Файл: Исследование уровня сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Третьим этапом является самостоятельная деятельность, где дети самостоятельно делают персонажей для театрализации сказки или инвентарь для игр, или игрушку, чтобы порадовать маму. Дети в процессе могут делиться своими знаниями и опытом со сверстниками, что способствует преодолению нерешительности, развитию коммуникативных способностей, оказывают друг другу помощь, что даёт налаживание дружеских отношений с другими. После проделанной работы дети объединяются в группы и сами создают сюжеты игр, что способствует для развития воображения и межличностного контакта со сверстниками. Любая поделка оригами вызывает у ребёнка гордость от достижения цели, радость, от полученного эмоционального переживания.

Важными условиями творческого самовыражения детей выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора. Воспитанникам предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения, материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержания. Используемые современные педагогические технологии, направленные на решение учебных задач:

  • Развивающее обучение

  • Проблемное обучение

  • Разноуровневое обучение

  • Игровые методы

  • Обучение в сотрудничестве

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Здоровье сберегающие технологии.

Также основным условием является пополнение предметно-развивающей среды в группе дидактическими играми «Сложи узор», «Геометрические пазлы» и др. Изготовленными детьми игрушками можно украсить групповую комнату. Особенно активно такая работа проводиться в предверии праздников «Новый год», «Праздник мам», «Осенний праздник», «Выпускной бал». Дети могут подарить изготовленные своими руками поделки из бумаги родителям и сверстникам. В старшей группе детского сада можно оформить уголок оригами, в котором представлены и готовые изделия, и несложные «оригамные» схемы с четкой последовательностью выполнения действий, и развёртки игрушек из бумаги. Кроме того, в свободное пользование детям были предоставлены все необходимые материалы и инструменты для художественного оформления поделок, наглядные образцы работ в технике оригами.

Чтобы вызвать у ребёнка интерес к конструированию и эмоционально настроить его на деятельность, можно использовать в своей работе произведения художественной литературы, аудио- и видеозаписи, иллюстрации. Материал подбираем в соответствии возрасту.


Главное в выборе – помнить базовое правило – «От простого к сложному». Сначала необходимо детей познакомить с техникой оригами, затем можно выполнить небольшие манипуляции с бумагой, а дальше усложняя работу можно сделать фигуры и предложить детям их обыграть.

Так при проведении занятия «Котёнок» (Приложение Б) используются готовые квадраты 8X 8 cм, карандаши. В качестве образца использовалась большая заготовка котёнка, художественное авторское слово. Объясняя приёмы складывания, стихотворные строчки необходимо выучить вместе с детьми, что успешно поможет запомнить все приёмы складывания. Дети познакомятся с базовой формой «треугольник». Сложив заготовку, детям можно предложить нарисовать мордочку своему зверю и приклеить своего зверя в теремок в любое свободное окошко теремка. В конце занятия каждый рассказал свою версию сказки теремок и дал имя своему котёнку.

При проведении следующего занятия оригами «Заяц» (Приложение Г). Детям выдаются квадраты 8X8 cм, карандаши. Обязательно вывешен образец заготовки зайца, схемы складывания поэтапно. Дети познакомятся с базовыми приёмами «кораблик», «тюльпанчик».

Во время занятия «Мышка» (Приложение Д), дети познакомятся с новыми приёмами складывания: «угол наружу», «гармошка», «закругление без ножниц». В занятии используются стихотворные строки.

Сочетая черты искусства и научно-технического творчества, оригами даёт возможность установить органические связи с другими учебными дисциплинами: язык (развитие устной речи при анализе модели, придумывание сказок оригами), психологией, изобразительным искусством (понятие о ритме, сопоставление цветов, основы композиции, формообразования), уроками трудового обучения, геометрией, черчением и тому подобное. Оригами - это уникальная разновидность интеллектуальной игры, которая способствует гармоничному развитию образной, логической и эмоционально-волевой сферы ребёнка.

Вывод по первой главе: Ведущими педагогами и психологами (В.А. Сухомлинский, Л.В. Куцакова, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский) было доказано, что оригами – не только интересное занятие, но и имеет огромное значение в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, так же благоприятно влияет на их речь и подготовку к обучению в школе.



Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых непосредственно участвуют и задействованы все мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как, бег, ходьба прыжки и требуют специального и систематического развития. Учёные, педагоги и психологи рассматривают мелкую моторику как один из важнейших показателей общего физического и нейропсихического развития ребёнка. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. Уровень развития речи находится непосредственно в прямой зависимости от степени развития и сформированности тонких движений пальцев рук.

Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте очень важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует от него использования точных, чётких координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы находиться в социуме, одеваться, рисовать и писать, выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

В системе развивающей работы в дошкольных образовательных учреждениях необходимо как можно больше уделять внимания развитию и формированию мелких движений пальцев рук.

У детей дошкольного возраста может наблюдаться неточность моторных актов, особенно при выполнении движений в быстром темпе и при скоростном переключении движений. Недостаточно развита координация движений (отмечаются совокупность, несоразмерность движений, cинкинeзии).

Работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста может осуществляться как в системе развивающих занятий, так и в виде рекомендаций родителям.

Обобщая все выше сказанное, выбор техники оригами для развития мелкой моторики у старших дошкольников не случаен, именно работая с бумагой, происходит активное развитие ручной умелости, укрепление мышц рук детей. А следствием развития мелкой моторики развивается общее развитие дошкольника, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.



Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста средствами оригами.

2.1. Исследование уровня сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.


Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе МАДОУ №62 Детский сад «Малыш». В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

В группе имеется центр творчества и уголок по развитию мелкой моторики рук. Но при обследовании данной предметно - развивающей среды мы отметили необходимость дополнения материалами для развития мелкой моторики рук у детей. В группу в центр «развития моторики» были внесены дополнительно разнообразные виды конструктора: магнитный, мягкий, деревянный; шнуровки «Лабиринт», «Кто вперед»; вертушки, закрутки и много разнообразных пособий и игр. В центре «творчества» появились новые инструменты: гофрированная бумага разнообразного цвета, картон, бумага необычного оттенка: «под мрамор», «с набрызгом».

Анализ плана работы воспитателя в плане воспитателя занятие планируется в разделе конструирования. Детям предлагались дидактические игры «Сложи узор», «Геометрические пазлы» и др. дети с удовольствием организовывали игры в центрах, при этом не только играли, но и занимались продуктивной деятельностью. Изготовленными детьми игрушками украшали групповую комнату. Особенно активно такая работа проводилась в преддверии праздников «Новый год», «Праздник мам», «Осенний праздник», «Выпускной бал». Дети дарили изготовленные своими руками поделки из бумаги родителям и сверстникам.

На втором этапе была организована опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

Цель констатирующего этапа эксперимента: определить уровень развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

Работая с детьми, мы заметили такие трудности: большинство детей 5-6 лет удерживали ложку двумя пальцами или брали всей кистью в кулак. Также во время одевания на прогулку дети не могли застёгивать пуговицы на куртках, завязывать шнурки на ботинках, завязки на шапках. Трудности были и во время рисования: многие держали карандаши всеми пальцами, а в лепке использовали лишь простые приёмы. Все это убедило меня провести обследование уровня сформированности мелкой моторики рук.


Для выявления у детей старшего дошкольного возраста уровня развития мелкой моторики рук мы использовали методики разработанные А.С. Галановым, О.В. Бачиной и Н.Ф. Коробовой. Выбраны следующие критерии:

- объем движений пальцев рук;

- переключаемость движений пальцев рук;

- точность выполнения движений пальцами руки.

В соответствии с данными критериями нами были выделены и определены уровни развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень - Ребёнок данного уровня демонстрирует достаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отводит в полном объёме; имеет достаточную переключаемость: безошибочно выполняет команды тестирующего.

Ребёнок владеет умением управлять мышцами-сгибателями: в ходе обследования он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.

Ребёнок уверенно демонстрирует точность выполнения движений пальцами: соединяет пальцы колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности; точно повторяет за тестирующим все линии и заданные фигуры.

Средний уровень - Ребёнок данного уровня демонстрирует недостаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отводит не в полном объёме.

Переключаемость сформирована недостаточно: в ходе тестирования наблюдаются единичные нарушения переключаемости движений руки, характер действия, тестируемого не соответствует командам тестирующего. При этом могут быть нарушены переключение с одного вида движений на другое, а также последовательность движений.

Ребёнок не в полной степени владеет умением управлять мышцами-сгибателями: пальцы непроизвольно начинают разгибаться.

В ходе обследования демонстрирует недостаточную точность выполнения движений пальцами: имеют место нарушения точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки, а также ловкости в прорисовывании линий и заданных фигур.

Низкий уровень - Ребёнок данного уровня демонстрирует недостаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы практически не отводит.

Переключаемость не сформирована: в ходе тестирования наблюдаются нарушения переключаемости движений руки, характер действия, тестируемого абсолютно не соответствует командам тестирующего. При этом совершенно нарушены переключение с одного вида движений на другое, а также последовательность движений.