Файл: I. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников посредством дидактической игры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 282
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2.1.2. Психолого-педагогический потенциал детской игры
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию
Математический тест на определениеуровня развития мыслительных операций детей
Наблюдение и классификация по самостоятельно найденному и заданному основанию, самоконтроль.
Слушание, классификация по самостоятельно найденномуи заданному основанию, самоконтроль
Чтение, классификация по самостоятельно найденномуили заданному основанию, самоконтроль
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Теоретические основы развития логического мышления
младших школьников посредством дидактической игры
1.1.Определение мышления, его основные виды
1.2. Особенности развития мышления детей младшего школьного
возраста
1.3.Логические операции мышления
Глава II.Средства развития логического мышления младших
школьников на уроках математики
2.1.Упражнения по развитию логических операций
2.1.1..Феномен детской игры: ретроспектива и современные
подходы к изучению. Природа детской игры.
Классификация детских игр…………………………………………….….17
2.1.2. Психолого-педагогический потенциал детской игры………….…...29
2.1.3. Игра в формировании логического мышления на уроках
математики. Система игр-упражнений……………………………………32
2.2.Дидактические игры как средства развития логического мышления
на уроках математики……………………………………………………….58
Заключение…………………………………………………….…………..…72
Библиография………………………………………………………………..74
Приложение………………………………………………………………….77
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития логического мышления в настоящее время особенно актуальна. Сегодня как никогда в стране остро ощущается дефицит специалистов высокого уровня, способных глубоко и самостоятельно мыслить. Только таким под силу совершить прорыв в экономике, экологии, науке и, наконец, продвинуть наше общество вперед.
Не секрет, что развивать мышление следует с первых дней жизни ребенка: дома, в детском саду и школе.
По данным психологов, формирование мышления происходит интенсивно именно в дошкольном и младшем школьном возрасте: так, если к 4 годам интеллект формируется на 50%, то в начальных классах - уже на 80-90%.
В современной методической системе обучения наметился перенос акцентов с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения учащимися, на формирование у школьников обще логических мыслительных умений, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а уровнем развития логического мышления. В связи с этим уже в начальной школе перед учителем стоит задача научить детей анализировать
, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями не только действительности, но и абстрактного мира 23,с.5.
Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми, в свою очередь, занимается математическая логика. Безусловно, игра, в силу своих психологических качеств, помогает развивать логику гораздо эффективнее и более непринужденно12,с.25.
В число наиболее значимых проблем, которые совместными усилиями пытаются преодолеть учителя начальной школы, входят неудовлетворительный уровень интеллектуального развития и эмоционального благополучия детей. Это приводит, с одной стороны, к необходимости совершенствования подходов к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса в начальном звене, а с другой - к разработке новых, действенных педагогических технологий.
В сложившейся ситуации представляется возможным использовать ресурс детской игры 8,с.57.
Поэтому эта работа посвящена актуальной проблеме развития логического мышления посредством игровой деятельности на уроках математики. В ней рассматривается целесообразность проведения с младшими школьниками игровых занятий, специально направленных на развитие их логического мышления, так как именно в данный период развития у детей наиболее интенсивно протекает процесс физиологического созревания основных мозговых структур. Например, Л.С.Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте. Д.Б. Эльконин ,вслед за Л.С. Выготским считает, что именно мышление становится в центр развития в этот период детства [24, с. 7].
Например, Френкс утверждает, что игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить. Пиаже полагает, что игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, а также игра - это попытка организовать свой опыт. А Г.Л. Лэнгрет говорит об игре как о произвольной, внутренне мотивированной деятельности, предусматривающей гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет [22, с.42].
Начало разработки теорий игры следует отнести к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад внесли З. Фрейд, Пиаже, Дьюи, Фромм, Хейзенга и др. В отечественной педагогике и психологии этим занимались К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, О.С. Газман, С.А. Шмаков и др.
Так как игра занимает в жизни младших школьников сильные позиции развивающей деятельности, то при условии методически правильного отношения к ней способна стать эффективным средством, положительно влияющим на развитие интеллекта.
Проблема исследования: при каких условиях игровая деятельность на уроке математики будет способствовать развитию логического мышления младшего школьника.
Цель исследования состоит в решении данной проблемы.
