Файл: План мероприятий по реализации стратегии развития Заключение.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, или “запланированная стратегия”;

оперативное управление проблемами в реальном масштабе времени, позволяющее фирмам реагировать на неожиданные изменения или “реализуемая стратегия”.

Существует классическая структурная схема формирования стратегического поведения [22] (рисунок 1):


Рисунок 1 - Классическая структурная схема формирования стратегического поведения
Формирование стратегии начинается с выработки миссии и целей организации, затем осуществляется оценка и анализ внешней и внутренней среды, включающая обследование сильных и слабых сторон; анализ и выбор стратегических альтернатив; реализация и оценка стратегии.


1.2 Стратегические подходы к развитию организации



В условиях рыночной экономики для достижения конкурентоспособности продукции особое внимание предприятия должны уделять стратегиям развития организации. Правильный выбор таких стратегий обеспечивает максимально прибыльное функционирование. При этом возникает синергический эффект, который достигается благодаря взаимоподдержке и взаимодополняемости различных направлений деятельности организации, ее отдельных хозяйственных подразделений [18].

Определение стратегии для организации принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой находится фирма. Однако существуют некоторые общие формулировки стратегии.

Стратегия - инструмент, который может серьезно помочь организации в условиях нестабильности и заслуживает самого серьезного внимания как инструмент стратегического менеджмента [12].

Стратегия - это комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия и достижению долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках. Следовательно, стратегия устанавливает направления деятельности предприятия: в какие конкретно товары и рынки компания направляет денежные и трудовые ресурсы, а также как именно это будет сделано, то есть каким образом будет организована работа по формированию потребительских предпочтений в данных областях [18].

Стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающиеся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношения внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям [10].

Процесс выработки стратегии - совокупность последовательных мероприятий по формулированию целей и действий организации с учетом динамичной, изменчивости и неопределенной среды для оптимального использования существующего потенциала и обеспечение восприимчивости к внешним требованиям [3].

Менеджмент предлагает базовые стратегии, которые в свою очередь, имеют множество альтернативных вариантов [4]:

Ограниченный рост. Эту стратегию применяет большинство организаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией. При стратегии ограниченного роста цели развития устанавливаются от “достигнутого” и корректируются на изменяющиеся условия (например, инфляцию).



Рост. Эта стратегия чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Для нее характерно установление значительного ежегодного превышения уровня развития над уровнем развития прошлого года.

Сокращение или стратегия последнего средства. Эта стратегия выбирается организациями реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют этой тенденции.

Комбинированная стратегия. Эта стратегия представляет собой любое сочетание рассмотренных стратегий - ограниченного роста, роста и сокращения. Комбинированной стратегии придерживаются чаще всего крупные организации, которые активно функционируют в нескольких отраслях.

Существует несколько методических подходов к планированию стратегических альтернатив и их оценке. Один из таких приемов является матрица известного специалиста по стратегическому менеджменту Игоря Ансоффа, предназначенная для описания возможных стратегий организации в условиях растущего рынка. Считается, что при выборе направления роста у организации есть несколько стратегических альтернатив: стратегия совершенствования деятельности, товарной экспансии (разработка новых или совершенствование существующих продуктов), развития рынка, диверсификации [4] (таблица 1.2):

Таблица 2 - Возможные стратегии роста по товарам/рынкам




Старый рынок

Новый рынок

Старый товар

Совершенствование деятельности (1)

Стратегия развития рынка (3)

Новый товар

Товарная экспансия (2)

Диверсификация (4)


Выделяют следующие основные стратегические рекомендации для данной модели.

