для налоговых органов не выгодно. И поэтому, проводя проверку в первую очередь они будут обращать внимание на расходы, ведь чем больше расходов, тем меньше будет уплаченный налог в бюджет.
Одним из видов расхождений, т.е. проблемой может служит то, что в НК РФ отчисления на социальные нужды не выделяется на отдельные элементы в отличии от бухгалтерского учета.
Таким образом, проблемы в учете и анализе расходов существует много. Причиной, конечно, служит, то, что при признании расходов каждое предприятие стремиться как можно больше принять к учету для того, чтобы уменьшить свою налогооблагаемую базу что в итоге приведет к меньшей уплате налогов. Но, с другой стороны, налоговые органы с каждым годом все строже относятся к принятию расходов предприятиями, так как многие пользуются возможностью принимать лишние расходы и нарушают этим закон
Глава 2. Анализ существующей практики учёта и анализа расходов на примере интернет магазина «ОЗОН»
2.1. Характеристика интернет магазина «ОЗОН» и его основные показатели
Компания OZON (Ozon Holdings PLC) — российский универсальный интернет-магазин, который был основан в 1998 году Санкт-Петербугской компанией «Reksoft» и издательством «Terra Fantastica». На данный момент OZON торгует 27 млн товарных наименований в 20 категориях. Компания также управляет российским онлайн-турагентством Ozon. Travel и имеет долю в «Литрес» — крупнейшей российской платформе электронных книг.
OZON разделен на маркетплейс и бизнес прямых продаж.
Маркетплейс — площадка для электронной коммерции, на которой выставляются товары разных продавцов. То есть сторонний продавец приходит на Озон, открывает там свой магазин и продает товары пользователям платформы, платя самому Озону.
Прямые продажи – это реализация товара или услуги при личном общении продавца с клиентом. В этом случае между Озон и покупателем нет посредника в виде стороннего продавца. То есть компания выступает продавцом, покупатель платит ей за товар напрямую.
OZON использует GMV. Валовой объем товаров (Валовая стоимость товаров, GMV) — это термин, используемый в розничной торговле в Интернете для обозначения общей стоимости в долларах США товаров, проданных через определенный рынок в течение определенного периода времени. Это общая стоимость всех заказов, обработанных через платформу Ozon, включая выручку от услуг, оказываемых продавцам и покупателям (доставка, реклама и т.д.). В неё не ее включают скидки, возвраты и отмены, а также денежные потоки от Ozon.travel.
Показатель GMV есть как у маркетплейса, так и у прямых продаж. Поскольку маркетплейс был открыт в 2018г, его GMV тогда был очень маленьким: 1% от всего GMV. Доля прямых продаж обратна доле маркетплейса в общем GMV.
Выручки от прямых продаж и от маркетплейса сильно различаются, что показано в таблице 4.
Таблица 4
Результаты за 2020г
| Доля в общем GMV, в % | Доля в общей выручке, в % |
Прямые продажи | 48 | 78 |
Маркетплейс | 48 | 16 |