Файл: интеллекткарта как средство формирования читательской грамотности на уроках истории.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 314
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Описание проекта
Толчком к поиску методов формирования смыслового чтения послужили результаты ВПР по истории в 2019 г, которые показали недостаточный уровень смыслового чтения.
А статистика умения классифицировать, создавать обобщения была более удручающа.
3 С. Кирилин, Р. Кирилина. «Интеллект-карты от А до Я». «Издательские решения». 79 с. Стр.62
В качестве контрольной группы проекта были выбраны ученики 6-го класса (как класс по уровню способностей выше среднего), была проведена диагностика сформированности смыслового чтения. (Приложение 1)
Нам всем хотелось бы, чтобы информация была разложена по полочкам, но так не бывает. Одним из методов формирования читательской компетентности стало составление интеллект-карты (карты мыслей). Диаграмма связей, ментальная карта, концепт-карта, ассоциативная карта, карта мозга, майндмэп, кластер - все эти термины обозначают способ фиксации процесса мышления, наиболее похожий на то, как рождаются и развиваются мысли и идеи в нашем мозгу.
Почему именно интеллект-карта? Потому что она помогают визуально структурировать, запомнить или объяснить сложные вещи. Требования ФГОС к предметные и метапредметным результатам включают в себя необходимость учащимися владеть большим
объемом исторической информации, знать досконально понятийный аппарат, уметь критически анализировать исторические документы, формулировать свое суждение о важнейших исторических событиях, деятелях.
Кроме того, по моему мнению, составление карты мыслей соответствует следующим принципам в обучении:
-
интерактивности, так как по обратной связи получаем информацию о продвижении ученика в изучении материала, -
рефлексивности, так как ученик осознает свои действия, осуществляет самоанализ своей деятельности и результатов, -
визуализации. У современных детей развито клиповое мышление, им необходимо увидеть картинку, чтобы понять суть явления, процесса и т.д. Когда ученик изображает информацию в виде карты мыслей, это картинка, которая позволяет увидеть то, что раньше не видел: существенное, особенное. А можно еще проявить творческие способности – изобразить текстовую информацию в пиктограммах, рисунках и т.д.Если хочешь увидеть суть - ИЗОБРАЗИ! Если хочешь показать суть - ИЗОБРАЗИ!
Прообразы интеллект-карт встречаются еще в трудах древних философов. Так, одно из самых ранних графических представлений сложной информации был разработаны предложено Порфирием из Тироса (3 в. н. э.), который упорядочил концепцию категорий философии Аристотеля. В конце 50-х годов ХХ века были созданы семантические сети, служащие для описания процесса обучения.4 Затем идею интеллект-карт развил британский ученой-психолог Тони Бьюзен, изложив основные положения концепции в книге «Работай головой» (1974).
Ученый не открыл ничего нового, только систематизировал уже имеющиеся в психологии знания о законах мышления. В основу создания интеллект-карт Т. Бьюзен положил основные
принципы работы человеческого мозга, который устроен так, что воспринимает данные нелинейно и сразу целиком, а не так как мы привыкли: слева направо и сверху вниз. Карта мыслей напоминает структуру нейрона, строится на основе ассоциаций и включает в работу оба полушария мозга.
Левое полушарие мозга - логическое, т.е. отвечает за речь, восприятие, операции со знаками, числами, поэтому его еще называют математическим, знаковым, аналитическим полушарием. Правое полушарие мозга – творческое, образное, т.к. оно отвечает за воображение, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие, а также за пространственную ориентацию.
Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при составлении обычных списков.5
Таким образом интеллект-карты – это запись информации, основанной на визуальном мышлении и совместной работе правого и левого полушарий мозга, в этом действенность данного метода для развития читательской компетентности.
