Файл: Исследование уровня сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Бурятский Республиканский Педагогический колледж»
Факультет заочного обучения
Кафедра дошкольного образования
Допустить к защите
Зам.директора по УПР
_Хабинова__________
«___»_______________2021г.
ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выпускная квалификационная работа
Научный руководитель __________(подпись)
Дата защиты: «___»_______20__г.
Оценка:_______________________
Улан-Удэ
2021 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста средствами оригами
-
Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………..…6 -
История развития искусства оригами……………………………..…….16 -
Методика организации занятий…………………………………...……..21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста средствами оригами.
2.1. Исследование уровня сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста……………………………..…………..
2.2. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы по развитию мелкой моторики средствами оригами………………
2.3. Сравнительный анализ опытно-экспериментальной работы…………..
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников …………………………………………..40
Приложение………………………………………………………………………43
Введение
Актуальность исследования. Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста обусловлена современными требованиями к подрастающему поколению, обозначенными в нормативных документах. Так в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) говорится о необходимости воспитания человека интеллектуально и коммуникативно развитого, способного к активному познанию окружающего мира и общению с людьми. И одним из целевых ориентиров ФГОС на этапе завершения дошкольного образования и начале обучения в школе является «хорошо развита мелкая моторика», которая позволяет ребёнку владеть своими движениями, контролировать их и управлять ими.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Реализация ФГОС вносит свои коррективы в воспитательно-образовательный процесс детей дошкольного возраста. Взаимодействие ребёнка и взрослого носит личностно-ориентированный характер, и наиболее успешными формами работы с детьми становятся те, которые построены на принципах общения и игры.
Одним из средств активизации творческого потенциала и развития мелкой моторики рук ребёнка при подготовке его к школе является оригами – искусство складывания фигурок из бумаги.
Бумажное моделирование является эффективным средством не только обучения и развития, но и воспитания дошкольников. Занятия оригами формируют такие нравственные качества детей, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь товарищу, умение видеть результат труда.
Таким образом, использование техники «Оригами» в учебно-воспитательном процессе способствуют всестороннему развитию личности ребёнка, а также является эффективной методикой подготовки руки к письму.
Цель исследования: определить комплекс педагогических условий, способствующих оптимальному развитию мелкой моторики у старших дошкольников с использованием техники оригами.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики рук с использованием техники «оригами».
Предмет исследования: оригами как средство развития мелкой моторики старших дошкольников.
Гипотеза - эффективность развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста будет успешной если:
1. Создание в группе соответствующего материально-технического и методического обеспечения, способствующего формированию у детей навыков конструирования из бумаги в технике оригами;
2. Поэтапность обучения детей техническим навыкам оригами и обеспечение эмоционального комфорта и личной заинтересованности детей в результате своей деятельности;
3. Участие родителей в работе по ознакомлению детей с оригами.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по теме «развитие мелкой моторики руки с использованием оригами».
2. Провести диагностику развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с использованием оригами.
3. Разработать перспективный план и конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием техники оригами.
4. Проанализировать результат экспериментальных данных
Теоретико-методологическая основа исследования: Известный педагог Мария Монтессори отмечала тесную связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Зарубежные педагоги Кемпбел М., Харбин Р., Кеннвей Э., Иошидзаве А., Листар Д. и другие отмечают множество достоинств техники «Оригами» при развитии определённых навыков и качеств у детей.
Куцаковой Л. В., Афонькина С. Ю., Тарабариной Т. И., Шумакова Ю. В., Шумаковой Е. Р., Косминской В. Б., Васильченко Е. И., Макаренко А. С., Комаровой Т.С была обоснована эффективность использования техники оригами в процессе развития сенсомоторных движений рук детей старшего дошкольного возраста.
Р.С. Немов утверждал, что навыки мелкой моторики необходимы для выполнения таких точных действий, как манипулирование небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, завязывание узлов, игра на музыкальных инструментах и так далее.
Методы исследования:
-теоретические (теоретический анализ психолого- педагогической литературы, изучение и анализ педагогической документации и опыта работы с ДОУ;
- эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности).
- математические
Экспериментальная база. Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №62 «Малыш» г. Улан-Удэ, группа №10, количество детей – 20.
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста средствами оригами.
1.1. Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет у детей дошкольного возраста память, логика, речь и мышление. Особенности детей дошкольного возраста связаны с тем, что в этом возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Основы мелкой моторики закладываются в раннем возрасте, что помогает ребенку изучать предметы, играть с ними, ощущать их. Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, ум ребенка находится на кончике пальцев. [22, 40].
В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие). Меняются и игрушки ребенка. Теперь вместо погремушек и плюшевых мишек в арсенале появляются конструкторы, наборы для творчества, имеющие множество мелких деталей. Некоторые мамы пугаются, что давать ребенку игрушки с мелкими открепляющимися предметами опасно, но эти опасения напрасны: во-первых, играть ребёнок будет под контролем взрослых, а во-вторых, польза от подобных увлечений будет огромной.
Детям как носителям языка необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь они получают возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита. [23, 90]
Использование мелкой моторики является одним из подходов к изучению творческих художественных способностей, синтетический подход, связан с поисками взаимосвязи между компонентами способностей. При этом способности изучаются как целое, хоть и состоящее из компонентов, но не сводимое к простой их сумме [11, 164]. Каждый подход имеет своих последователей и проблематику исследований. Но и в педагогической практике, и в педагогической психологии противопоставление одного подхода другому, как неправомерно игнорирование или противопоставление способностей как предпосылок удачного обучения способностям как результату обучения [9, 188].
Усвоение новых способов деятельности обеспечивают личности ребенка возможности удачного решения новых задач в этой системе знаний или в данном виде творческой деятельности. Начинать развитие мелкой моторики в детском возрасте в мировой педагогике стало общепринятым, прежде всего, на материале искусства и всевозможных детских игр, в том числе пальчиковых игр. При этом подчеркивают, что процесс детского творчества развивается на основе двух подходов.
Первый подход отражает позицию Л. С. Выготского, который считал, что нужно культивировать творческое воображение. Второй подход связан с тем, что в особой культуре нуждается и сам процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать [7, 82].
Вместе с тем, практически все исследователи отмечают, что занятия и игры на развитие мелкой моторики следует рассматривать как наиболее содержательную форму психической активности, универсальную способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. Существует тесная и непрерывная связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны – способности зависят от знаний, с другой – в процессе приобретения знаний, умений, навыков развиваются способности. Знания, умения и навыки зависят также от - способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями и способностями [25, 174].
Особенно важно развивать мелкую моторику в преддверии поступления в школу, то есть в старшем дошкольном возрасте. Это необходимо не только для подготовки руки к письму, но и для развития общих интеллектуальных и эмоционально-волевых навыков. С.Е. Гаврина указывает в связи с этим, что в 6-7 лет ребенок переживает возраст коренных изменений, которые помогают ему овладеть письмом и именно в этом возрасте важно уделять должное внимание развитию мелкой моторики как необходимой базы для этого необходимого школьного навыка [9,21]. Кроме того, не подготовленные к письму дети будут отставать и по иным критериям – уровню развития образного и пространственного мышления, воображения, связной речи, внимания, памяти и т.д.
Р.С. Немов пишет, что навыки мелкой моторики необходимы для выполнения таких точных действий, как манипулирование небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, завязывание узлов, игра на музыкальных инструментах и так далее.