Файл: интеллекткарта как средство формирования читательской грамотности на уроках истории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 311

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перечень проверяемых элементов


Задание 1

Ответ: А, В.

-находить в тексте требуемую информацию.

Задание 2

Ответ: «Князья воевали, а она правила»

-сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

Задание 3

Ответ: Нестор - «Была она предвозвестницей в христианской земле», Н. М. Карамзин: « Церковь/нарекла Ольгу/ Святою».

-сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

Задание 4

Ответ: фраза: история невозможна

«без осознанного ее выбора веры, без ее путешествия в Царьград».

Последствия: укрепление связей с Византией, распространение христианства, и т.п.

-Выявлять имплицитную информацию

текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста.

Приложение 2

Как создать интеллект-карту





  1. Возьмите чистый лист бумаги размера А4 или двойной тетрадный лист. Чистый лист бумаги предоставляет 100º свободу для выражения всего разнообразия ваших умственных способностей.

  2. Используйте горизонтальное положение бумаги. Так будет больше места для слов и изображений в том направлении, как мы пишем.

  3. Начните с центра. Мысли зарождаются в центре нашего интеллектуального мира. Карта памяти отображает это. Изучая определенную тему, выделим главное, ключевое слово, которое показывает главный смысл темы. Его изобразим в центре.

  4. От главного слова отведем ветви (направления основных подпунктов темы, терминов, дат, основных событий, личностей). Их обычно не более 7. Можно выделить заголовки более крупным и отделить друг от друга цветом. Используйте минимум три цвета (синий, красный, зеленый).


Количество деталей в блоке ветви должно быть тоже ограниченным, наиболее разумное количество 4-5 подпунктов.

  1. Для акцентирования внимания на отдельных элементах можно использовать

рисунки, картинки, геометрические фигуры.


  1. Интеллект-карты можно составлять как самому, вручную, так и с помощью возможностей компьютера или с помощью уже разработанных готовых шаблонов.

  2. Готовя ответ по интеллект-карте нужно хорошо запомнить, как использовать созданную систему записи:

называем тему по ключевому слову,

говорим о самых важных ее моментах через «ветви-направления», выделяя в них детали, анализируя особенности события.

Если в теме есть термины, даты, события, имена личностей, обязательно, в конце выступления говорим о них: «Работая с данной темой, как значимые моменты еще раз повторим – термины, даты, имена (перечисляем их)» Делаем общий вывод.





Приложение 3

Интеллект-карта «Правление Ивана Грозного»





Приложение 4

Интеллект-карта

«Государство и народ в правление Петра 8 класс





Приложение 5
Повторение раздела «Древняя Греция» 5 класс




Обобщение раздела «Удельный период на Руси» 6 класс





Приложение 6
Интеллект-карта «Дворцовые перевороты» 8 класс





Приложение 7
Интеллект-карта

«Международные отношения в
XVIII веке»





Приложение 8

Интеллект-карты

«Героический 1812 год»





«Реформация и контрреформация»





Приложение 9

Электронные интеллект-карты
«Реформы Екатерины II»



«Героический 1812 год»





Приложение 10

Диагностика сформированности смыслового чтения


    1. класс

Филькина грамота


За время своего правления Иван Грозный совершил немало страшных и бесчеловечных поступков. Чего только стоят деяния опричников, каравших всех неугодных самодержцу! Исключением не стал и митрополит Филипп человек исключительно добрый и радеющий за процветание России. Однако его отношения с царём с самого начала были натянутыми. В 1568 году Иван IV приехал в Москву вместе с группой опричников и сразу же направился на службу. Отстояв её, он отправился к митрополиту, чтобы получить благословение. Но священнослужитель не удостоил его своим вниманием. Разгневанный царь удалился, но позже вновь увиделся с митрополитом Филиппом. Он сделал замечание одному из опричников, нарушившему правила нахождения в церкви. Узнав о сделанном замечании, Иван Грозный рассвирепел и повелел собрать материалы о «прегрешениях» Филиппа. Но расследовавшей это дело комиссии быстро стало ясно, что царь предоставил фальшивки. В это же время митрополит Филипп, живший теперь в монастыре, писал царю письма с просьбами одуматься и отменить опричнину. Но Иван IV лишь отмахивался от них. Митрополита Филиппа он с пренебрежением обзывал Филькой, а прошения дурацкими

«филькиными грамотами». Своими «грамотами» священник не добился ничего, лишь вызвал ещё больший гнев царя. По приказу Ивана Грозного в 1569 году его «верный пёс» Малюта Скуратов убил священнослужителя. А выражение «филькина грамота» надолго укоренилось в качестве синонима документа