Файл: Теоретикоправовые основы пенсионной системы в Росии 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 881

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
субъекты Российской Федерации приняли участие в эксперименте, по

смыслу которого на их территориях были созданы единые пенсионные службы. В их компетенции находилось назначение пенсионных пособий, а также их выплата.

Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» [28]. Указанный нормативно-правовой акт предусматривал перечень рекомендаций, адресованных органам власти субъектов, в сфере социального обеспечения. В качестве одной из таких рекомендаций региональным властям предлагалось заключить соглашение с ПФР о передаче ряда полномочий, связанных с пенсионными выплатами, которые ранее находились в компетенции региональных органов соцзащиты.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон от 01.04.1996 27-ФЗ

«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» [37]. Закон предусматривал создание Информационного центра на базе ПФР, в задачи которого входил учет персональных данных, обеспечивающий быстрое и эффективное взаимодействие всех территориальных органов Фонда.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [38]. В соответствии, с которым был определен новый статус ПФР, как страховщика, государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [35] еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии.

Так, в частности, была введена накопительная часть трудовой пенсии, формируемая за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования.

Вплоть до наступления 2001 года бюджет ПФР пополнялся при помощи страховых взносов. Фонд самостоятельно регулировал административные вопросы сбора этих средств и финансирования пенсионных расходов. Принятые в 2000 году нововведения в Налоговый кодекс РФ [15] затронули форму платежа, направляемого в систему пенсионного страхования. На смену взносом пришел налог. Если быть более точным, то доля от единого социального налога, направляемая на обеспечение выплаты пенсионных пособий.

Дальнейшие изменения законодательства о налогах и сборах, которые пришлись на 2001 год, ограничили возможность Фонда осуществлять самостоятельных сбор отчислений и переложили указанные функции на налоговые органы. Наступление 2002 года ознаменовало собой начало масштабного реформирования пенсионной системы. По сути, она началась еще в 2001 году, когда было разработано и принято нормативно-правовая основа реформы. Это позволило создать крупнейший социально-

адаптированный проект на территории нашего государства.

Обновленные принципы функционирования пенсионной системы обусловили потребность в использовании новых стандартов взаимодействия сотрудников фонда и граждан. С этой целью в отделениях Пенсионного фонда стали создавать отдельные специализированные отделы по работе с гражданами, а также их обращениями. В территориальных органах были созданы самостоятельные группы, в чьи обязанности входили прием и работа с населением. При этом Фонд продолжал поиски повышения эффективности в вопросах взаимодействия с гражданами. Одним из решений, принятых по результатам поисков, стало создание клиентских служб. Предполагалось, что с их помощью возрастет качество и скорость работы с населением. Подобные

результаты ожидались, в том числе, за счет применения современных технических средств, а именно: информационные автоматы, предварительная запись, онлайн очереди. К 2005 году технические новшества применялись в большинстве субъектов страны.

С 2005 года на Пенсионный фонд возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи, в виде набора пакета социальных услуг. Введенные Федеральным законом от 22.08.2004 122-ФЗ

«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации. В связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [19].

Именно в этих целях в системе Фонда был создан единый регистр федеральных льготников. Содержания регистра постоянно пополняется актуальными данными, поскольку именно он лежит в основе распределения регулярных социальных выплат.

С введением в 2007 году федерального закона от 29 декабря 2006 года

256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [26] на Пенсионный фонд России была возложена еще одна дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал.

С самого начала высказывались предположения, что первые средства на обеспечение материнского капитала поступят на счет примерно в 2010 году. Это объясняется тем, что изначально федеральный закон не допускал возможности распоряжения материнским капиталом до того, пока ребенку не исполнилось три года. Определенные коррективы в первоначальные задумки

внес экономический кризис. С января 2009 года граждане получили возможность использовать средства материального капитала с целью улучшить жилищные условия, при этом, не дожидаясь достижения трехлетнего возраста ребенка.

За небольшой промежуток времени органы ПФР осуществили организационную работу и уже сразу после январских выходных в региональные отделения начали поступать первые заявления о распоряжении средствами капитала от граждан [26].

Интересные новшества в пенсионной системе установил Федеральный закон от 30.04.2008
56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» [27].

Закон направлен на стимулирование формирования пенсионных накоплений и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан посредством развития дополнительных форм пенсионного страхования.

Гражданам была предоставлена возможность вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Размер дополнительного страхового взноса определяется застрахованным лицом самостоятельно.

Работодателям также предоставляется возможность уплачивать взносы в пользу своих работников. При этом законом предусмотрено софинансирование из федерального бюджета пенсионных накоплений граждан. Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в период с 1 октября 2008 года до

1 октября 2013 года, получают средства из федерального бюджета на накопительную часть трудовой пенсии в том же размере, в котором, уплатили дополнительные страховые взносы, но не более 12 000 рублей в год.

С 1 января 2010 года вступили в силу принятые летом 2009 года законодательные акты, которые в очередной раз в значительной степени изменили российскую пенсионную систему. Сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.