Объект исследования - процесс развития логического мышления младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования - развитие логического мышления в процессе игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и выявить условия эффективного развития логического мышления младших школьников посредством игровой деятельности.
2. Сделать подборку дидактических интеллектуально развивающих игр, способствующих развитию логического мышления младших школьников.
3. Разработать систему уроков, включающую разработанную нами систему игровых упражнений.
4. Опытно-экспериментальным путем доказать эффективность разработанной методики.
Гипотеза исследования. Систематическое использование дидактических игр, включающих игровые упражнения на развитие мыслительных операций: классификации и обобщения, в процессе обучения математике будет способствовать развитию логического мышления младших школьников.
Методы исследования:
- метод наблюдения;
- метод эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный);
- метод беседы;
- тесты;
- математическая обработка полученных данных.
Каждый из методов исследования мышления имеет свои сильные и слабые стороны. Комбинирование этих методов в сочетании с игрой может помочь доказать гипотезу исследования.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ п. ст. Налейка Кузоватовского района Ульяновской области, в 3классе (программа1-4).Вся работа подразделяется на следующие этапы.
Первый этап (сентябрь 2010.) - определение проблемы исследования, изучение литературы по теме, проведение анализа школьной документации, написание введения и теоретической главы, разработка программы и содержания эксперимента.
Второй этап (октябрь 2010-апрель 2011.) - констатирующий эксперимент - проведение исследования, определяющего оценку уровня развития логического мышления младших школьников, разработка системы игр, направленной на развитие логического мышления младших школьников.
Третий этап - формирующий эксперимент (март-май 2011г.) - апробация в школе разработанной системы игр.
Четвертый этап - анализ экспериментальных данных (май 2011г.) - обработка полученных результатов, формулировка выводов, анализ полученных результатов.
Пятый этап (май 2011г.) - литературное оформление работы.
Практическая значимость исследования. Данная работа окажет большую помощь преподавателям начальной школы, работающим над развитием логического мышления учащихся на уроках математики. Разработанная система упражнений может быть использована как в процессе обучения, так и во внеклассной работе.
Структура исследования. Квалификационная работа состоит из введения, трех глав: главы I «Теоретические основы развития логического мышления младших школьников посредством дидактической игры»,главы II «средства развития логического мышления младших школьников на уроках математики»и главы III «Опытно-эксперементальная работа по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики»,заключения, библиографии, приложения.
Глава I. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников посредством дидактической игры.
1.1. Определение мышления, его основные виды
Овладевая языком, общаясь с другими людьми, учась пользоваться различными предметами сначала в игре, потом в учении и труде человек развивает мышление. Известно, что мышление - это процессуальное единство знаний и умений, т.е. способность человека анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать разнообразные данные, устанавливать причинно-следственные отношения, делать общие выводы на основе своего и чужого опыта, выводить общие выводы из имеющихся уже знаний. Уметь мыслить - значит уметь владеть знаниями [18, с. 65].
Сам термин «мышление» имеет давнюю историю использования в разных науках, и на протяжении этой истории (она начинается как минимум с XVII в.) психологами, а также представителями различных наук он понимался по-разному. Когда-то мышлением называли всю психологию человека и противопоставляли мышление реально существующему материальному миру (французский философ XVII в. Р. Декарт). В конце XIX в. под понятием «мышление» стали понимать один из познавательных процессов, называя его наряду с другими познавательными процессами, такими, как восприятие, внимание, память, воображение и речь. Ученые-психологи пытались выяснить специфику мышления, сравнивая его с другими познавательными процессами человека.
По-настоящему предметом экспериментальных исследований мышление человека становится лишь с середины XX в., и тогда выясняется, что оно представляет собой довольно сложный процесс - настолько сложный, что не только исчерпывающим образом изучить его, но даже кратко и точно определить мышление как понятие не представляется возможным. До сих пор не существует единого, общепринятого определения мышления.
Итак, мышление можно определить как один из познавательных, психических процессов человека, цель которого состоит в том, чтобы узнать о мире нечто, недоступное непосредственному восприятию с помощью естественных, данных человеку от природы, органов чувств, или познанию при помощи иных психологических процессов. Мышление - это процесс решения задач. Мышление - это процесс опосредованного познания человеком действительности [18, с. 133].