Файл: Исследование уровня сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2 История развития искусства оригами
История развития искусства оригами неразрывно связана с появлением и распространением бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Орниологи утверждаю, что в третьем - четвертом веках до нашей эры уже находят материалы, которые мощно рассматривать как бумагу. Официальной датой «появления» бумаги в Китае считается 105 год нашей эры, когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о существовании такой технологии. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги: технологию ее производства было запрещено вывозить за границу.
В третьем веке бумага «двинулась» к берегам Японии через Корею. Этому способствовали интенсивные отношения двух государств.
На рубеже четвертого века из Кореи прибыли двое ученых Акити и Вани, последний привез с собой несколько китайских и корейских книг. По японской традиции он считается первым, кто познакомил страну с китайской письменностью. Но еще довольно долго письменность не имела в Японии широкого распространения. С конца второй половины VIII века стала развиваться японская технология производства бумаги - «нагашизуни». Бумага, сделанная по этой технологии, была названа «ваши» - «японская бумага». Она заняла ведущее место в мире благодаря своему уникальному качеству.
Искусство оригами, именно так его следует называть, знакомо каждому из нас с детства. Каждый взрослый, будучи ребенком, делал кораблики, самолётики, бомбочки, лягушек и тюльпаны из бумаги. Однако не все знали тогда, что это называется именно оригами. Сегодня это увлечение популярно как никогда ранее: им увлекаются и взрослые, и малыши. Оригами (яп. «сложенная бумага») - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Родина оригами - Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в Стране Восходящего солнца много веков назад. В далекой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием. Ими украшали статую «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Каннон, чтобы задобрить ее и попросить покровительства. [32,54]
Оригами, как форма развлечения, не практиковалась в древние времена, когда бумага была дефицитом и, следовательно, очень ценилась. Возможно так оригами стали использовать в период Хейян (794-1185 г.г.). Оригами, которое только складывали и не резали, впервые изобрели в период Муромачи (1333-1568 гг.). В период Эдо (1615-1867г.г.) были разработаны другие техники складывания бумаги, а также её резки и окраски. Со времен Тайше (1912-1926 гг.) известны образцы и схемы выполнения 150 различных фигурок оригами: журавли, лягушки, сложные кораблики, корзиночки, фонарики и многие другие.
Долгое время этот вид искусства был доступен лишь представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Лишь после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников. Конструирование из бумаги и других материалов является сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Наряду с детскими конструкторами - это не только интересное и увлекательное занятие, но и полезное и разносторонне развивающее ребёнка. Оригами - это не только интересно для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Ещё Лев Николаевич Толстой в трактате «Что такое искусство» предсказал великое будущее оригами в духовном и физическом развитии и воспитании детей. Оригами развивает способность работать руками, приучает пальцы к точным движениям, что особенно важно для детей, у которых имеются проблемы с мелкой моторикой и координацией рук. Дети, увлекающиеся оригами, обладают пространственным воображением. Они без труда разбираются в чертежах, легко представляют будущее бумажное изделие в объёме. Педагоги по оригами считают, что занятия им развивают память, активизируют мозг, способствуют развитию умения концентрировать внимание. Дети ведут настоящий творческий поиск, сами изобретают новые фигуры, создают весёлые игровые ситуации. Это своего рода игровая терапия. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует прямая связь.
Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга [33, 22].
Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги. Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Большая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой. Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона. В настоящий момент оригами превратилось по-настоящему в международное искусство [34,14].
Существуют различные виды оригами, рассмотрим в таблице 1.
Таблица 1. Виды оригами
№ | Виды оригами | Примечание |
| Модульное оригами | Работы выполняются из одинаковых модулей без использования клея и всегда получаются объемными и интересными |
| Простое оригами | Ограничено использованием только складок |
| Складывание по развертке | Фигурки отличаются сложностью и красотой. Для этого необходимо правильно сложить развертку выкройку с указанием линий сгиба. |
| Мокрое складывание | Для придания бумаги большей пластичности она слегка смачивается водой. Выполненные изделия похожи на папье-маше и отличаются плавностью форм. |
Модульное оригами. Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы.
Простое оригами. Простое оригами - стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой и долиной. Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.
Складывание по развёртке. Развёртка (англ. crease patter; паттерн складок) - один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана - дело в том, что развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт
отсутствия для некоторых моделей иных диаграмм, кроме развёртки.
Мокрое складывание. Мокрое складывание - техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов - в этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу. Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.
Хотя для складывания подходит практически любой листовой материал, выбор последнего очень сильно влияет как на процесс складывания, так и на окончательный вид модели.
Существует также специальная бумага для оригами, часто называемая «ками» (бумага по-японски), которая продаётся сразу в виде квадратов, чьи размеры по стороне варьируются от 2,5 см до 25 см и более. Обычно одна сторона такой бумаги белая, а другая — цветная, но встречаются и двуцветные разновидности, и разновидности с орнаментом. Бумага для оригами чуть легче принтерной, что делает её подходящей для широкого класса фигурок. Фольгированная бумага, или как её часто называют «сэндвич», представляет тонкий лист фольги, склеенный с тонким листом бумаги, иногда фольга оклеивается бумагой с обеих сторон. Этот материал обладает тем немаловажным преимуществом, что он очень хорошо держит форму и позволяет проработать мелкие детали.
1.3. Методика организации занятий техники оригами
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, изделий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.
При изготовлении поделок из бумаги у ребёнка развивается мелкая моторика, происходит постоянная смена расслабления и напряжения мышц пальцев, что влияет на формирование моторной области. Чтобы сделать фигурку, ребёнок выполняет различные мелкие и точные движения, это обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений, развивает точность, гибкость движений пальцев.
Реализация техники оригами как средство развития мелкой моторики рук проходит в три этапа. Во-первых, ознакомительный этап. Одной из форм ознакомления с оригами является занятие, педагоги должны показать детям разные приёмы складывания (сгибание и складывание), ознакомить с геометрическими фигурами (квадрат, круг, прямоугольник, ромб и др.), научить ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, сзади, спереди и др.), ознакомить с определённым набором знаков для складывания оригами и попробовать вместе сделать простую фигуру.
Вторым этапом является организация педагогом самого процесса деятельности. Воспитатель должен завлечь ребёнка в организацию деятельности, например, предлагает сделать персонажей из сказок или инвентаря для разнообразных игр, после подробно объяснить дошкольникам этапы реализации процесса работы, и в процессе реализации деятельности помогать детям при необходимости. Можно предложить сделать пальчиковую гимнастику.