Файл: Сохранения жизни и здоровья работников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 681

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ КАК СИСТЕМА СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ

Практическая работа № 1

Оценка рисков при производстве работ

Практическая работа № 2

Прогнозная оценка профессиональных рисков

2.Практическая работа № 3

Оценка ретроспективных профессиональных рисков

Практическая работа № 4

Оценка профессиональных рисков на рабочем месте методом

анкетирования

Практическая работа № 5

Эффективность использования СИЗ как элемент оценки

профессионального риска

Практическая работа № 6

Определение индивидуального профессионального риска для

конкретного работника

1.2 ОЦЕНКА АВАРИЙНЫХ РИСКОВ

Оценка риска при аварии со взрывами

Практическая работа № 10

Оценка риска травмирования людей при авариях, сопровождающихся

пожарами

Практическая работа № 11

Оценка пожарных рисков на основе статистической информации

Практическая работа № 12

Расчет индивидуального пожарного риска для работника при возгорании производственных помещений

3.1.3. ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ

Практическая работа № 11

Оценка риска угрозы здоровью человека при воздействии

пороговых токсикантов

Библиографический список

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 5

1. ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ КАК СИСТЕМА СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ 8

В стандарте ГОСТ Р 54145-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Общая методология» приведены общие положения оценки рисков на основе критических событий, основанные на европейском подходе по контролю за представляющими серьезную опасность авариями на объектах, имеющих дело с опасными веществами. 14

        Стандарт ГОСТ Р 54141-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков критических событий. Эталонные сценарии инцидентов» описывает методологию идентификации эталонных сценариев инцидентов (МИЭСИ). Цель МИЭСИ заключается в том, чтобы идентифицировать эталонные сценарии инцидентов, которые будут учтены при вычислении уровня (индекса) серьезности последствий. 16

      МИЭСИ принимает во внимание:           - системы безопасности, установленные на оборудовании и вокруг оборудования;           - системы менеджмента безопасности;           - частоты повторения инцидентов;           - возможные последствия инцидентов. 16

Принципиально выбираются только сценарии, соответствующие опасным феноменам с частотой или последовательностью, которые могут оказать существенный эффект с точки зрения последствий. 17

В стандарте ГОСТ Р 54143-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Промышленные инциденты» для различных критических событий представлены родовые схемы деревьев отказов, описывающие последовательность наступления нежелательных событий и распространения опасностей, приводящих к проявлению критического события. 17

          В стандарте ГОСТ Р 54142-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Методология построения универсального дерева событий» представлена методология и детализированная процедура построения для критических событий схем родовых деревьев событий, описывающих последовательность наступления нежелательных событий и распространения опасностей, приводящих к проявлению опасного феномена, при помощи использования соответствующих категорий (разновидностей) рисков и классификаций оборудования. 17

В данном стандарте представлена методология сбора информации, необходимой для идентификации потенциально опасного оборудования на предприятии и выбора того оборудования, которое может быть связано с возникновением значимых инцидентов. В рамках данной методологии составляется список оборудования, связанного с потенциальными критическими событиями. Дерево отказов и дерево событий строятся для каждого критического события на основе родовых деревьев, предлагаемых данной методологией. Комбинация дерева отказов и дерева событий составляет схему «песочные часы», которая на этом этапе рассматривается безотносительно барьера безопасности. Это позволяет реально идентифицировать угрозы, а на следующем этапе распознать риски, к которым приводят сценарии угроз и отказы в работе барьеров безопасности. 17

          Рассматриваемый стандарт может использоваться в случаях, когда предприятие должно подтвердить компетентным органам, что его деятельность укладывается в рамки требований по безопасности и не превышает уровень допустимого риска. Он также может быть использован для установления предприятием более высоких требований по безопасности и охране труда. Его могут использовать регулирующие органы для оценки уровня снижения риска за счет установления требований в технических регламентах и стандартах. 17

ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» подробно описывает систематический и логический процесс анализа риска и действий по его управлению. 17

1.1. ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ 21

Практическая работа № 1 30

Оценка рисков при производстве работ 30

Практическая работа № 2 39

Прогнозная оценка профессиональных рисков 39

Процедура определения прогностических профессиональных рисков основана на использовании материалов специальной оценки условий труда, проводимой на предприятиях в соответствии с требованиями 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г. 39

2. Практическая работа № 3 48

Оценка ретроспективных профессиональных рисков 48

Практическая работа № 4 53

Оценка профессиональных рисков на рабочем месте методом 53

анкетирования 53

Практическая работа № 5 75

Эффективность использования СИЗ как элемент оценки 75

профессионального риска 75

Практическая работа № 6 84

Определение индивидуального профессионального риска для 84

конкретного работника 84

1.2 ОЦЕНКА АВАРИЙНЫХ РИСКОВ 112

Количественные показатели риска 112

Основные этапы анализа риска 114

Методы проведения анализа риска 119

Характеристика методов анализа риска 120

Оценка риска при аварии со взрывами 126

Практическая работа № 10 133

Оценка риска травмирования людей при авариях, сопровождающихся 133

пожарами 133

Практическая работа № 11 139

Оценка пожарных рисков на основе статистической информации 139

Практическая работа № 12 149

Расчет индивидуального пожарного риска для работника при возгорании производственных помещений 149

3. 1.3. ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ 157

Практическая работа № 11 160

Оценка риска угрозы здоровью человека при воздействии 160

пороговых токсикантов 160

Практическая работа № 12 171

Оценка эколого-экономического риска загрязнения окружающей среды 171

Библиографический список 178

5. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». 178




ВВЕДЕНИЕ



Безопасность относится к числу основных прав и потребностей человека. Именно она создает прочную основу для нашего благополучия. Каждому человеку должен быть предоставлен шанс пройти свой жизненный путь от детства к юности, от зрелости до старости, не подвергаясь страданиям от несчастных случаев, заболеваний, спровоцированных человеческой деятельностью или, наоборот, не предотвращенных вследствие бездеятельности.

