Файл: интеллекткарта как средство формирования читательской грамотности на уроках истории.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 318
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
параграфа. Так учащимся было легче ориентироваться в тексте и определять ключевые моменты. По ходу чтения параграфа или рассказа учителя постепенно прорисовывали ветку за веткой. Например, 8 класс, параграф
«Государство и народ» темы ….. учебника (Приложение 4)
Когда ветки готовы, критически оценивали интеллект-карту и при необходимости добавляли пропущенные элементы, как в 5-м классе добавили ветку «древние» при обобщении темы «Древняя Греция». (Приложение 5)
Затем стали совместно составлять интеллект-карты, обобщающие тему, раздел. (Приложение 5)
Постепенно ученики стали добавлять ветки не присутствующие в параграфе, а вопросы которые интересуют их, например оружие того времени или события, происходящие в это же время в других странах. Так в 8 классе при изучении темы
«Дворцовые перевороты» была добавлена ветка «мир», чтобы синхронизировать события всеобщей истории и истории России. (Приложение 6)
Следующим этапом обучения составлению интеллект-карт стала групповая работа. Общую структуру карты мыслей намечали всем классом, а затем каждая группа работала
7https://geniusrevive.com/majnd-mepping-intellekt-karty-sushhnost-pravila-i-etapy/(дата обращения 07.02.2021г)
над одной веткой карты, в конце работы, после выступления групп получалась готовая интеллект-карта. Например, так строилась работа при изучении темы «Международные отношения в XVII в.» 8 класс. (Приложение 7)
И, наконец, завершающий момент - индивидуальная работа. Не у всех все получалось, не все ученики смогли понять назначение карт мыслей, их практическую
значимость, но постепенно, шаг за шагом, трудности преодолели. Обучающиеся поняли и «приняли» преимущества интеллект-карт: не надо много писать и можно проявлять при ее создании творчество. Карту можно оживлять рисунками, символами, но пока мои ученики это мало практикуют, так как боятся, что не вспомнят что означает рисунок или символ, но и эти трудности мы постепенно преодолеваем – по чуть-чуть разбавляем карты пиктограммами. Чтобы создать пиктограмму, не надо быть художником. Пиктограмма – это схематичный якорь, помощник. Известно, что визуальная информация запоминается лучше, чем текст. Значки, схемы, смайлики, рисунки повышают качество восприятия
и запоминания интеллект-карты.8
Существует два способа создания интеллект-карт – вручную и с помощью компьютерных программ (электронные карты мыслей). Некоторые мои ученики предпочитали именно электронные версии создания карт, но здесь возникает соблазн скопировать и вставить необходимый текст, поэтому карты получаются перегруженными, или, наоборот, очень краткими. (Приложение 9) Были и есть ученики, которые не любят составлять конспекты, но электронные интеллект-карты создают с удовольствием.
Достоинством данного метода является то, что полноценные интеллект-карты не получится составить при беглом или диагональном чтении, необходимо вдумчивое чтение и понимание содержания текста. При этом, составляя карту мыслей, сохраняются детали и подробности, потому что интеллект-карта концентрирует внимание учеников на всех основных аспектах содержания и обычно сопровождается анализом, извлечением главной
идеи, формулировкой выводов, заключения.
Создавая интеллект-карты, ученики постепенно учились анализировать, систематизировать, структурировать информацию и связывать ее между собой а также вырабатывали свой собственный стиль составления карты.
На всех этапах обучения составлению интеллект-карт не забывала о том, что важно не только создание карты мыслей, но и умение ее ЧИТАТЬ, те. Пересказать параграф или тему.
8 С. Кирилин, Р. Кирилина. «Интеллект-карты от А до Я». «Издательские решения». 79 с. Стр.34
Пересказ – это прекрасное упражнение для развития памяти, речи, мышления ребёнка, способствующее также пополнению словарного запаса. Однако для многих детей это очень трудное задание.9
Ученики достаточно быстро поняли, что интеллект-карта является помощником при рассказе, но только в том случае, если ты сам потрудился ее создавая, иначе есть риск не понять всю заложенную информацию в карту, идет простое чтение карты.
