Файл: МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ И МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.doc

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 11152

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К ПВОВ относятся ряд топливных веществ (бензин, керосин, ацетилен, бутан, пропан, этан), лакокрасочные изделия, химические элементы (фосфор, хлор, бром и др.) и химические соединения, содержащие порох, термит, целлулоид.

Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением ценностей, наносящий ущерб окружающей среде и создающий опасность для жизни и здоровья людей.

Взрыв – быстропротекающий процесс физических и химических превращений веществ, сопровождающийся высвобождением большого количества энергии в ограниченном объеме, в результате чего образуется и распространяется ударная волна, создающая угрозу жизни и здоровью людей, наносящая ущерб народному хозяйству и окружающей среде.

Различают пожары 3-х видов (табл. 14):

Таблица 14

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЖАРОВ


Виды

пожаров

Распределение

по месту возникновения, их причины

ТЕХНОГЕННЫЕ

На производстве, на транспорте, вызванные взрывами, возгоранием неисправной электропроводки, связанные с обрушением зданий или их конструкций.

ПРИРОДНЫЕ

Лесные, торфяные, ландшафтные и обусловленные стихийными бедствиями.

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ

Происшедшие в быту (квартира, дом, дача), на отдыхе, в УЗ и УСЗН, учреждениях образования, культуры и т.п. по вине граждан, обусловленной их асоциальным поведением или пренебрежением мерами пожарной безопасности.

К техногенным пожарам относятся пожары на производстве, различных видах транспорта, обусловленные взрывами бытового газа, других горючих и взрывоопасных веществ, обрушениями зданий, а также замыканием электропроводки в них.

В ряде регионов РФ ежегодно имеют место природные пожары, особенно в весенне-летний, а иногда и в осенний период. К ним относятся быстро распространяющие лесные и торфяные пожары, нередко, захватывающие обширные площади, уничтожающие лесное богатство, в ряде случаев, подступающие к жилым и производственным территориям, создавая зону стихийного бедствия. Причинами возникновения таких пожаров являются нарушения правил пожарной безопасности при пребывании человека в лесных массивах, удары молнии в стволы лесных деревьев, самовозгорание торфа и леса при засушливой и жаркой погоде. Такие пожары крайне сложны для тушения и могут продолжаться неделями и месяцами.

К социально-бытовым пожарам относятся пожары, причинами которых являются неправильная эксплуатация печного отопления, нарушение правил курения, пользования переносными обогревателями и бесконтрольное обращение детей с огнем. В эту группу включаются умышленные поджоги сооружений жилого и социального предназначения, а также пожары в быту и учреждениях, причиной которых является асоциальное поведение людей.


Следствиями пожаров и взрывов являются повреждения производственных и жилых зданий, помещений, техники и оборудования, утечка высокотоксичных веществ (АОХВ, РВ, БС), гибель и поражение людей, уничтожение лесного богатства и изменение химического состава атмосферы.

Величина потерь среди населения от пожаров и взрывов определяется их масштабами и мощностью, характером и плотностью застройки местности, огнестойкостью зданий и сооружений, численностью пребывающего в зоне пожара, взрыва населения, метеоусловиями (скорость ветра, наличие осадков и т.п.), времени суток и другими факторами.

В результате воздействия поражающих факторов пожаров и взрывов возможны изолированные, сочетанные и комбинированные поражения: термические, механические и акустические травмы, ранения, отравления продуктами горения, радиационные поражения и нервно-психические нарушения различной степени выраженности. При подходе лесных пожаров к населенным пунктам, вследствие воздействия высоких температур окружающего воздуха, сильного задымления и загазованности территорий у населения возможно возникновение перегревания организма легкой, средней и тяжелой степени, вплоть до возникновения теплового удара и, как следствие, декомпенсация в системе терморегулирования организма. Наиболее подвержены этим процессам лица с аллергическими и соматическими заболеваниями.

Принципы оказания медицинской помощи пострадавшим при пожарах и взрывах идентичны таковым при землетрясениях и других ЧС, но в числе особенностей необходимо предусмотреть:

- тщательный розыск пострадавших на задымленной территории и внутри горящих зданий, помещений, тушение у них горящей одежды и их вынос из зоны ЧС с последующим оказанием ПМП (введение, дача анальгетиков, сердечных и дыхательных аналептиков, ингаляция противодымной смеси или фициллина). К проведению этих мероприятий следует привлекать пожарно-спасательные формирования;

- необходимость оказания медицинской помощи обожженным, получившим отравления угарным газом, дымом и другими высокотоксичными веществами, образующимися при пожарах.

Первая врачебная помощь должна быть приближена к месту ЧС, оказана пострадавшим в максимально сжатые сроки с последующей организацией медицинской эвакуации в многопрофильные или специализированные ЛПУ, которые, в свою очередь, для лечения обожженных, должны быть усилены комбустиологическими бригадами и оснащены необходимыми лекарственными средствами и оборудованием.