Большие схемы сложнее воспринимаются мозгом, поэтому Тони Бьюзен ввел некие правила создания интеллект-карт, которые кратко изложили в своей книге «Интеллект- карты от А до Я» Р.Кирилина и С.Кирилин:
-
Цвет. Интеллект-карта обязательно рисуется в цвете. В разных цветах. Каждая ветка –в новом цвете. Тони Бьюзен рекомендует использовать цвета радуги при составлении интеллект-карт. -
Иллюстрации. Важно использовать графические образы. -
Разная толщина и плавность линий. -
Печатные буквы. И мало текста. Только важные якорные слова.
4https://geniusrevive.com/majnd-mepping-intellekt-karty-sushhnost-pravila-i-etapy/(дата обращения 07.02.2021г)
5Там же
-
Необходимо считать количество элементов в интеллект-карте. Подсчет поможет вспомнить те моменты, которые могли забыться, если знаете сколько элементов включала интеллект-карта. Надо помнить, что человеческий мозг не сможет воспринимать и запомнить более чем 7 главных ветвей, поэтому лучше использовать не более 5 - 7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.
В разных источниках можно встретить разные правила создания карт, но все они сходятся в следующем:
-
В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты. -
Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. -
При составлении интеллект-карт необходимо использовать как можно больше цветов. Чем ярче ментальная карта, тем мощнее будет ее эффект. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут по-разному восприниматься.6
Цвет | Значение | Скорость восприятия |
Красный цвет | Наиболее быстро воспринимающийся цвет. Максимально фокусирует внимание. Сообщает об опасности, проблемах, которые могут возникнуть, если не обратить на него внимание | Высокая |
Синий цвет | Строгий, деловой цвет. Настраивает на эффективную продолжительную работу. Отлично воспринимается большинством людей | Средняя |
Зеленый цвет | Цвет свободы. Расслабляющий, умиротворяющий цвет. Позитивно воспринимается большинством людей. | Низкая |
Желтый цвет | Цвет энергии, цвет лидерства. Очень раздражающий цвет, на который невозможно не обратить внимание. | Высокая |
Коричневый цвет | Цвет земли, самый теплый цвет. Цвет надежности, силы, стабильности, уверенности | Низкая |
Оранжевый цвет | Цвет энтузиазма, новшества, возбуждения, энергии, динамики. Отлично привлекает внимание | Высокая |
Голубой цвет | Цвет нежности, цвет романтики. Отличный фоновый цвет. | Низкая |
Черный цвет | Строгий, ограничивающий цвет. Идеален для написания текста, создания границ | Средняя |
6https://www.cfin.ru/management/controlling/mind_map.shtml(дата обращения 07.02.2021г)
-
Ментальная карта должна состоять из гибких, органичных веток. А слова должны быть записаны на самих ветках, а не быть вписанными во всевозможные овалы или прямоугольники, как это делается на стандартных схемах.
-
Слова необходимо записывать раздельно, аккуратными печатными буквами. Основные, наиболее значимые слова можно записывать более крупными буквами. -
Необходимо рационально использовать пространство ментальной карты, то есть равномерно распределить все ветки и слова, не склеивая их, но и не оставляя пустых мест. Этого легко достичь, если направлять ветви к углам листа. -
Рисовать интеллект-карты карты лучше горизонтально, так их удобнее читать.7 Интеллект-карты — инструмент, который позволяет упростить обучение в несколько
раз. Но как его правильно использовать и применять?
Обучение составлению интеллект-карт шло постепенно. Первоначально ученикам были розданы памятки по составлению интеллект–карт (Приложение 2) и продемонстрированы готовые карты мыслей по пройденному материалу (Приложение 3). Затем все вместе «читали» эти карты. Это было сделано для того, чтобы показать преимущества такого ведения конспекта и легкости при пересказе изученного материала.
Следующим этапом стало совместное составление интеллект-карт на уроке по ходу изучения нового материала. Первые карты мыслей мы составляли по параграфу: в центре
– тема урока, веточки – подзаголовки