Файл: I. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников посредством дидактической игры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 283

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников посредством дидактической игры.

2.1.2. Психолого-педагогический потенциал детской игры

Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию

Библиография

Тесты, направленные на определение степени овладениялогическими операциями мышления (сравнение, классификация, обобщение, установление аналогий)

Математический тест на определениеуровня развития мыслительных операций детей

Наблюдение и классификация по самостоятельно найденному и заданному основанию, самоконтроль.

Слушание, классификация по самостоятельно найденномуи заданному основанию, самоконтроль

Чтение, классификация по самостоятельно найденномуили заданному основанию, самоконтроль

Наблюдение, обобщение, самоконтроль

Слушание, обобщение, самоконтроль

Математический тест на определение
уровня развития мыслительных операций детей


Задание 1. «Анаграмма» (спрятанное число).

Цель: выявить уровень сформированности у школьников умения анализировать.

Найди анаграмматическую пару, из чисел, находящихся в скобках.

1) 4782 (4738, 7482, 8265);

2) 3954 (1268, 3951, 4359);

3) 8612 (6821, 1251, 8152);

4) 3621 (3629, 2161, 1326);

5) 7416 (7417, 4176, 4166).
Задание 2.

Цель: выявить уровень сформированности умения выделять существенные признаки понятий.

Перед скобками слово, а в скобках - 5 слов. Найдите 2 слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова, стоящего перед скобками. Подчеркните эти слова.

1) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага);

2) Куб (углы, дерево, камень, чертеж, сторона);

3) Кольцо (диаметр, проба, круглость, печать, дверь);

4) Задача (условие, медаль, врач, слово, вопрос);

5) Сложение (сумма, бумага, победа, деньги, слагаемое).
Задание 3.

Цель: выявить уровень сформированности умения сравнивать предметы, понятия.

Сравни понятия: треугольник и прямоугольник. Общие и отличительные черты выпиши на месте в 2 столбика.
Задание 4.

Цель: выявить уровень сформированности операции анализа и классификации.

Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Подчеркните его.

1) Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.

2) Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.

3) Секунда, час, год, вечер, неделя.

4) Круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник.

5) Сантиметр, метр, литр, километр, дециметр.
Задание 5.

Цель: выявить уровень сформированности умения обобщать понятия.

Вам предлагается 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко, предложение должно содержать не более 3-4 слов).

1) Математика - русский язык.

2) Квадрат - треугольник.

3) Сумма - произведение.

4) Плюс - минус.

5) Сантиметр - метр.
Приложение 3


ИГРОТЕКА

Наблюдение и классификация по самостоятельно найденному и заданному основанию, самоконтроль.




Живые группы.

Для этой игры не потребуется никакой специальной подготовки, поскольку группировать дети будут сами себя. Педагог предлагает выбрать водящего, который на некоторое время удаляется за дверь. В его отсутствие дети договариваются между собой, на основании каких признаков они будут объединятся в группы. Водящий, вернувшись, должен догадаться, какое основание для группировки выбрали дети. Если он определяет его правильно, то выбирается другой водящий, если нет - игра повторяется до тех пор, пока водящий правильно не определит принцип новых группировок детей.

Вариант игры - один из игроков проводит классификацию (делит игроков на группы) на основании только ему известного признака, а все остальные должны, глядя на созданные группы, угадать, что это за признак.
Разноцветные пуговицы.

Название игры условно, т.к. пуговицы отличаются друг от друга не только по цвету, но и форме, количеству отверстий для пришивания, наличию или отсутствию «ножки» и др. Педагог предлагает детям в ходе игры разделить собранную совместными усилиями богатую «коллекцию» пуговиц сначала на две группы - подходящие к подходящим, потом - на три, четыре и т.д. Каждый раз после того, как дети выполняет задание, необходимо обсудить с ними основание выделения групп и оценивать соответствие результата группировки выбранному основанию.
Какую группу спрятали?

Взрослый объясняет детям, что на настенном полотне (или на доске) расположены картинки разных групп и предлагает их, не называя, рассмотреть. Затем дети ненадолго закрывают по его просьбе глаза или отворачиваются от картинок. Взрослый в этот момент снимает картинки, относящиеся к какой-либо одной группе. Задача играющих - быстро и правильно отгадать, какая группа спрятана и как можно полнее перечислить входящие в нее картинки.

При повторении игры прячутся картинки уже другой группы.
Подбери нужную карточку.

Перед началом игры на доске рисуется большой прямоугольник, который разбивается на 6-8 клеток. В клетках - изображения чисел. Другой игровой материал - карточки с изображением разного количества предметов (грибов, звездочек, флажков, яблок и др.) - расположен на столе у педагога.

От каждой команды детей (или от каждого ряда детей, сидящих за партами) выходят по одному ребенку и тянут карточки с изображением предметов, которые они должны прикрепить на ту клетку прямоугольника, где находится соответствующая числовая фигура. Выигрывает та команда, игроки которой справились с заданием правильнее и быстрее.



Выбери быстро.

Для проведения игры потребуется предварительно вырезать из цветной бумаги 15 небольших треугольников, квадратов, прямоугольников и кругов различной величины и наклеить их в беспорядке на белый лист бумаги 50х50 см.

