Файл: I. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников посредством дидактической игры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников посредством дидактической игры.

2.1.2. Психолого-педагогический потенциал детской игры

Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию

Библиография

Тесты, направленные на определение степени овладениялогическими операциями мышления (сравнение, классификация, обобщение, установление аналогий)

Математический тест на определениеуровня развития мыслительных операций детей

Наблюдение и классификация по самостоятельно найденному и заданному основанию, самоконтроль.

Слушание, классификация по самостоятельно найденномуи заданному основанию, самоконтроль

Чтение, классификация по самостоятельно найденномуили заданному основанию, самоконтроль

Наблюдение, обобщение, самоконтроль

Слушание, обобщение, самоконтроль



Еще одним частным определением мышления может служить следующее. Мышление - это процесс обобщенного познания человеком действительности, то есть получения общих представлений о ней на уровне понятий.

Из всех этих определений мышление можно охарактеризовать следующим образом: мышление - это вид деятельности, благодаря которому человек, включая его другие познавательные процессы, превращает их в высшие психические функции.

Существуют различные способы выделения видов мышления. Самый простой и очевидный способ классификации видов мышления человека заключается в следующем: если рассмотреть среднего взрослого нормального человека и попытаться выделить и описать все виды мышления, свойственные ему, то этот подход можно было бы условно назвать эмпирическим и статическим.

Другой способ - основывается на том, в какой степени тот или иной вид мышления позволяет человеку получать истинные знания, то есть на том, насколько представлена в мышлении ведущая к истине логика рассуждений. Этот способ можно обозначить как логический способ.

Третий способ может быть основан на так называемом генетическом принципе, то есть на изучении процесса развития мышления в филогенезе или онтогенезе человека. В этом случае выделяются и описываются те виды мышления, которые появляются и развиваются у человека в разные периоды истории человечества или истории его индивидуальной жизни.

Четвертый способ, использующийся в клинической психологии, классификации нарушений мышления, в соответствии с которыми выделяются и описываются различные виды аномального мышления - такие, которые встречаются у людей с различными заболеваниями [18, с. 136].

Итак, у человека можно выделить следующие основные виды мышления («парные виды»):

- теоретическое и практическое;

- продуктивное и репродуктивное;

- интуитивное и логическое (аналитическое);

- артистическое и реалистическое;

- наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое мышление.

Теоретическое мышление - это познание законов, правил. Основная задача практического мышления - подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схема.

Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. А вот интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания
, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

В психологии существует еще одно важное деление: мышление реалистическое и мышление артистическое. Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами. Артистическое мышление связано с реализацией желаний человека. Иногда используется термин эгоцентрическое мышление, оно характеризуется, прежде всего, невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различие продуктивного и репродуктивного мышления. З.И. Калмыкова основывает различие на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта» [26, с. 13].

Необходимо также различать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: например: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

Существует и еще одна классификация:

- наглядно-действенное мышление;

- наглядно-образное мышление;

- словесно-логическое мышление.

Эти виды мышления образуют этапы развития мышления в онтогенезе, в филогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека и функционируют при решении различных задач.

Итак, первый вид - наглядно-действенное мышление; оно существует с раннего возраста и у высших животных; систематически изучалось такими учеными, как И.П. Павлов, В.Келер, Н.Н.Ладыгина-Котс и др.

Основная характеристика этого вида мышления отражена в названии: решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации; с помощью наблюдаемого двигательного акта [26, с. 8].

В психологии выделяется также как самостоятельный вид образное (наглядно-образное) мышление. В исследованиях Н.Н. Поддьякова и его сотрудников ребенку дошкольнику предъявляли плоскую фигуру определенной формы, например вырезанного из фанеры гуся (рис. 1). Затем фигура закрывалась фанерным диском так, что оставалась видимой лишь ее часть - голова и начало шеи. После этого фигуру поворачивали на какой-либо угол от исходного положения и предлагали ребенку определить по положению головы и шеи гуся, где должен располагаться его хвост [26, с. 170].

Рисунок 1. Один из приемов исследования наглядно-образного мышления.





Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию; с конкретизацией общих положений. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления - установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа [23, с. 9].



Выделяется мышление рассуждающее, мышление словесно-логическое. Это мышление выделяется как один из основных видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, существующих, функционирующих на базе языка, языковых средств [26, с. 8].
1.2. Особенности развития мышления детей

младшего школьного возраста
Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной «перестройке» восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы [27, с. 7].

Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связанна с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

Если рассматривать более подробно развитие теоретического мышления у учащихся начальной школы, то заметно, что ребенок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым конкретным мышлением. Чтобы сформировать у него научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предметов. Надо показать, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен под данное понятие.