При определении очередности эвакуации приоритет отдается детям и обожженным с нарушением дыхания, вследствие ожога верхних дыхательных путей, или с сопутствующими повреждениями сосудов. Затем эвакуируются тяжело пострадавшие с обширными ожогами в положении лежа на санитарном транспорте, а легко пострадавшие – в положении сидя, в том числе и на общем транспорте.


В случае лесных и торфяных пожаров и их подступе к населенным пунктам, следует предусмотреть проведение экстренно-плановой эвакуации населения, организация осуществления которой возлагается на местные органы исполнительной власти, а медицинское обеспечение – на муниципальное здравоохранение.

5.7. Организационные основы ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на транспорте


К ЧС на транспорте относятся катастрофы на автомобильном, авиационном, железнодорожном, водном видах транспорта с большим числом пострадавших людей, а также разрывы трубопроводов, обрывы линий связи и электропередач, приводящие к нарушению связи, тепло-, водо-, газо- и электроснабжения жилых, производственных и социальных объектов, что, в свою очередь, обусловливает появление значительного числа пострадавших и заболевших. Из числа техногенных ЧС на транспортные катастрофы приходится 47,4%; при этом доля дорожно-транспортных происшествий (ДТП) составляет 94,2%, водных катастроф – 3,9%, авиационных – 1,4% и железнодорожных – 0,5%. На транспортные катастрофы приходится более 50% погибших и около 20% пострадавших во всех ЧС.

Наиболее частый вид транспортных ЧС с медико-социальными последствиями – ДТП, которые являются одной из ведущих причин травматизма, инвалидности и гибели людей. На протяжении последних 50 лет через каждые 20 лет количество автомобилей в мире удваивалось и в настоящее время превышает 1 млн. единиц. На автомобильный транспорт приходится 39% грузовых перевозок, включая перевозку АХОВ, способных вызвать очаги химического заражения на местности и привести к поражению людей

В ХХ столетии в ДТП в мире погибло 30 млн. человек и сегодня ежегодно сотни тысяч лишаются жизни, а миллионы – получают увечья, из которых 60-80% госпитализируется. Это в 3 раза выше смертности от производственных и бытовых травм. В 1990 году ДТП занимали 9 место в перечне причин смерти, а по прогнозам – к 2020 году станут третьей причиной смерти и нетрудоспособности, опережая войны, ВИЧ и другие инфекционные болезни. Растет число пострадавших в ДТП детей; их доля достигает 12-15%.

Указанные драматические события участники 3-й ежегодной конференции по вопросам транспорта, безопасности движения и здоровья (1997) охарактеризовали как «мировую ДТП-эпидемию с тяжелыми медико-социальными последствиями». Эта тенденция характерна и для России, которая несет значительные людские и материальные потери от ДТП. В стране ежегодно погибает почти 35 тыс. человек (до 30% – люди трудоспособного возраста – 26-41год), более 250 тыс. – получают ранения. Ущерб от ДТП составляет 2,4-2,6% от валового внутреннего продукта (ВВП).

ДТП, в которых гибнет 4 и более или страдает 10 и более человек называют дорожно-транспортными катастрофами (ДТК). Частота смертельных исходов в них составляет 44,7%, в то время как в ДТП – 15%.


В структуре повреждений при ДТП (ДТК) 73-99,9% приходится на сочетанную травму, в том числе с повреждением головы – 80,3-91,5%, нижних конечностей – 42,4-56,9%, грудной клетки – 27,0-41,5%, верхних конечностей – 21,6-22,4%, живота – 14,5-20,6%, шеи – 2,2-2,5% .

Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте происходят реже, нежели автомобильном, но в последние годы их число увеличилось. Протяженность железных дорог в России составляет 125 тыс. км. Этим видом транспорта перевозится 50% грузов, в том числе миллионы тонн АХОВ, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ, контейнеры с РВ, и осуществляется 47% пассажирских перевозок. В постоянном движении находится 42 тыс. грузовых и 20 тыс. пассажирских поездов.

Причинами ЧС на железной дороге являются: большая изношенность технических средств (локомотивный и вагонный парк, рельсы, шпалы, железнодорожные мосты), нарушение персоналом требований технической эксплуатации, нарушение отправителем требований безопасности к транспортировке взрывоопасных веществ, АХОВ и РВ.