Прикрывая газетой по одну, то другую часть листа, ведущий подсчитывает, какое количество и каких фигур видно целиком. Во время игры он кладет газету на эти же места и предлагает одним детям считать треугольники, другим - квадраты и т.д. На подсчет дается не более 20-30 сек. За правильный ответ начисляется очко. По окончании игры очки подсчитывают и определяется победитель.

Слушание, классификация по самостоятельно найденному
и заданному основанию, самоконтроль



Скажи пятое!

Играют несколько человек, один из игроков - водящий. Он обращается к кому-либо с предложением - «скажи пятое». При этом он должен быстро назвать подряд четыре каких либо объекта (геометрические фигуры, арифметические знаки, единицы длины, времени, массы и т.д.), а тот, к кому водящий обращается, должен, как только он закончит говорить, немедленно назвать пятое. Повторять сказанное водящий не имеет права. Если ответ последует вовремя, то тот, кто ответил, становится водящим: если нет, водящий остается прежний.
У кого хороший слух?

Педагог предлагает детям внимательно слушать числа, которые он будет произносить, и хлопать в ладоши тогда, когда они услышат в числе заранее названную взрослым цифру. Выигрывает тот, кто не разу не ошибся.
Продолжай!

Играют две команды. Педагог называет несколько чисел, которые подчинены определенному правилу (например, 2, 4, 6, 8).

Представители каждой команды определяют самостоятельно принцип подбора чисел и по очереди подбирают и называют их. Затем набор чисел, предлагаемых педагогом, меняется - следовательно, меняется игровое задание детям, и игра продолжается.

Чтение, классификация по самостоятельно найденному
или заданному основанию, самоконтроль



Кто самый внимательный?

В игре педагог предлагает детям:

  • из предложенных карточек выбрать только те, на которых написаны числа (например, карточка 1: 5, 2, 7);

  • составить, пользуясь этими числами верное равенство (например, 5+2=7 или 7-2=5).


Тот, кто выполнит задание быстрее всех и без ошибок, признается победителем.
Карточка 1

К

С

2

Ответ:

7-2=5

2+5=7

5+2=7

5

У

7


Карточка 2

6

У

Л

Ответ:

6-2=4

4+2=6

2+4=6

К

2

4

Карточка 3

К

2

К

3

Ответ:

7+3+4+5-2-1=16
16-7-3--4+1+2=5
16+2-3+1-4-5=7 и т.д.

Т

1

7

а

5

О

16

4


Прочитай - разложи

Вариант 1. На доске или на карточках педагог заранее пишет ряд слов. Например, следующие слова: ВЫЧИТАЕМОЕ, ДЕЛИТЕЛЬ, СУММА, РАЗНОСТЬ, СЛАГАЕМОЕ, ЧАСТНОЕ, МНОЖИТЕЛЬ, ПРОИЗВЕДЕНИЕ, УМЕНЬШАЕМОЕ, ДЕЛИМОЕ.

Дети должны самостоятельно распределить слова на равные группы, разложив карточки или записав каждую группу слов в отдельный столбик. Победителями в игре являются те, кто верно найдет основание для классификации и меньше допустит ошибок при распределении слов по группам (основание для классификации - компоненты сложения, вычитания, умножения и деления).

Вариант 2. На карточках или на доске написаны числа:

3, 11, 50, 1, 44, 13, 5.

Учитель просит учеников придумать для этих чисел как можно больше оснований для группировки. Вот несколько примеров:

  • однозначные и двузначные числа;

  • четные и нечетные;

  • простые и составные;

  • числа, записанные с помощью одной цифры и числа, записанные с помощью разных цифр и т.д.



Наблюдение, обобщение, самоконтроль



Оглянись вокруг.


Учитель предлагает детям внимательно посмотреть на окружающие их предметы и называть те, которые имеют прямоугольную форму, затем - круглую, треугольную и т.д.
Путанка-запутанка

Учитель предлагает детям найти девятый предмет.



На что это похоже?

Для игры потребуется набор из карточек с различными фигурками.



Дети должны попробовать соотнести символические изображения на карточках с известными им предметами. Учитель стремиться к тому, чтобы каждый участник игры придумал что-то новое, свое, что еще не называл никто из детей.

Детектив

У читель предлагает рассмотреть таблицу и, определив закономерность, вставить соответствующую фигуру.

Слушание, обобщение, самоконтроль



Найди предмет.

Педагог описывает внешний вид какого-либо предмета (предмет мебели, комнатное растение, что-то из школьных принадлежностей и т.д.) - его размеры, форму, цвет и т.д. Дети самостоятельно определяют, что это за предмет и называют его. Правильно назвавший ребенок становится ведущим и сам описывает любой предмет. После игры отмечаются наиболее внимательные игроки.
Какое время года?

Перед каждым игроком на столе лежат картинки с изображением времен года.

Педагог читает небольшой отрывок - описание того или иного времени года в стихах или прозе.

«Кто знает, когда это бывает?» - спрашивает он после каждого отрывка. Дети должны показать ту или иную картинку, отгадав время года по его описанию. Тот, кто ни разу не ошибся в ответах, выигрывает.

Мой садик свеж и зелен!

Распустилась в нем сирень,

От черемухи душистой

И от лип кудрявых тень.

А.Н. Плещеев
Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит.

А.С. Пушкин

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

А.К. Толстой
Буря мглою не кроет,

Вихри снежные крутя:

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.

А.С. Пушкин
Новы сжаты. Рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

С.А. Есенин