Сначала при пересказе можно было пользоваться своей интеллект-картой, затем это послабление осталось только для «слабых» учеников, чтобы снять психологический страх перед неудачей.
Некоторые «сильные» ученики после создания карты мыслей умудрялись пересказывать основное содержание параграфа или темы в несколько предложений, но могли рассказать и о деталях, если их об этом спрашивали.
Почему важно уметь пересказывать? Навык развития связной речи влияет на успешность обучения детей.
Фактически пересказ – это полноценный интеллектуальный продукт, плод умственного труда ребенка. Во время пересказа он вырабатывает важные для жизни и учебы навыки:
Этому учит школьника интеллект-карта. На запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.
Проект реализован в три этапа: информационно-аналитический, практический и контрольно-аналитический .
На информационно-аналитическом этапе (2019 г.) проводились анализ информационных ресурсов, изучение передового опыта, отбор методических приемов и проведение диагностики.
Практический (основной) этап (2019 - 2022 гг.) включал в себя проведение уроков с применением интеллект-карт, создание интеллект - карт с участием школьников; создание
9 Как научить ребенка пересказывать текст? https://zapominatlegko.ru/kak-nauchit-rebyonka-pereskazyvat-tekst/ (дата обращения 27.04.2022 г)
10 Почему современные дети с трудом ПЕРЕСКАЗЫВАЮТ прочитанное? https://www.ufamama.ru/Posts/View/3551 (дата обращения 27.04.2022 г)
обучающимися интеллект – карт, проведение промежуточной диагностики (Приложение 10).
На контрольно-аналитическом этапе (2022 г.) проводилась итоговая диагностика и подводились итоги. (Приложение 11)
Таким образом, можно говорить о положительных результатах проекта:
По результатам проведенных исследований можно сказать
«Государство и народ» темы ….. учебника (Приложение 4)
Когда ветки готовы, критически оценивали интеллект-карту и при необходимости добавляли пропущенные элементы, как в 5-м классе добавили ветку «древние» при обобщении темы «Древняя Греция». (Приложение 5)
Затем стали совместно составлять интеллект-карты, обобщающие тему, раздел. (Приложение 5)
Постепенно ученики стали добавлять ветки не присутствующие в параграфе, а вопросы которые интересуют их, например оружие того времени или события, происходящие в это же время в других странах. Так в 8 классе при изучении темы
«Дворцовые перевороты» была добавлена ветка «мир», чтобы синхронизировать события всеобщей истории и истории России. (Приложение 6)
Следующим этапом обучения составлению интеллект-карт стала групповая работа. Общую структуру карты мыслей намечали всем классом, а затем каждая группа работала
7https://geniusrevive.com/majnd-mepping-intellekt-karty-sushhnost-pravila-i-etapy/(дата обращения 07.02.2021г)
над одной веткой карты, в конце работы, после выступления групп получалась готовая интеллект-карта. Например, так строилась работа при изучении темы «Международные отношения в XVII в.» 8 класс. (Приложение 7)
И, наконец, завершающий момент - индивидуальная работа. Не у всех все получалось, не все ученики смогли понять назначение карт мыслей, их практическую
значимость, но постепенно, шаг за шагом, трудности преодолели. Обучающиеся поняли и «приняли» преимущества интеллект-карт: не надо много писать и можно проявлять при ее создании творчество. Карту можно оживлять рисунками, символами, но пока мои ученики это мало практикуют, так как боятся, что не вспомнят что означает рисунок или символ, но и эти трудности мы постепенно преодолеваем – по чуть-чуть разбавляем карты пиктограммами. Чтобы создать пиктограмму, не надо быть художником. Пиктограмма – это схематичный якорь, помощник. Известно, что визуальная информация запоминается лучше, чем текст. Значки, схемы, смайлики, рисунки повышают качество восприятия
и запоминания интеллект-карты.8
Существует два способа создания интеллект-карт – вручную и с помощью компьютерных программ (электронные карты мыслей). Некоторые мои ученики предпочитали именно электронные версии создания карт, но здесь возникает соблазн скопировать и вставить необходимый текст, поэтому карты получаются перегруженными, или, наоборот, очень краткими. (Приложение 9) Были и есть ученики, которые не любят составлять конспекты, но электронные интеллект-карты создают с удовольствием.
