Файл: Развитие словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи выпускная квалификационная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
; отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными.
Понимание обращенной речи на втором уровне значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм. Дети могут ориентироваться на морфологические элементы, которые приобретают для них смыслоразличительное значение. Значение предлогов различаются только в хорошо знакомой ситуации. Усвоение грамматических закономерностей в большей степени относится к тем словам, которые равно вошли в активную речь детей.
Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих.
Типичными остаются и затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры слова. Нередко при правильном воспроизведении контура слов нарушается звуконаправляемость: перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов. Многосложные слова редуцируются. У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фанематического недоразвития.
Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы; замены групп звуков более простыми по артикуляции. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешение звуков, когда изолировано ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет [13].
Правильно повторяя вслед за логопедом трех - четырехсложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов. Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при сочетании согласных в слове.
На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок.
Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово - другим, сходным по значению. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.
Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.
Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание лексико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
Пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя у детей дошкольного возраста проявляются более отчетливо при обучении в школе, создавая большие трудности в овладении письмом, чтением и учебным материалом.
Многолетние изучение речи 6-7-летних дошкольников позволило установить, что выделяется еще одна категория детей, которая оказывается за пределами выше описанных уровней и может быть определена как четвертый уровень речевого развития - нерезко выраженное недоразвитие речи [13].
У этих детей обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка. Чаще они проявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий.
Такие дети производят, на первый взгляд, вполне благополучное впечатление, у них нет ярких нарушений звукопроизношения. Как правило, имеет место лишь недостаточная дифференциация звуков.
Характерным своеобразием нарушения слоговой структуры является то, что, понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонематический образ и, как следствие, наблюдается искажение звуконаполняемости в разных вариантах: персеверации, перестановки звуков и слогов, элизии, парафазии. В редких случаях - опускание слогов, добавление звуков и слогов.
Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи. Имея определенный запас слов, обозначающих разные профессии, они испытывают большие трудности при дифференцированном обозначении для лиц мужского и женского рода. Образование слов с помощью суффиксов также вызывает значительные затруднения. Стойкими остаются ошибки при употреблении: существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами единичности, прилагательных, образованных от существительных, прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и физическое состояние объектов, притяжательных прилагательных.
Самостоятельное рассказывание, требующее мобилизации творческих способностей, выливается в неполные и скудные тексты, не вбирающие в себя значимые для наименования элементы ситуации. [2]
Таким образом, выдвинутый Р. Е. Левиной и другими учеными подход позволил отойти от описания лишь отдельных проявлений речевой недостаточности и представить картину аномального развития ребенка по ряду параметров, отражающих состояние языковых средств и коммуникативных процессов. На основе поэтапного структурно динамического изучения аномального речевого развития раскрыты также специфические закономерности, определяющие переход от низкого уровня развития к более высокому.
В последние годы стремительно возросло количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями речи. Причинами увеличения процента речевых нарушений является влияние таких факторов, как загрязнение экологии, возросший процент родовых травм, различные заболевания и патологии во время беременности матери и в первые годы после рождения, которые отрицательно влияют на здоровье и развитие ребенка, неблагоприятные социально — бытовые условия.
По мнению таких ученых как, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина нарушение речевой деятельности отрицательно влияет на все сферы личности дошкольника: затруднено развитие познавательной деятельности, снижается уровень запоминания, нарушаются все виды памяти, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются формы общения и межличностного взаимодействия, тормозится развитие игровой деятельности, которая является ведущей деятельностью дошкольного возраста, также играющая огромную роль в отношении общего психического развития [2].
Важное место в системе речевой работы занимает обогащение словарного запаса, его активизация и закрепление, ведь совершенствование речевого общения невозможно без обогащения словарного запаса ребенка. По мнению Л. П. Зерновой, И. А. Зиминой, Г. Р. Шашкиной познавательное развитие, невозможно без усвоения новых слов [4].
Овладение словарем в дошкольном возрасте имеет огромное значение для успешного обучения в школе, в связи с этим особое значение приобретает ранняя помощь специалистов, способное изменить неблагоприятный ход развития ребенка. Однако вопрос обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи не освещен в полной мере. Впервые понятие общего недоразвития речи (ОНР) было сформулировано в исследованиях Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии.
С их точки зрения, под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. Оно может выражаться в различной степени: от развернутой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития до полного отсутствия речи [1].
