Файл: Исследование уровня сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение А.
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «ЯПОНСКОЕ ИСКУССТВО «ОРИГАМИ»
Проведение мастер-класса.
Для проведения мастер-класса группа собирается и усаживается за столы или остаются сидеть на своих местах. Перед участниками мастер-класса лежат листы бумаги, из которых в последствии будет сделана фигурка «Оригами». Ведущий мастер-класса приветствует группу, знакомится с ней, рассказывает группе на какую тему будет проводиться мастер-класс.
Прежде чем обучить группу искусству «Оригами», необходимо аудиторию познакомить с историей возникновения «Оригами» в Японии.
История появления «Оригами».
Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путём сгибания листа бумаги. В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами — не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все художники оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным.
Появилось оригами почти сразу после появления бумаги в Японии. Именно японцы, а не первооткрыватели нового писчего материала — китайцы, догадались использовать бумагу в качестве сырья для декоративных украшений и изделий. Сначала новый изысканный и ценный материал использовали в проведении различных религиозных церемоний.
Слова «бумага» и «Бог» на японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл. В храмах стены были украшены бумагой с изображением богов и записанными их заповедями. С помощью листов разжигались жертвенные костры. В особых бумажных коробочках было принято приносить дары в храмы.
В монастырях из бумаги впервые начали складывать необычные фигурки. Они символизировали различных богов, животных, людей, даже времена года и природные явления. А так как порвать лист бумаги считалось страшным грехом, лист всегда использовался целиком. Постепенно строго регламентированное число церковных фигурок начало возрастать, техника отшлифовывалась и становилась настоящим искусством.
Важно отметить, что оригами — не просто развлечение или занятие для рук. На своем долгом пути становления оно впитало в себя массу аспектов философии Японии, а после и Китая. Оригами складывалось изначально на фундаменте различных восточных верований. Особенную роль здесь сыграла философия буддизма.
Вскоре бумажные фигурки стали использоваться и в повседневных церемониях - во время свадебных церемоний и праздничных шествий, а не только в таинственных божественных обрядах. Через некоторое время фигурки оригами стали использовать и в качестве украшений для дома.
Японии считался символом долголетия и счастья. Такая фигурка называлась цуру. «Журавль считается символом надежды, любви и веры во всех странах Востока. Жители этого края верят в то, что если сделать тысячу бумажных журавликов и раздать эти фигурки всем близким и знакомым, то исполниться самое заветное желание.
В качестве фигурки «оригами», которую будет предложено сделать группе, была выбрана фигурка в форме «журавлика». Перед тем, как сделать «журавлика», рассказывается «Легенда о бумажном журавлике».
Легенда о бумажном журавлике.
Легенда о бумажном журавлике корнями из древних времён. Она повествует о бедном добром мастере, который делал различные фигурки из бумаги и раздаривал их детишкам. Как- то он шёл и встретил монаха. Мастер поздоровался с ним и подарил ему бумажного журавлика. Монах от такого подарка был сильно растроган. Он сказал мастеру о том, чтобы тот продолжал заниматься своим любимым делом, чтобы даже в войну он был верен своему искусству. И тогда искусство вознаградит его, сделает его богатым и известным. Как и говорил монах, вскоре началась война. Все мужчины ушли сражаться. И только мастер сидел сутками в своей мастерской и творил фигурки. Люди разозлились на него и решили сжечь его мастерскую. Но когда вошли внутрь, тут же замерли. Они были поражены красотой и разнообразием бумажных фигурок. Мастер подарил каждому фигурку, а затем быстро сделал журавля и выпустил его. Птица тут же взлетела.
После этого журавль считался вестником мира. Люди вдохновились от увиденного и победили в войне.» С тех далёких времён и по сей день журавлики являются для «оригамистов» очень важным и светлым знаком. А не так давно журавлик приобрёл и новое значение. Он стал символом избавления от атомной угрозы и лучевой болезни.
После рассказа легенды группе предлагают сделать бумажного журавлика. Ведущий мастер-класса показывает алгоритм выполнения бумажного журавлика.
Алгоритм выполнения журавлика:
1. Сложите квадратик по диагонали, аккуратно соединив уголки.
2. Наметьте по центру еще один сгиб, сложив полученный ранее треугольник еще раз по палам и расправьте его.
3. Нижний угол треугольника соедините с углом вершины, расправив его изнутри. Затем расплющите и загладьте сгибы.
4. Повторите то же самое, с другой стороны. В результате чего у вас должен получится ромбик.
5.Боковые стороны ромба каждого слоя загните к центру, а нижний угол
полностью отогните вверх.
6. Возьмите верхний угол ромба наружного к вам слоя и растяните заготовку, оттянув верхний угол вниз, чтобы получился вытянутый ромб. Аккуратно сплющите заготовку по намеченным складкам. То же самое сделайте с другой стороны ромбика.