Как правило, железнодорожные аварии сопровождаются массовыми поражениями и гибелью людей, значительным материальным и экологическим ущербом. В структуре санитарных потерь до 90% - механические травмы, а при крушениях с возгоранием подвижного состава – термические и комбинированные поражения (20-40%). Из механических повреждений – ушибленные раны мягких тканей (до 50%), закрытые переломы костей и черепно-мозговые травмы с сотрясениями головного мозга (18-59%). Высок удельный вес сочетанных травм (60%) и синдрома длительного сдавления (20%). Нередко выявляется комбинированная травма в сочетании механических, термических и химических повреждений. Более 50% составляют легкие травмы, 30% - средней тяжести и до 20% – тяжелые и крайне тяжелые травмы. Основными причинами гибели пострадавших являются тяжелая механическая травма, шок, кровотечения, нарушения функции дыхания.

Учитывая, что железнодорожные катастрофы часто происходят вдали от населенных пунктов, в труднодоступных местах, в неблагоприятных географических и ландшафтных условиях, в любой период года и суток, осложняется своевременность и эффективность проведения медицинских мероприятий.

Авиационные катастрофы с повреждением или разрушением воздушного судна, с травмами и гибелью людей происходят на всех этапах полета: при запуске двигателя, при взлете, в полете и при посадке; при этом до 50% авиакатастроф происходят на летном поле. Ежегодно в среднем в мире происходит до 60 авиакатастроф, из которых в 35 гибнут все пассажиры и экипаж воздушного судна. На долю авиационных катастроф приходится 40,5% пострадавших и 13,2% погибших от всех травмированных и погибших в ЧС техногенного характера. Размеры санитарных потерь при авиакатастрофах могут достигать 40-90% и более от числа людей, находящихся на борту. По характеру повреждения подразделяются на механические (40-90%), черепно-мозговые травмы (40-60%), комбинированные и сочетанные травмы (10-20%), а у 10% пострадавших развивается шок. В зависимости от типа воздушного судна максимальное количество пострадавших может колебаться в значительных пределах (от 12 до 300 и более человек). До 50% пострадавших имеют тяжелые повреждения.


ЧС на водном транспорте – ежегодная реальность для всех морских держав мира, для которых характерны изолированность от берега, возможность паники среди терпящих бедствие, скудность спасательных сил и средств, в том числе медицинских и, как итог, большое количество безвозвратных потерь. При этих ЧС количество погибших, как правило, превалирует над пострадавшими. В морских катастрофах ежегодно гибнет до 200 тыс. человек (50 – непосредственно в воде, 50 – на спасательных средствах и остальные – вместе с потерпевшим крушение кораблем, судном).

Среди возможных повреждений у выживших в водных ЧС отмечаются механические травмы (изолированные и сочетанные), термические повреждения, химические отравления, комбинированные поражения и переохлаждения. В частности, доля пострадавших при морских и речных катастрофах составляет по 24% (превалировало общее переохлаждение), а погибших – соответственно, 41,2% и 29,4%.

Приведенные сведения определяют проблему медицинского обеспечения пострадавших в транспортных катастрофах особенно актуальной и обусловливают необходимость принятия своевременных и эффективных мер по предупреждению и снижению тяжести их последствий.

В период изоляции (от нескольких минут до нескольких часов), когда пострадавшие предоставлены сами себе, основным принципом оказания помощи является оказание само- и взаимопомощи, включающей в себя извлечение пострадавших из транспортных средств, наложение повязок на раны, остановку кровотечения, осуществление иммобилизации поврежденных частей тела и эвакуации пострадавших от поврежденного транспортного средства с применением подручных материалов, имеющихся у них или в зоне ЧС (одежда, простыни, полотенца, салфетки, ветки и листья деревьев и т.п.). Взаимопомощь может быть оказана пострадавшим очевидцами катастрофы и жителями близлежащих населенных пунктов.

Основная роль на начальном этапе оказания помощи пострадавшим в транспортных катастрофах принадлежит органам исполнительной власти зоны катастрофы и функционирующим вблизи ЛПУ, независимо от ведомственной принадлежности, исходя из их структуры и возможностей. В этой связи, организация участия ведомственных ЛПУ в экстренном реагировании на ликвидацию медико-санитарных последствий транспортных катастроф определяется положениями о взаимодействии территориального и ведомственного здравоохранения. Взаимодействие на случай возникновения катастроф и ликвидации их последствий нормативно организуется и с оперативными службами (МЧС, спасения, УВД, противопожарной, коммунальной, энергетической и др.).

Оперативная группа СМК (бригада ЦМК, ССМП или другая мобильная медицинская бригада из ближайшего ЛПУ), прибывшая на место ЧС, немедленно оценивает сложившуюся медико-санитарную обстановку, организует оказание медицинской помощи пострадавшим, встречу медицинских формирований, определяет им задачи, осуществляет руководство и контроль за ходом ликвидации медико-санитарных последствий, организацией взаимодействия с другими службами, участвующими в аварийно-восстановительных работах и обеспечивает медицинский контроль за проведением спасательных работ в очаге ЧС.