Файл: интеллекткарта как средство формирования читательской грамотности на уроках истории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
параграфа. Так учащимся было легче ориентироваться в тексте и определять ключевые моменты. По ходу чтения параграфа или рассказа учителя постепенно прорисовывали ветку за веткой. Например, 8 класс, параграф

«Государство и народ» темы ….. учебника (Приложение 4)

Когда ветки готовы, критически оценивали интеллект-карту и при необходимости добавляли пропущенные элементы, как в 5-м классе добавили ветку «древние» при обобщении темы «Древняя Греция». (Приложение 5)

Затем стали совместно составлять интеллект-карты, обобщающие тему, раздел. (Приложение 5)

Постепенно ученики стали добавлять ветки не присутствующие в параграфе, а вопросы которые интересуют их, например оружие того времени или события, происходящие в это же время в других странах. Так в 8 классе при изучении темы

«Дворцовые перевороты» была добавлена ветка «мир», чтобы синхронизировать события всеобщей истории и истории России. (Приложение 6)


Следующим этапом обучения составлению интеллект-карт стала групповая работа. Общую структуру карты мыслей намечали всем классом, а затем каждая группа работала

7https://geniusrevive.com/majnd-mepping-intellekt-karty-sushhnost-pravila-i-etapy/(дата обращения 07.02.2021г)

над одной веткой карты, в конце работы, после выступления групп получалась готовая интеллект-карта. Например, так строилась работа при изучении темы «Международные отношения в XVII в.» 8 класс. (Приложение 7)

И, наконец, завершающий момент - индивидуальная работа. Не у всех все получалось, не все ученики смогли понять назначение карт мыслей, их практическую
значимость, но постепенно, шаг за шагом, трудности преодолели. Обучающиеся поняли и «приняли» преимущества интеллект-карт: не надо много писать и можно проявлять при ее создании творчество. Карту можно оживлять рисунками, символами, но пока мои ученики это мало практикуют, так как боятся, что не вспомнят что означает рисунок или символ, но и эти трудности мы постепенно преодолеваем – по чуть-чуть разбавляем карты пиктограммами. Чтобы создать пиктограмму, не надо быть художником. Пиктограмма – это схематичный якорь, помощник. Известно, что визуальная информация запоминается лучше, чем текст. Значки, схемы, смайлики, рисунки повышают качество восприятия

и запоминания интеллект-карты.8

Существует два способа создания интеллект-карт вручную и с помощью компьютерных программ (электронные карты мыслей). Некоторые мои ученики предпочитали именно электронные версии создания карт, но здесь возникает соблазн скопировать и вставить необходимый текст, поэтому карты получаются перегруженными, или, наоборот, очень краткими. (Приложение 9) Были и есть ученики, которые не любят составлять конспекты, но электронные интеллект-карты создают с удовольствием.

Достоинством данного метода является то, что полноценные интеллект-карты не получится составить при беглом или диагональном чтении, необходимо вдумчивое чтение и понимание содержания текста. При этом, составляя карту мыслей, сохраняются детали и подробности, потому что интеллект-карта концентрирует внимание учеников на всех основных аспектах содержания и обычно сопровождается анализом, извлечением главной

идеи, формулировкой выводов, заключения.

Создавая интеллект-карты, ученики постепенно учились анализировать, систематизировать, структурировать информацию и связывать ее между собой а также вырабатывали свой собственный стиль составления карты.

На всех этапах обучения составлению интеллект-карт не забывала о том, что важно не только создание карты мыслей, но и умение ее ЧИТАТЬ, те. Пересказать параграф или тему.




8 С. Кирилин, Р. Кирилина. «Интеллект-карты от А до Я». «Издательские решения». 79 с. Стр.34

Пересказ – это прекрасное упражнение для развития памяти, речи, мышления ребёнка, способствующее также пополнению словарного запаса. Однако для многих детей это очень трудное задание.9

Ученики достаточно быстро поняли, что интеллект-карта является помощником при рассказе, но только в том случае, если ты сам потрудился ее создавая, иначе есть риск не понять всю заложенную информацию в карту, идет простое чтение карты.

Сначала при пересказе можно было пользоваться своей интеллект-картой, затем это послабление осталось только для «слабых» учеников, чтобы снять психологический страх перед неудачей.

Некоторые «сильные» ученики после создания карты мыслей умудрялись пересказывать основное содержание параграфа или темы в несколько предложений, но могли рассказать и о деталях, если их об этом спрашивали.

Почему важно уметь пересказывать? Навык развития связной речи влияет на успешность обучения детей.

Фактически пересказ это полноценный интеллектуальный продукт, плод умственного труда ребенка. Во время пересказа он вырабатывает важные для жизни и учебы навыки:

  • умение слушать и слышать;

  • умение структурировать информацию в голове;

  • умение правильно выражать свои мысли.10


Этому учит школьника интеллект-карта. На запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.


Этапы реализации проекта


Проект реализован в три этапа: информационно-аналитический, практический и контрольно-аналитический .

На информационно-аналитическом этапе (2019 г.) проводились анализ информационных ресурсов, изучение передового опыта, отбор методических приемов и проведение диагностики.

Практический (основной) этап (2019 - 2022 гг.) включал в себя проведение уроков с применением интеллект-карт, создание интеллект - карт с участием школьников; создание




9 Как научить ребенка пересказывать текст? https://zapominatlegko.ru/kak-nauchit-rebyonka-pereskazyvat-tekst/ (дата обращения 27.04.2022 г)

10 Почему современные дети с трудом ПЕРЕСКАЗЫВАЮТ прочитанное? https://www.ufamama.ru/Posts/View/3551 (дата обращения 27.04.2022 г)

обучающимися интеллект карт, проведение промежуточной диагностики (Приложение 10).

На контрольно-аналитическом этапе (2022 г.) проводилась итоговая диагностика и подводились итоги. (Приложение 11)


Результаты реализации проекта


Таким образом, можно говорить о положительных результатах проекта:

  • рассмотрена теоретическая основа интеллект-карт;

  • повысился интерес детей к урокам (вера в себя, отсутствие страха ошибиться), возросла их познавательная активность, любознательность и творческий потенциал;

  • повысился уровень сформированности умения рассуждать, делать умозаключения, строить причинно – следственные связи;

  • связная речь детей стала грамотнее, логичнее.

По результатам проведенных исследований можно сказать