7. Согните боковые стороны ромба к средней линии.
8. Нижние уголки заготовки заложите внутрь между двумя слоями и растяните аккуратно в стороны и вверх.
9. Расправьте журавлику крылья и сделайте голову, вогнув уголок. Фигурка «журавлика» готова!
Ведущий просит группу поднести к себе журавлика, закрыть глаза и загадать желание. Загаданное желание исполнится.
На этом мастер-класс заканчивается. Группу благодарят за внимание. Прощаются с ней.
Приложение Б.
Тема: Оригами «Котенок»
Программные задачи:
Образовательные задачи:
1)Продолжать знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
2)Формировать умения следовать устным инструкциям.
3)Обучать различным приёмам работы с бумагой.
Развивающие задачи:
1)Продолжать развивать мелкую моторику рук и глазомер.
2)Продолжать развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
3)Развивать пространственное воображение.
Воспитательные задачи:
1)Воспитывать интерес к искусству оригами.
2)Расширять коммуникативные способностей детей.
3)Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Материалы и оборудование: квадраты - заготовки, карандаши, фломастеры.
Ход занятия:
Вводная часть. Показываю заготовку теремка из оригами со словами: Стоит в поле теремок-теремок, Он не низок не высок, не высок. Как по полю, полю кошка бежит, (показываю заготовку кошки) У дверей остановилась и мурчит - Мур, мур, Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Сегодня, ребята, мы с вами будем складывать из бумаги мышку в технике оригами.
Посмотрите, у вас на столах лежат листы.
Какой они формы? (квадратной)
Какого цвета квадраты? (серого).
Возьмите в руку ваши заготовки.
Любое оригами начинается с базовой формы. Повторите (Базовая форма) Такая базовая форма называется «треугольник» (показываю)
А теперь вы попробуйте сложить квадрат пополам, уголок к уголку (сестра к сестре) (Показываю)
Какая фигура получилась? (треугольник). Правильно.
На что ещё похожа эта базовая форма? (на платочек)
Посмотрите на треугольник. Сколько у него сторон? (3).
Посмотрите на боковые стороны треугольника. Это две сестрёнки треугольника. Возьмите одну сестрёнку и приложите к другой сестрёнке (показываю).
Теперь раскроем обратно, чтобы получилась «тропинка» в середине треугольника
Аккуратно сгибаем наших сестрёнок, чтобы «тропинка» на треугольнике была ровной. Теперь поворачиваем заготовку так, чтобы две сестры были наверху (показываю).
Загибаем наших сестёр вниз, вдоль по тропинке (показываю)
Теперь переворачиваем заготовку.
Находим верхушку заготовки (показываю).
Загибаем назад верхушку заготовки.
Кошечка готова, осталось нарисовать ей глазки
, носик и ротик.
Возьмите карандаши и доделайте работу!
Выполнение работы детьми. Во время работы подхожу к каждому ребёнку, смотрю, даю рекомендации по выполнению. Если у ребёнка возникают трудности, индивидуально повторяю для него приёмы складывания на примере своей заготовки.
Индивидуальная работа
Теперь, когда вы сделали своих кошечек, я раздам каждому из вас теремочек. Мы вместе приклеим нашу кошечку и повторим сказку. Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок - не высок. Нынче в теремочке кошечка живёт и от радости песенки поёт.
Анализ детских работ. Высказывания детей от проделанной работы. Отметить детей, которые затруднялись и повторить с ними в свободное время или дать задание на дом.
Приложение В.
Тема: Оригами «Лиса»
Программные задачи:
Образовательные задачи:
1)Продолжать знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
2)Формировать умения следовать устным инструкциям.
3)Обучать различным приёмам работы с бумагой.
Развивающие задачи:
1)Продолжать развивать мелкую моторику рук и глазомер.
2)Продолжать развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
3)Развивать пространственное воображение.
Воспитательные задачи:
1)Воспитывать интерес к искусству оригами.
2)Расширять коммуникативные способностей детей.
3)Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Материалы и оборудование: квадраты - заготовки, карандаши, фломастеры
Ход занятия:
Вводная часть. Показываю заготовку теремка из оригами со словами: Стоит в поле теремок-теремок, Он не низок не высок, не высок. Как по полю лисичка бежит, (показываю заготовку лисички) У дверей остановилась и кричит: - Ау, кто в теремочке живёт? Ау, кто в невысоком живёт?
Сегодня, ребята, мы с вами будем складывать из бумаги лисичку в технике оригами. А затем, я раздам вам ваши домики, и мы все вместе её поселим жить вместе с кошенькой.
Посмотрите, у вас на столах лежат листы. Какой они формы? (квадратной)
Какого цвета квадраты? (оранжевого, рыжего)
Возьмите в руку ваши заготовки. С чего начинается любое оригами? (С базовой формы).
Какую форму мы складывали в прошлый раз? (треугольник).