Файл: Историческая справка 4 2 Сберегательный банк рф сегодня.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Помимо собственного торгового и инвестиционного портфеля Сбербанк обладает возможностями по развитию депозитарных, брокерских и иных услуг для своих клиентов. Использование региональных бирж и торговых площадок в сочетании централизованной схемой операций на торговых площадках общероссийского значения, международных фондовых бирж позволяет обеспечивать клиентам конкурентные ценовые условия. Каждый потенциальный инвестор получает возможность осуществлять прямые инвестиции в ценные бумаги, открывать счета и заключать с банком договор на брокерское обслуживание на любом сегменте фондового рынка, поручать банку управление пакетом ценных бумаг.
Коллективные инвестиции реализуются банком в виде инструментов, ориентированных на доходность (индексы) секторов фондовых рынков, общих фондов банковского управления (ОБФУ); целевой подписки на вторичные банковские инструменты, связанные с фондовым рынком, ценными бумагами отдельных эмитентов. Сбербанк также оказывает консультационные услуги, необходимые для инвестиционной деятельности своих клиентов, услуги организатора выпуска, консультанта, платёжного агента и андеррайтера корпоративных долговых инструментов. Для этого в банке разработано Положение по формированию и использованию общего фонда банковского управления. Банк при этом выступает в качестве доверительного управляющего имуществом клиентов, которому приносят денежные средства в национальной и иностранной валюте, ценные бумаги, производные финансовые инструменты, принадлежащие клиентам – резидентам РФ на правах собственности. Данные операции относятся к трастовым услугам банка и приносят ему дополнительный доход. Банк также получает контроль над крупными корпорациями и денежными средствами, налаживает тесные связи с солидной клиентурой.
Спрос населения на различные банковские услуги требует развития и совершенствования имеющихся вкладных продуктов, создания системы безналичных расчётов и денежных переводов, обеспечения доступа на рынок ценных бумаг и драгоценных металлов, организации индивидуального и корпоративного обслуживания.
Прочие операции Сбербанка РФ. В условиях рыночной экономики и межбанковской конкуренции возрастает значение прочих операций, направленных на диверсификацию услуг, предоставляемых клиентам помимо кредитно-расчётного и кассового обслуживания. На основе использования прочих операций банк может расширить клиентуру, повысить прибыльность и ликвидность. В настоящее время к прочим операциям Сбербанка, которые он выполняет, можно отнести услуги по предоставлению населению, юридическим лицам индивидуальных сейфов во временное пользование и выдаче гарантий для получения третьими лицами банковских кредитов, а также консультационные услуги.
Получат развитие и финансовые услуги Сбербанка, в том числе факторинговые операции. Целями факторингового обслуживания являются своевременное инкассирование долгов для минимизации потерь просрочки платежа и предотвращения появления безнадёжных долгов, предоставление по желанию поставщика кредита в форме предварительной оплаты, помощь предприятиям в управлении кредитом и ведении бухгалтерского учёта, создание условий для нормальной производственной деятельности, а также помощь в увеличении их оборота и прибыли. Если банк осуществляет факторинговые операции, то он становится собственником неоплаченных платёжных документов и берёт на себя риск их неоплаты. За совершение факторинговых операций взимается комиссионное вознаграждение.
Для улучшения обслуживания вкладчиков Сбербанка проводится работа по комплексной автоматизации банковских операций, внедряется технология универсального обслуживания клиентов. При этом подразумевает возможность совмещения таких операций, как коммунальные платежи, вкладные операции, оплата кредита, продажа лотерейных билетов, некоторые операции с ценными бумагами. Иными словами, клиент, обратившийся к работнику банка, получает возможность совершать практически все необходимые ему операции у «одного окна». Это создаёт дополнительные возможности по увеличению количества услуг и повышению их привлекательности для клиента.
Расширяется выпуск карт международных платёжных систем, ориентированных на средний класс и состоятельных клиентов; международных дебетовых карт и микропроцессорных карт АС Сберкарт для перечисления зарплат, пенсий, социальных выплат. Улучшение уровня сервиса, возможности использования интернет - технологий и мобильной телефонной связи, развитие эквайринга позволяют превратить банковские карты в массовый продукт и обеспечивают значительное увеличение потоков денежных средств.
Развивается сотрудничество с зарубежными банками – корреспондентами – партнёрами Сберегательного банка по привлечению синдицированных кредитов иностранных банков, совместному инвестированию средств в крупные инвестиционные проекты. Используя деловые связи с банками – нерезидентами, иностранными инвесторами, высокие показатели надёжности банка по международным стандартам, Сбербанк России активизирует работу на международных рынках привлечения капитала и прилагает все усилия для преодоления настороженности инвесторов в отношении инвестиций в Россию. Сберегательный банк РФ имеет прямые корреспондентские отношения с банками зарубежных стран: Великобритании, США, Германии, Франции, Швеции, Финляндии, Израиля, Австрии и других государств. Увеличению объёмов внешнего финансирования будет способствовать повышение оценки страхового риска России. Дальнейший рост российской экономики и политическая стабилизация приведет к повышению рейтинга России и Сбербанка, увеличению потенциального объёма привлечения средств на приемлемых для Сбербанка условиях
33.
