Файл: интеллекткарта как средство формирования читательской грамотности на уроках истории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 310

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что повысился уровень сформированности УУД обучающихся, что отразилось в результатах ВПР по истории. (Приложение 11)

Метод интеллект - карт дает возможность учителю: повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность учащихся; развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности; активизировать деятельность; выявлять причины когнитивных затруднений; корректировать знания учащихся.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что применение интеллект - карт эффективно для использования на уроках истории, так как данная технология развивает критическое мышление, позволяет использовать собственные ассоциации, также учащийся самостоятельно структурирует и отбирает важную информацию. Интеллект - карты построены на принципах, на которых построено наше мышление, поэтому информацию, записанную в виде интеллект - карт, легко воспринимать и запоминать, что делает процесс обучения увлекательным, запоминающимся и понятным.

В обучении технология интеллект-карт позволяет изучать многие вещи проще и нагляднее. Вот несколько примеров, в которых могут помочь интеллект-карты:

  • создание ясных и понятных конспектов;

  • максимальная отдача от прочтения книг/учебников;

  • написание рефератов;

  • структурирование любого материала, что позволяет понять суть, мысль автора, разложить по полочкам трудный материал;

  • анализ текста учебника;

  • систематизация информации.

Кроме того, карты помогут запомнить информацию. Карты можно использовать, чтобы сделать проще:

  • подготовку к экзаменам/зачетам;

  • запомнить смысл параграфа.11



Практическая значимость исследования заключается в дальнейшем использовании интеллект-карт в учебной работе для формирования смыслового чтения, ибо трудно переоценить значение развития читательской грамотности ученика для его будущего, ибо в этом основа умения человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.





11 С. Кирилин, Р. Кирилина. «Интеллект-карты от А до Я». «Издательские решения». 79 с. Стр.56

Список литературы


  1. Бьюзен Тони. Карты памяти: используй свою память на 100 % [Текст] / Тони Бьюзен, Сюзанна Эббот; [пер. с англ. У. В. Сапциной] — М. : Росмэн, 2007. — 192 с.

  2. Дорожкина Н.И. Современный урок истории. 5-11 классы. – М.: ВАКО,2017. – 288 с. – (Мастерская историка)

  3. Кирилин С., Кирилина Р. «Интеллект-карты от А до Я». «Издательские решения». 79 с.

  4. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотностиPISA‒2018 и их интерпретация / Адамович К. А., Капуза А. В., Захаров А. Б.,Фрумин И. Д.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019 — 28 с. —200 экз. — (Факты образования 2(25)).

  5. Савенков А.И. Исследовательский подход к изучению истории в современной школе //Школьные технологии. – 2006. – No3. – С. 112-120.

  6. Хрестоматия.Риторика: учеб. / Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. с.160-168. https://prepod.nspu.ru/mod/page/view.php?id=22898

  7. Как научить ребенка пересказывать текст? https://zapominatlegko.ru/kak-nauchit- rebyonka-pereskazyvat-tekst/

  8. Почему современные дети с трудом ПЕРЕСКАЗЫВАЮТ прочитанное? https://www.ufamama.ru/Posts/View/3551

  9. https://geniusrevive.com/majnd-mepping-intellekt-karty-sushhnost-pravila-i-etapy

  10. https://www.cfin.ru/management/controlling/mind_map.shtml

Приложение 1

Диагностика сформированности смыслового чтения 6 класс

Княгиня Ольга


Княгиня Ольга легендарная фигура Древней Руси. Летописи называют ее

«мудрейшей из людей». «Была она предвозвестницей в христианской земле - пишет
Нестор-летописец, - как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи, и светилась среди язычников, как жемчужина в песке».

Историк Н. М. Карамзин, оценивая государственную деятельность княгини, говорил, что «предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь Святою, а история – Мудрою… Великие князья до времен Ольговых воевали, а она правила государством».

Современный историк А. Ю. Карпов пишет: «Не отсвет ее дел, отсвет ее имени доходит до нас даже через тысячелетнюю мглу. Ее свершения определили во многом и наш сегодняшний день, и все содержание нашей истории, которая – в том виде, в котором дана она нам - была бы невозможна без ее усилий по созданию Киевской державы, без осознанного ее выбора веры, без ее путешествия в Царьград».
Задание 1. В отрывке из книги А. Ю. Карпова есть фраза, которая утверждает что российская история «без ее усилий по созданию Киевской державы, без осознанного ее выбора веры, без ее путешествия в Царьград». Выберите из предложенных фактов те положения, которые соответствуют приведенному суждению.

А) установление четкой системы сбора дани Б) покорение древлян

В) принятие христианства Г) крещение Руси

Д) защита Киева от печенегов.
Задание 2. Какое противопоставление в оценках деятельности первых русских князей и княгини Ольги дает Нестор.



Задание 3. Соотнесите оценки княгини Ольги, которые дают летописец Нестор и русский историк Н. М. Карамзин, выделите суждение, которое оценивают одну (общую)
сторону деятельности княгини.




Задание 4. Определите, какому фрагменту текста соответствует иллюстрация. Укажите, фрагмент текста. Назовите одно последствие, к которому привел исторический факт, в выбранном вами фрагменте.