Существуют пять этапов в развитии теоретического мышления младших школьников:

1 этап - знакомство с признаками понятий;

2 этап - здесь нужно сформировать умение оперировать существенными признаками понятий, опуская признаки несущественные, то есть речь идет о формировании такой операции логического мышления, как абстрагирование;

3 этап - здесь необходимо самое серьезное внимание обратить на формирование логической операции сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки предметов и явлений. При формировании этой операции логического мышления следует особое внимание обратить на поиск общих и отличительных признаков понятий, предметов и явлений.

(Первые три этапа развития логического мышления можно отнести к реализации в 1-2-ом классах начальной школы);

4 этап (3 класс) - школьники должны научиться выстраивать иерархию понятий, вычислять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. К этому этапу развития логического мышления можно отнести и формирование умения давать определения понятиям на основе умения находить более общее родовое понятие и видовые отличительные признаки;


5 этап (3-4 классы) - предполагает развитие аналитической деятельности, которая вначале (1-2-й класс) заключается в анализе отдельного предмета (поиск признаков), а к 3-4-му классу - в умении анализировать связи между предметами и явлениями [27, с. 8].

К окончанию младшей школы у ребенка должны быть сформированы такие операции логического мышления, как обобщение, классификация, анализ и синтез.

К окончанию 3-го класса учащийся должен научиться таким элементам анализа, как выявление и других связей между явлениями и понятиями: противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.

Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии (это процесс самопознания своих актов и состояний), которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе.

К моменту перехода в среднее звено школы, дети должны научиться

самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

Одна из главных особенностей здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости.

Нужно уточнить, что образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Конечно, младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сенситивен к обучению, опирающемуся на наглядность.

Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций.

Ж. Пиаже установил, что мышление ребенка в 6-7 лет характеризуется «центрацией» или восприятием мира вещей и их свойств с единственно возможной для ребенка реально занимаемой им позиции. Ребенку трудно представить, что его видение мира не совпадает с тем, как воспринимают этот мир другие люди [17, с. 280].


Специфика детского мышления, согласно Ж. Пиаже, - «центрация» и несформированность представлений о постоянстве основных свойств вещей. Но в этом возрасте характерны промежуточные ответы, которые дают возможность утверждать: «Действительно, ребенок на этой стадии старается координировать наличные перцептивные отношения и преобразовывать их в силу этого в действенные, то есть операциональные отношения» [17, с. 280].

Безусловно, в современном обществе умственное развитие ребенка зависит от типа конструирования нового знания. Оно строится взрослым, обладающим уже сформированным интеллектом. Речь идет о научном знании (Ж. Пиаже). Интеллектуальное развитие определяется социальными факторами - индивид изменяется социальными отношениями.

Переход к систематическому обучению в школе, к развивающему обучению изменяет ориентировку ребенка, в окружающих его явлениях действительности. На донаучной стадии развития мышления ребенок судит об изменениях с эгоцентрических позиций, но переход к усвоению новых способов решения проблем меняет сознание ребенка, его позицию в оценке предметов и изменений, происходящих с ним.

Развивающее обучение подводит ребенка к усвоению научной картины мира, он начинает ориентироваться на общественно-выработанные критерии [17, с. 281].
1.3.Логические операции мышления

Логические операции мышления — это такие умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний, представленных в соответствующих понятиях, получают новые знания, причем — истинные. Основные логические операции мышления следующие: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация. Рассмотрим их подробнее с соответствующими примерами.

Сравнение — это логическая операция, в результате которой два или несколько разных объектов сравниваются между собой с целью установить, что общее и различное имеется в них. Выделение общего и различного является итогом логической операции сравнения. К примеру, перед ребенком можно поставить задачу на нахождение общего и различного во внешнем виде двух животных. Решать эту задачу ребенок будет в наглядно-образном плане, применяя логическую операцию сравнения.

Анализ — это логическая операция разделения некоторого сложного или составного объекта на отдельные части, элементы, из которых он состоит. Иногда также выясняются связи, существующие между частями или элементами, для того чтобы определить, каким образом внутренне устроен соответствующий сложный объект. Примером анализа на практике может служить химический анализ воды с целью определить, из атомов каких простых веществ состоит молекула воды. В данном случае это — водород и кислород. Анализ может осуществляться и в уме путем сравнения различных понятий по их объему и содержанию. Например, учащийся может решать задачу сравнения между собой понятий «квадрат» и «треугольник». Для этого ему сначала понадобится разложить соответствующие геометрические фигуры на элементы, из которых они состоят, — на отрезки прямых линий и углы. Это и будет умственная операция анализа, осуществляемая последовательно по отношению к каждому из названных понятий в отдельности.