Стратегии совершенствования деятельности. При выборе данной стратегии предприятия рекомендуется обратить внимание на мероприятия маркетинга для имеющихся товаров на существующих рынках: провести изучение целевого рынка организации, разработать мероприятия по продвижению продукции и увеличению эффективности деятельности на существующем рынке. В этом случае доход обеспечивается за счет рационализации производства и сбыта (снижение себестоимости, реклама, сервис, предоставление торговых скидок). Эта стратегия
направлена на улучшение деятельности предприятия, она эффективна при растущем или ненасыщенном рынке. Имеются следующие альтернативы интенсивного роста:

развитие первичного спроса путем привлечения новых пользователей товара, побуждения покупателей к более частому использованию или к большому разовому потреблению, поиск новых возможностей использования товара;

увеличение доли рынка за счет привлечения покупателей фирм-конкурентов посредством активных маркетинговых мероприятий - развития сбытовой сети, использование стимулирующих мероприятий, гибкой ценовой политики, развития сервисных услуг и т. д. Обычно эта стратегия используется на стадии зрелости жизненного цикла товара;

приобретение рынков путем слияния или поглощения фирм-конкурентов;

защита своего положения на рынке посредством развития функционального маркетинга;

рационализация рынка - фокусирование на рентабельных рыночных сегментах, уход из некоторых сегментов рынка, повышение эффективности продаж [13].

Товарная экспансия - стратегия разработки новых - совершенствования существующих товаров с целью увеличения продаж. Организация может осуществлять такую стратегию на уже известном рынке, отыскивая и заполняя рыночные ниши. Доход в этом случае обеспечивается за счет сохранения доли рынка в будущем. Такая стратегия наиболее предпочтительная с точки зрения минимизации риска, поскольку предприятие действует на знакомом рынке. Имеются следующие альтернативные варианты реализации стратегии [5]:

добавление потребительских характеристик товара;

расширение товарной номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции.

Важными инструментами товарной экспансии являются товарная политика организации и сегментация рынка.

Стратегия развития рынка, или рыночная экспансия. Данная стратегия направлена на поиск новых рынков/новых сегментов рынка для уже освоенных товаров. Доход обеспечивается благодаря расширению рынка как в пределах географического региона, так и вне его. Такая стратегия связанна со значительными затратами и более рискованная, чем обе предыдущие, но в перспективе более доходна. Однако выйти напрямую на новые географические рынки довольно трудно, так как они "чужие", заняты другими фирмами. Здесь также имеется ряд альтернатив [3]:


освоение новых сегментов на том же рынке;

выход на новые рынки внутри страны и в других странах.

Стратегия развития рынка опирается в основном на систему сбыта продукции и ноу-хау в области маркетинга.

Стратегия диверсификации предполагает разработку новых видов продукции одновременно с освоением новых рынков. При этом товары могут быть новыми для всех предприятий, работающих на целевом рынке, или только для данного предприятия. Такая стратегия обеспечивает прибыль, стабильность и устойчивость фирмы в отдаленном будущем. Она является наиболее рискованной и дорогостоящей.

Заниматься диверсификацией предприятия вынуждает ряд причин, среди которых одними из главных являются стремление уменьшить или распределить риск, а также стремление уйти со стагнирующих рынков и получить финансовые выгоды от работы в новых областях. Последние два фактора - стагнирующий рынок и стремление освоить новые области деятельности - являются главными причинами диверсификации российских предприятий.

Главная опасность применения диверсификации связанна с распылением сил, а также с проблемами управления диверсифицированными предприятиями. Практика западного менеджмента свидетельствует о том, что вероятность успеха отдельных стратегий роста неодинакова вследствие уменьшения синергического эффекта: для старого товара на старом рынке этот эффект составляет 50%; для нового товара на старом рынке - 33%; для старого товара на новом рынке - 20%; для нового товара на новом рынке - 5% [35].

Как считает один из ведущих теоретиков и специалистов в области стратегического управления М. Портер, существуют три основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке [33].

Первая область связана с лидерством в минимизации издержек производства. Данный тип стратегий связан с тем, что компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате этого она может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка. Фирмы, реализующие такой тип стратегии, должны иметь хорошую организацию производства и снабжения, хорошую технологию и инженерно-конструкторскую базу, а также хорошую систему распределения продукции