Согласно степени тяжести нарушения выделяют четыре уровня ОНР. У дошкольников с общим недоразвитием речи снижена память, словесно-логическое мышление, внимание; ограничена координация во всех видах моторики. Дети данной категории не способны самостоятельно выйти на онтогенетический путь развития речи, в связи с этим им необходима эффективная логопедическая помощь. Коррекция речи трудоемкий и длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, необходимых для развития речи. Такие ученые как Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, указывают на то, что имея различную природу нарушений, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из главных признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3–4, а иногда к 5 годам.
При этом понимание речи относительно благополучно, хотя сама речь аграмматична и недостаточно оформлена [2]. По мнению Е. Черкасовой, вследствие задержанного формирования речи, нарушений звукопроизношения и отклонений в лексической и грамматических системах у детей с ОНР нарушается взаимодействие с окружающим миром. В основе этих расстройств лежит нарушение различения фонем, что затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а также фонематических и морфологических обобщений. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий [3].
Очень важно уделять внимание своевременному формированию словарного запаса, так как оно является важным условием полноценного, всестороннего развития ребенка, поскольку язык и речь выполняют главную функцию в развитии речевого общения и мышления, в организации и планировании деятельности ребенка, в формировании социальных навыков. Для диагностики словарного запаса используются методы, используемые в отечественной логопедии, в адаптированном виде. Словарный запас обследуется в игре, в связной речи, вне текста. После изучения словарного запаса устанавливается уровень развития словаря дошкольника с общим недоразвитием речи.
Исследование пассивного словарного запаса и актуализации лексического минимума указывает на ограниченный объем словаря детей с ОНР в сравнении с нормой. У детей наблюдается ограниченный словарный запас предметов действий и признаков, не связанных с их деятельностью. Многие общеупотребительные слова отсутствуют в речи дошкольников с ОНР, так как дети имеют ограниченный запас представлений об окружающем мире, малой дифференциацией сходных объектов, недостаточной активизации словарного запаса в различных видах деятельности. Детьми допускаются ошибки при рассматривании и назывании картинок, опираясь на их внешнее сходство, на их сходство по назначению, ограниченно представлены в активном словарном запасе имена прилагательные и существительные. Дети употребляют не более одного синонима, ответы характеризуются однообразностью, типичностью. Дошкольники заменяют синонимы дополнениями или объяснениями. Наличие ошибок в ответах дошкольников с общим недоразвитием речи объясняется ограниченным словарем,
Понимание обращенной речи на втором уровне значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм. Дети могут ориентироваться на морфологические элементы, которые приобретают для них смыслоразличительное значение. Значение предлогов различаются только в хорошо знакомой ситуации. Усвоение грамматических закономерностей в большей степени относится к тем словам, которые равно вошли в активную речь детей.
Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих.
Типичными остаются и затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры слова. Нередко при правильном воспроизведении контура слов нарушается звуконаправляемость: перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов. Многосложные слова редуцируются. У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фанематического недоразвития.
Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы; замены групп звуков более простыми по артикуляции. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешение звуков, когда изолировано ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет [13].
Правильно повторяя вслед за логопедом трех - четырехсложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов. Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при сочетании согласных в слове.
На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок.
Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово - другим, сходным по значению. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.
Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.
Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание лексико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
Пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя у детей дошкольного возраста проявляются более отчетливо при обучении в школе, создавая большие трудности в овладении письмом, чтением и учебным материалом.
Многолетние изучение речи 6-7-летних дошкольников позволило установить, что выделяется еще одна категория детей, которая оказывается за пределами выше описанных уровней и может быть определена как четвертый уровень речевого развития - нерезко выраженное недоразвитие речи [13].
У этих детей обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка. Чаще они проявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий.
Такие дети производят, на первый взгляд, вполне благополучное впечатление, у них нет ярких нарушений звукопроизношения. Как правило, имеет место лишь недостаточная дифференциация звуков.
Характерным своеобразием нарушения слоговой структуры является то, что, понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонематический образ и, как следствие, наблюдается искажение звуконаполняемости в разных вариантах: персеверации, перестановки звуков и слогов, элизии, парафазии. В редких случаях - опускание слогов, добавление звуков и слогов.
Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи. Имея определенный запас слов, обозначающих разные профессии, они испытывают большие трудности при дифференцированном обозначении для лиц мужского и женского рода. Образование слов с помощью суффиксов также вызывает значительные затруднения. Стойкими остаются ошибки при употреблении: существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами единичности, прилагательных, образованных от существительных, прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и физическое состояние объектов, притяжательных прилагательных.
