Файл: Исследование уровня сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Также детям понравились занятия по складыванию бумаги по схеме, дети отметили, что это очень интересно и увлекательно. На всех занятиях мы использовали игровые техники и обязательно похвалу за работу для повышения интереса детей.

Для свободной и самостоятельной игры в оригами мы распечатали схемы оригами и заламинировали их с целью пополнения центра «Театр» и для того, чтобы дети могли самостоятельно в игровой форме развивать мелкую моторику. Дамир М. проявил большой интерес к данной игре и практически самостоятельно, опираясь по схеме собирал животных и разнообразные предметы. Артем П. смотря на то, как играет Дамир М. тоже захотел поиграть, но к сожалению, у него не получалось так быстро как у сверстника. Мы вместе с Артемом П. ещё раз повторили названия геометрических фигур и как они выглядят, затем попробовали составить более простые фигуры, а затем с каждым разом усложняли схемы и фигуры. В итоге Артем П. понял логику складывания бумаги и вместе с Дамиром играли вместе в свободной игровой деятельности.

С воспитанниками, которые показали низкий уровень сформированности мелкой моторики на констатирующем эксперименте, мы занимались в детском саду, а также давали домашнее задание. Родители активно и с удовольствием получали домашнее задание для занятий с детьми в домашних условиях. После выполнения нескольких домашних заданий, родители отметили, что задания очень интересные как для детей, так и для взрослого. Особенно им понравились пособия, которые можно сделать в домашних условиях и заниматься с детьми в свободное время или для самостоятельной деятельности детей. Родители отметили желание детей самостоятельно выполнять задания, дети охотно складывали разные фигуры и животных и совместно с родителями радовались успехам и достижениям.

Развитие мелкой моторики невозможно без участия родителей, поэтому после проведённых мероприятий, заинтересованность родителей в развитии мелкой моторики увеличилась и показала большую заинтересованность родителей. После консультирования и информирования родителей о задачах и содержании техники оригами в детском саду, родители активно проявили интерес в пополнении играми в домашних условиях. На индивидуальных консультациях родители узнали более подробную информацию о влиянии техники оригами на мелкую моторики и в целом на детей 5-6 лет. В ходе ознакомления родителей с техникой оригами, а также их значение в развитии мелкой моторики дошкольника, были созданы папки – передвижки «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста», «Техника оригами», буклеты «Искусство оригами в детском саду» для
родителей и сотрудников ДОО, оформили стенд «Развиваем мелкую моторику вместе».

Таким образом, в процессе проведения экспериментальной работы было замечено, что практически все дети без подсказок выполняют задания по схеме оригами, успевают за время одного организованного занятия сложить фигуру, что говорит о повышении уровня развития мелкой моторики. Повысилась мотивация и интерес к играм на развитии мелкой моторики, дети чаще использовали в свободной деятельности готовые фигуры из бумаги. Эффективность работы покажет контрольный этап опытно – экспериментальной работы.
2.3. Сравнительный анализ опытно-экспериментальной работы

Завершающим этапом опытно – экспериментальной работы явилось проведение контрольного эксперимента с целью выявления уровня сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста после проведённой нами коррекционной работы, а также доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу нашей работы.

Главной целью данного эксперимента доказать эффективность и целесообразность использования техники оригами, бесед и других видов деятельности по развитию мелкой моторики у дошкольников.

Для определения результативности проведённой коррекционной программы мы вновь провели те же методики, что и на констатирующем этапе.

Таблица 5.

Уровни развития мелкой моторики рук у детей старшей группы

(показатели контрольного эксперимента)

Имя

воспитанника

Полнота объёма движений пальцев

«Кулак-ребро-ладонь»

Умения удерживать заданную позу пальцев

Точность выполнения движений пальцами

Точность рисования линий

Уровень сформированности мелкой моторики рук

1. Алеша А.

3

3

3

3

3

высокий

2. Катя А.

3

3

3

3

3

высокий

3. Клим Б.

3

3

3

3

3

высокий

4. Нина В.