Множество людей уверены, что инциденты – это игра случая. Однако, несчастные случаи – это не судьба или произвольное, ни от кого независящее стечение неблагоприятных обстоятельств, ‒ это событие, которое можно предотвратить.

Понятие «безопасное рабочее место» имеет две стороны. С одной стороны – это желание и мотивация, с другой – методы и средства обеспечения безопасности. Основополагающим является мотивированное желание людей сохранить свою безопасность. Для этого человек начинает проявлять стремление использовать различные, формальные и неформальные способы, такие как действовать безопасно, использовать подходящие орудия труда, думать об опасности, овладевать знаниями и умениями выполнять работы без ошибок и промахов, стремиться к обучению. Решить проблемы безопасности без участия самого работника, без его мотивации весьма сложно.

Другая составляющая управления безопасностью рабочего места включает законы и нормативы, процедуру идентификации риска, процедуру расследования несчастных случаев и т. д.

Обеспечение безопасности условий труда на каждом рабочем месте начинается с анализа всех воздействующих на работника факторов производственной среды и трудового процесса с последующей оценкой уровня этих факторов.

Как подчеркнул Президент России, «одной из главных задач в области охраны труда является создание качественных рабочих мест путем улучшения условий труда и обеспечения безопасности, занятых на них работников. Механизмом решения этой задачи является создание системы управления профессиональными рисками, которая позволит выявить проблемные места и создать предупреждающие меры по сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанные с неблагоприятными условиями труда» [1].


Актуальность проблемы оценки профессиональных рисков обусловлена тем, что обеспечение безопасности населения от различных техногенных источников в развитых странах уже продолжительное время осуществляется на основе концепции приемлемого риска, требующего количественного определения риска и сравнения его с допустимым (приемлемым) уровнем.

В последние годы роль и значение управления рисками как инструмент снижения потерь и повышения эффективности национальных экономик во всем мире постоянно возрастает. Значение этого инструмента возрастает, прежде всего, из-за роста самих рисков, что является общемировой тенденцией, обусловленной усложнением всех сфер функционирования современного общества.

Управлением риска для жизни и здоровья работников, связанного с производственной деятельностью, работодатели и работники занимались столько времени, сколько существует понятие «охрана труда». Только эта оценка была интуитивной, неосознанной. Неосознанная, неявная оценка рисков отличается от оценки рисков в рамках современной системы управления охраной труда тем, что:

  • оценка рисков должна быть результатом осознанной, целенаправленной деятельности, в которой должны быть заинтересованы и работник и работодатель;

  • оценка рисков должна быть количественной, поскольку величина риска непосредственно связана с размером заработной платы (надбавки за риск), а деятельность по снижению риска должна быть количественно оценена, поскольку требует затрат;

  • оценка рисков должна быть объективной, основанной на признаваемых и работодателем и работником принципах, методах, подходах.

Следовательно, методики оценки профессионального риска должны предоставлять данные в количественном виде, быть простыми и наглядными, должны удовлетворять требованиям воспроизводимости полученных оценок.

В настоящее время единой методики оценки рисков не существует. Настоящее издание ставит своей целью обобщить имеющиеся методики оценки рисков, включая аварийные и экологические риски.

В соответствии с «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» утвержденными Дмитрием Медведевым в апреле 2012 г., стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого
человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности [2].

Принятие данного документа является исключительно важным и своевременным, поскольку глобальные экологические проблемы, охватывающие постепенно всю планету, глубоко затрагивают и интересы России в целом и каждого гражданина в частности.

Уникальность нынешней экологической ситуации обусловлена тем, что можно охарактеризовать эволюционным кризисом человека как биологического вида. Этот кризис проявляется в виде крайне неблагоприятных тенденций и невиданных прежде глобальных проблем. Речь идет о катастрофическом загрязнении окружающей среды продуктами жизнедеятельности человека, разрастании озоновых дыр, подвергающих нашу биосферу губительному воздействию ультрафиолетовой радиации, усилению «парникового эффекта» вызванного изменением естественного состава атмосферы. Также следует отметить демографическую, энергетическую и продовольственную катастрофы, усиливающие противоречие между потребностями человечества и возможностями природной среды по их удовлетворению, эндоэкологическое отравление межклеточной среды живых организмов вследствие накопления ими широко используемых токсинов и как следствие этого ‒ лавинообразная мутация их геномов [3].

В этой ситуации жизненно необходимо усиление внимания государства к экологическим проблемам. «Основы государственной политики…» включает в себя как технические пути решения поставленной стратегической цели, так и решение задач формирования экологической культуры, развития экологического образования, экологически ответственного мировоззрения и формирования экологически ответственного поведения.

Последние упомянутые механизмы решения экологических проблем представляются не менее актуальными, поскольку осознание значимости экологических проблем ‒ это ключевой момент в перестройке сознания человека, в понимании необходимости бережного отношения к природе для сохранения здоровой полноценной жизни на Земле.