Таким образом, операции Сберегательного банка РФ постоянно совершенствуются, что обеспечивает высокий уровень обслуживания клиентов и рост прибыли банка.
3 Стратегия развития Сбербанка РФ как лидера банковской системы страны
В октябре 2008 г. Сбербанком была принята новая стратегия развития на период до 2014 г., в рамках которой Банк нацелен на дальнейшее развитие своих конкурентных преимуществ и создание новых областей роста.
В документах предложено два сценария развития банка в следующие пять лет — инерционный или модернизационный. Руководство Сбербанка, согласно стратегии, намерено реализовывать последний34. Сбербанк, являясь безусловным лидером российского рынка, стоит перед лицом нескольких очень серьезных вызовов, к которым относятся:
-
макроэкономическая ситуация, в первую очередь разворачивающийся финансовый кризис, недостаток ликвидности в экономике и риск увеличения кредитных рисков по мере замедления темпов экономического роста. -
усиление конкуренции на российском финансовом рынке. Это связано как с приходом на рынок иностранных банков, которые в итоге принесут с собой новые и более совершенные методы работы, так и с процессами консолидации рынка, которые неизбежно ускорятся в результате финансового кризиса. -
долгосрочная тенденция на сокращение рентабельности операций на российском рынке, связанная со структурной нехваткой пассивов в банковском секторе и конкурентной динамикой на рынках отдельных банковских продуктов. -
риск опережающего роста затрат по отношению к доходам Банка, вызванный низкой производительностью труда, низкой масштабируемостью систем Банка на фоне прогнозного увеличения объёмов бизнеса и вероятного опережающего роста стоимости рабочей силы, являющейся основной статьёй его непроцентных расходов.
Согласно стратегии, Банк намерен выстроить новую организационную модель управления, в которой бизнес будет разделен на два блока — корпоративный и розничный. Основным направлением развития розничного бизнеса станет переход от предложения населению отдельных банковских продуктов и услуг к формированию комплексной модели взаимодействия с клиентами, которая позволит удовлетворить большинство их потребностей в сфере финансовых услуги обслуживать максимальную долю транзакций35.
Ориентированная на клиента модель бизнеса наилучшим образом позволит банку воспользоваться своими конкурентными преимуществами: широкой клиентской базой, в том числе на треть сформированной в рамках зарплатных проектов, широкой сетью точек продаж, сильным брендом и высокой степенью доверия населения. Именно сочетание комплексной модели работы с клиентами с масштабом деятельности будет являться источником конкурентного преимущества Сбербанка в розничном бизнесе. Реализация такого подхода обеспечит рост перекрёстных продаж и доходов темпами, опережающими рынок, что позволит сохранить позиции Банка на рынке вкладов и укрепить конкурентные позиции на рынке розничного кредитования.
На рынке работы с юридическими лицами Банк планирует существенно укрепить свои конкурентные позиции. В основе предполагаемого укрепления рыночных позиций Банка лежит как увеличение охвата клиентской базы (сейчас не превышает 60% от количества потенциальных клиентов), так и повышение интенсивности клиентских взаимоотношений с уже существующими клиентами. Принципиальными источниками конкурентного преимущества Банка станут сочетание его ресурсной базы и возможностей с возможностью охвата клиентской базы и построения на базе существующих персонала и инфраструктуры Банка первоклассной организации продаж и обслуживания корпоративных клиентов.
Основная ответственность за финансовые результаты по каждому блоку будет возложена на территориальные банки.
Реализация сценария «модернизации» требует существенной перестройки модели ведения бизнеса, формирование качественно новой технологической базы, изменения менталитета сотрудников и внедрения новых управленческих и мотивационных механизмов.
Для достижения этих целей дальнейшее развитие банка будет сфокусировано на четырёх основных направлениях преобразований, которые предполагают значимые изменения во всех областях его деятельности36:
-
Принципиально важным направлением развития Банка станут максимальная ориентация на клиента и в этом смысле превращение Сбербанка в «сервисную» компанию. Это значит, что Банк будет стремиться удовлетворить максимальный объём потребностей в финансовых услугах каждого своего клиента и тем самым максимизировать свои доходы от каждого набора клиентских отношений. -
Реализация выбранного сценария «модернизации» предполагает комплексную перестройку процессов и систем и их перевод на новую «промышленную» основу. Подобная «индустриализация » систем и процессов в Банке повысит уровень управляемости и масштабируемости, снизит затраты, улучшит качество обслуживания клиентов и позволит Банку более эффективно управлять кредитными и другими видами рисков. -
Формализация производственной системы Сбербанка как новой идеологии управления Банком. -
Развитие операций на международных рынках.
Детализация основных направлений преобразований в рамках стратегии приведена в таблице 5.
Таблица 5 – Детализация основных направлений преобразований в рамках стратегии развития Сбербанка России до 2012 года