3

2

3

3

2

средний

5. Даниил Г.

3

3

3

2

3

средний

6. Арсений Д.

3

2

3

2

3

средний

7. Злата Д.

3

3

3

3

3

высокий

8. Данил Ж.

3

3

3

3

3

высокий

9. Ева З.

3

3

2

3

3

средний

10. Нина К.

2

3

3

2

2

средний

11. Вова К.

3

3

3

3

3

средний

12. Леня К.

2

3

2

3

2

средний

13. Дамир М.

3

3

3

3

3

высокий

14. Лера Н.

3

2

2

3

3

средний

15. Артем П.

2

3

3

2

2

средний

16. Соня С.

2

2

3

3

2

средний

17. Арина С.

3

3

3

2

3

средний

18. Женя Т.

2

3

3

3

3

средний

19. Айнур Ф.

3

2

3

3

3

средний

20. Саша Ч.

3

3

3

3

2

средний


Таким образом, на контрольном эксперименте дети старшей группы в конце учебного года показали следующие результаты:

Высокий уровень – 6 чел. 30 %

Средний уровень – 14 чел. 70 %

Низкий уровень – 0 чел. 0 %

Для демонстрации полученных результатов составили круговую диаграмму и линейную гистограмму, которые наглядно иллюстрируют соотношение уровней сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста (рисунок 3).




Рисунок 3. Процентное соотношение уровней сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста (результаты контрольного эксперимента на конец учебного года)
Для сравнения результатов на констатирующем и на контрольном этапе можно увидеть на следующей диаграмме (рисунок 4).



Рисунок 4. Сравнительная диаграмма результатов эксперимента.

Таким образом, полученные результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по формированию и развитию мелкой моторики у старших дошкольников с помощью техники оригами является эффективной и способствовала формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Вывод по 2 части.

Во многом результат работы дошкольника зависит от его заинтересованности, потому на занятии важно активизировать внимание ребёнка, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Подобными стимулами могут быть: пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры, музыкальное сопровождение, сюрпризный момент, просьба о помощи, эмоциональная речь педагога.

Задания были интересными, динамичными и наглядно-представлены. Дети активно включались в игру, эмоционально переживали удачи и неудачи, стремились довести начатое до конца.
Заключение

Развитие мелкой моторики является одним из важных задач в развитии ребенка. Проблема развития мелкой моторики волнует многих психологов и педагогов. Они сходятся во мнении, что мелкая моторика очень важна, потому что через нее развиваются внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Исследования ведущих педагогов и психологов говорят о снижении показателей уровня развития ручной умелости у детей, находящихся на пороге школьного обучения, а Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают всестороннее гармоничное развитие дошкольников. Поэтому младшие школьники часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. В дальнейшем уровень развития движений руки может оказаться недостаточным для освоения письма.


Использование оригами в образовательном процессе в детском саду связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует развитию движений кисти, согласованность мелких движений пальцев.

Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей во время освоения техники оригами. Дети овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. С помощью оригами дети учатся работать руками под контролем сознания, идет развитие пространственной ориентировки, в первую очередь на листе бумаги, а так же относительно себя. Постепенно формируется чувство ритма, а далее развитие графических умений детей в процессе изодеятельности и специальных упражнений. Осязательное восприятие связано с движением рук. Обследование любого предмета проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, и в других они действуют синхронно.

Хорошо развитая мелкая моторика пальцев поможет детям и на уроках в школе. Внимание, умение выслушать задание или объяснение до конца, сообразительность, упорство в достижение цели необходимы не только ученику начальной школы, но и детям среднего и старшего звена.

Проблема развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе.

Обучение технике оригами или её элементов рекомендуется проводить с детьми, начиная со средней группы детского сада, используя поэтапный показ изготовления поделок, объясняя последовательность их выполнения, обследования готового образца. Выбор методов и их применение зависят от задач обучения и опыта, которыми владеют дети. Но воспитатель приступая к занятиям оригами с детьми, должен сам освоить основы техники складирования бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складированием классических моделей.