Самостоятельное рассказывание, требующее мобилизации творческих способностей, выливается в неполные и скудные тексты, не вбирающие в себя значимые для наименования элементы ситуации. [2]
Таким образом, выдвинутый Р. Е. Левиной и другими учеными подход позволил отойти от описания лишь отдельных проявлений речевой недостаточности и представить картину аномального развития ребенка по ряду параметров, отражающих состояние языковых средств и коммуникативных процессов. На основе поэтапного структурно динамического изучения аномального речевого развития раскрыты также специфические закономерности, определяющие переход от низкого уровня развития к более высокому.
- 1 2 3 4 5 6
Научно-методические подходы к развитию словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи
В последние годы стремительно возросло количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями речи. Причинами увеличения процента речевых нарушений является влияние таких факторов, как загрязнение экологии, возросший процент родовых травм, различные заболевания и патологии во время беременности матери и в первые годы после рождения, которые отрицательно влияют на здоровье и развитие ребенка, неблагоприятные социально — бытовые условия.
По мнению таких ученых как, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина нарушение речевой деятельности отрицательно влияет на все сферы личности дошкольника: затруднено развитие познавательной деятельности, снижается уровень запоминания, нарушаются все виды памяти, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются формы общения и межличностного взаимодействия, тормозится развитие игровой деятельности, которая является ведущей деятельностью дошкольного возраста, также играющая огромную роль в отношении общего психического развития [2].
Важное место в системе речевой работы занимает обогащение словарного запаса, его активизация и закрепление, ведь совершенствование речевого общения невозможно без обогащения словарного запаса ребенка. По мнению Л. П. Зерновой, И. А. Зиминой, Г. Р. Шашкиной познавательное развитие, невозможно без усвоения новых слов [4].
Овладение словарем в дошкольном возрасте имеет огромное значение для успешного обучения в школе, в связи с этим особое значение приобретает ранняя помощь специалистов, способное изменить неблагоприятный ход развития ребенка. Однако вопрос обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи не освещен в полной мере. Впервые понятие общего недоразвития речи (ОНР) было сформулировано в исследованиях Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии.
С их точки зрения, под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. Оно может выражаться в различной степени: от развернутой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития до полного отсутствия речи [1].
Согласно степени тяжести нарушения выделяют четыре уровня ОНР. У дошкольников с общим недоразвитием речи снижена память, словесно-логическое мышление, внимание; ограничена координация во всех видах моторики. Дети данной категории не способны самостоятельно выйти на онтогенетический путь развития речи, в связи с этим им необходима эффективная логопедическая помощь. Коррекция речи трудоемкий и длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, необходимых для развития речи. Такие ученые как Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, указывают на то, что имея различную природу нарушений, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из главных признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3–4, а иногда к 5 годам.
При этом понимание речи относительно благополучно, хотя сама речь аграмматична и недостаточно оформлена [2]. По мнению Е. Черкасовой, вследствие задержанного формирования речи, нарушений звукопроизношения и отклонений в лексической и грамматических системах у детей с ОНР нарушается взаимодействие с окружающим миром. В основе этих расстройств лежит нарушение различения фонем, что затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а также фонематических и морфологических обобщений. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий [3].
Очень важно уделять внимание своевременному формированию словарного запаса, так как оно является важным условием полноценного, всестороннего развития ребенка, поскольку язык и речь выполняют главную функцию в развитии речевого общения и мышления, в организации и планировании деятельности ребенка, в формировании социальных навыков. Для диагностики словарного запаса используются методы, используемые в отечественной логопедии, в адаптированном виде. Словарный запас обследуется в игре, в связной речи, вне текста. После изучения словарного запаса устанавливается уровень развития словаря дошкольника с общим недоразвитием речи.
Исследование пассивного словарного запаса и актуализации лексического минимума указывает на ограниченный объем словаря детей с ОНР в сравнении с нормой. У детей наблюдается ограниченный словарный запас предметов действий и признаков, не связанных с их деятельностью. Многие общеупотребительные слова отсутствуют в речи дошкольников с ОНР, так как дети имеют ограниченный запас представлений об окружающем мире, малой дифференциацией сходных объектов, недостаточной активизации словарного запаса в различных видах деятельности. Детьми допускаются ошибки при рассматривании и назывании картинок, опираясь на их внешнее сходство, на их сходство по назначению, ограниченно представлены в активном словарном запасе имена прилагательные и существительные. Дети употребляют не более одного синонима, ответы характеризуются однообразностью, типичностью. Дошкольники заменяют синонимы дополнениями или объяснениями. Наличие ошибок в ответах дошкольников с общим недоразвитием речи объясняется ограниченным словарем,