Достоинством данного метода является то, что полноценные интеллект-карты не получится составить при беглом или диагональном чтении, необходимо вдумчивое чтение и понимание содержания текста. При этом, составляя карту мыслей, сохраняются детали и подробности, потому что интеллект-карта концентрирует внимание учеников на всех основных аспектах содержания и обычно сопровождается анализом, извлечением главной
идеи, формулировкой выводов, заключения.
Создавая интеллект-карты, ученики постепенно учились анализировать, систематизировать, структурировать информацию и связывать ее между собой а также вырабатывали свой собственный стиль составления карты.
На всех этапах обучения составлению интеллект-карт не забывала о том, что важно не только создание карты мыслей, но и умение ее ЧИТАТЬ, те. Пересказать параграф или тему.
8 С. Кирилин, Р. Кирилина. «Интеллект-карты от А до Я». «Издательские решения». 79 с. Стр.34
Пересказ – это прекрасное упражнение для развития памяти, речи, мышления ребёнка, способствующее также пополнению словарного запаса. Однако для многих детей это очень трудное задание.9
Ученики достаточно быстро поняли, что интеллект-карта является помощником при рассказе, но только в том случае, если ты сам потрудился ее создавая, иначе есть риск не понять всю заложенную информацию в карту, идет простое чтение карты.
Сначала при пересказе можно было пользоваться своей интеллект-картой, затем это послабление осталось только для «слабых» учеников, чтобы снять психологический страх перед неудачей.
Некоторые «сильные» ученики после создания карты мыслей умудрялись пересказывать основное содержание параграфа или темы в несколько предложений, но могли рассказать и о деталях, если их об этом спрашивали.
Почему важно уметь пересказывать? Навык развития связной речи влияет на успешность обучения детей.
Фактически пересказ – это полноценный интеллектуальный продукт, плод умственного труда ребенка. Во время пересказа он вырабатывает важные для жизни и учебы навыки:
-
умение слушать и слышать; -
умение структурировать информацию в голове; -
умение правильно выражать свои мысли.10
Этому учит школьника интеллект-карта. На запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.
Этапы реализации проекта
Проект реализован в три этапа: информационно-аналитический, практический и контрольно-аналитический .
На информационно-аналитическом этапе (2019 г.) проводились анализ информационных ресурсов, изучение передового опыта, отбор методических приемов и проведение диагностики.
Практический (основной) этап (2019 - 2022 гг.) включал в себя проведение уроков с применением интеллект-карт, создание интеллект - карт с участием школьников; создание
9 Как научить ребенка пересказывать текст? https://zapominatlegko.ru/kak-nauchit-rebyonka-pereskazyvat-tekst/ (дата обращения 27.04.2022 г)
10 Почему современные дети с трудом ПЕРЕСКАЗЫВАЮТ прочитанное? https://www.ufamama.ru/Posts/View/3551 (дата обращения 27.04.2022 г)
обучающимися интеллект – карт, проведение промежуточной диагностики (Приложение 10).
На контрольно-аналитическом этапе (2022 г.) проводилась итоговая диагностика и подводились итоги. (Приложение 11)
Результаты реализации проекта
Таким образом, можно говорить о положительных результатах проекта:
-
рассмотрена теоретическая основа интеллект-карт; -
повысился интерес детей к урокам (вера в себя, отсутствие страха ошибиться), возросла их познавательная активность, любознательность и творческий потенциал; -
повысился уровень сформированности умения рассуждать, делать умозаключения, строить причинно – следственные связи; -
связная речь детей стала грамотнее, логичнее.
По результатам проведенных исследований можно сказать