Перед занятием педагог должен приготовить образцы фигурок в двух экземплярах (один в собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой в развернутом), материал для складирования, необходимый каждому ребенку: бумага определённого цвета, формы , размеры, фактуры, клей, карандаши, фломастеры.


Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складирование фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата, применении для оформления помещений детского сада или кукольного театра.

Таким oбразом развитая мелкая моторика является важным показателелем интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления в школу.

Работа по развитию мелкой моторики у дошкольников может проводиться как в системе коррекционно-развивающих занятий, так и в форме рекомендаций родителям. Разнообразные спортивные снаряды, игрушки и мелкие предметы используются при организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений. Личный контакт с каждым ребёнком, атмосфера энтузиазма и радости помогают детям чувствовать себя уверенно при выполнении таких упражнений. Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, можно использовать различные приёмы: пальцевую гимнастику; показ различных изображений руками (очки, стул, колокольчик, Зайчик и др.), которые могут сопровождаться чтением детских стишков или сказок; конструированием счётных палочек; лепкой из солёного теста и тёплого воска; отрезанием бумаги различной плотности и фактуры.

Все вышесказанное даёт возможность сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые в дальнейшем ребёнку для овладения письмом, создать условия для накопления им двигательного и практического опыта.

Таким образом, подводя итог по всему вышесказанному можно сделать вывод: гипотеза нашего исследования доказана.

Список используемых источников


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт
    дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

  2. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - 608 с.

  3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых. – СПб.: Кристалл, 2008. – 201 с

  4. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.

  5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.

  6. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.

  7. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.

  8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр «Смысл», 2013. - 486с.

  9. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия Развития, 2017. 140 с.

  10. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33

  11. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c

  12. Дусавицкий, А.Г. Воспитывая интерес / А.Г. Дусавицкий. - М.: Знание, 2014. - 80 с.

  13. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2010. - 560 с.

  14. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52

  15. Захарьева, Е.А. Педагогические условия развития творчества детей дошкольного возраста // Молодежь - Барнаулу. Материалы XXI городской научно-практической конференции молодых ученых. Главный редактор Ю.В. Анохин. 2020. С. 575-576.

  16. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. - 434 с. 

  17. Ильин Е.П. Психомоторика. М.: Владос, 2013. – 326 с.

  18. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.

  19. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в творческой деятельности дошкольников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.

  20. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М., 2014.

  21. Кушнерова, Э. Оригами делаем сами // Пралеска. 2019. № 12 (340). С. 8-15.

  22. Логоша, Г. Е. Развитие мелкой моторики у малышей / Г. Е. Логоша, Е. С. Симонова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 46 (180). - С. 299-302. - URL: https://moluch.ru/archive/180/46472/ (дата обращения: 07.01.2021).

  23. Лурия A.Р. Письмo и рeчь: Нeйрoлингвистичeскoe изучeниe. – М.: Академия, 2012. – 346 с.

  24. Монтессори Мария. Разум ребенка. - М., 1997.-167 с.

  25. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. - М.: Наука, 2017. - 278 с.

  26. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой ученый. - 2018. - №19. -С. 411-413.

  27. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.

  28. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.

  29. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Общая психология. Учебник для педагогических вузов. - М.: Академия, 2015. - 501 с

  30. Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. М.: Детство-пресс, 2012. – 71 с.

  31. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.

  32. Яковлева, Е. В. Чем полезно оригами / Е. В. Яковлева. - Текст : непосредственный //Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2017. - С. 59-63. - URL: https://moluch.ru/co№f/ped/archive/210/11620/ (дата обращения: 07.01.2021).

  33. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://i№fourok.ru/issledovatelskaya-rabota-№a-temu-razvitie-melkoy-motoriki-ruk-u-doshkol№ikov-pri-rabote-s-bumagoy-1190068.html

  34. Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/71542-istoriya-origami

  35. Режим доступа: http://www.№eo-kids.ru/archives/616