ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 683
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ КАК СИСТЕМА СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ
Оценка рисков при производстве работ
Прогнозная оценка профессиональных рисков
Оценка ретроспективных профессиональных рисков
Оценка профессиональных рисков на рабочем месте методом
Эффективность использования СИЗ как элемент оценки
Определение индивидуального профессионального риска для
Оценка риска при аварии со взрывами
Оценка риска травмирования людей при авариях, сопровождающихся
Оценка пожарных рисков на основе статистической информации
Расчет индивидуального пожарного риска для работника при возгорании производственных помещений
3.1.3. ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ
Национальный стандарт ССБТ ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков» определяет порядок оценки рисков, связанных с ущербом здоровью и жизни работника в процессе его трудовой деятельности.
Выбор показателей (ущерба, риска) и методов оценки рисков зависит от ряда факторов – целей оценки рисков (предоставление отчетных материалов, управление рисками и т. д.), необходимого количества статистической информации с точки зрения обеспечения приемлемой точности результатов, ресурсов и т. д.
Решение задачи управления рисками, связанной, как правило, с выявлением (идентификацией) опасностей, определением возможных ущербов здоровью и жизни работника и вероятностей их наступления, а также наличие достаточной статистической информации для расчета требуемого показателя риска – основание для выбора прямых методов оценки рисков. Прямые методы используют статистическую информацию по выбранным показателям рисков или непосредственно показатели ущерба и вероятности их наступления.
Косвенные методы оценки рисков для здоровья и жизни работников используют показатели, характеризующие отклонение существующих контролируемых условий от норм и имеющие причинно-следственную связь с рисками.
В настоящем стандарте представлены:
- показатели ущерба и рисков (наиболее применимые), порядок их использования для оценки рисков;
- порядок выявления опасностей, последствия проявления которых могут привести к возникновению ущерба здоровью и жизни работника;
- порядок расчета вероятностей возникновения ущерба.
Настоящий стандарт применяют в целях:
- обеспечения конституционного права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
- получения данных об опасностях и рисках для информирования работников о риске повреждения здоровья;
- обоснования положенной социальной защиты работников, в том числе компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
- оценивания эффективности мер по совершенствованию охраны труда;
- принятия превентивных мер по защите здоровья работника;
- выяснения причинно-следственной связи состояния здоровья работников с условиями труда;
- обоснования положений трудового договора об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также по обеспечению других предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций.
Целый ряд национальных стандартов по менеджменту риска, принятых в России в последнее десятилетие, представляют собой аутентичный перевод соответствующих международных стандартов на русский язык.
ГОСТ Р 51897-2011 «Менеджмент риска. Термины и определения» можно назвать основополагающим, поскольку практически все стандарты в этой области являются переводными и очень важно обеспечить однозначное толкование иностранных слов. Стандарт содержит термины и определения, относящиеся к риску, к менеджменту риска и к процессу менеджмента риска, для каждого термина приведено английское и французское написание.
В стандарте ГОСТ Р 54145-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Общая методология» приведены общие положения оценки рисков на основе критических событий, основанные на европейском подходе по контролю за представляющими серьезную опасность авариями на объектах, имеющих дело с опасными веществами.
Происходящие в последнее время во всем мире события наглядно демонстрируют, что политические и деловые круги, принимающие решения на основе оценки рисков, постоянно сталкиваются с трудностями в области менеджмента технологических рисков. С одной стороны, это обусловлено сложностью процессов, с другой – потерей доверия к решениям, поскольку граждане и общество в целом все более и более требуют открытого доступа к информации и прозрачности процессов принятия решений. Зачастую это приводит к дисбалансу между ожиданиями граждан и поступками тех, кто наделен правом принимать решения по возникающим проблемам, что в основном обусловлено неопределенностью и сложностью, с которыми приходится сталкиваться при оценке риска.
С этой целью в разных странах государственные органы предпринимают различные действия для повышения объективности и прозрачности принятия решений, для чего на основе современных знаний разрабатываются совершенные методологии, позволяющие повысить качество, надежность и оперативность решений и предпринимаемых действий.
Методология технического регулирования и оценки рисков и, в первую очередь, для инцидентов с серьезными последствиями, предназначена для характеристики уровня риска с интегрированным индексом риска, включающим независимые параметры, связанные с оценкой последующей серьезности развития сценариев, эффективностью превентивного менеджмента и оценкой подверженности (уязвимости) окружающей среды, и основана на описании чувствительности объектов, потенциально подверженных негативному воздействию.
Положения данного стандарта касаются введения мер по содействию усовершенствованиям в области обеспечения безопасности и здоровья трудящихся на рабочем месте, а также защиты окружающей среды.
В национальном стандарте использована методология, основанная на принципах и процедурах оценки рисков для выполнения требований директивы ЕС 96/82/ЕС для помощи в защите людей и окружающей среды от серьезных угроз катастроф и инцидентов. Данная директива от 9 декабря 1996 г. о контроле за представляющими собой серьезную опасность авариями на объектах, имеющих дело с опасными веществами, известна также как Директива SEVESO II.
Операторы на производствах должны продемонстрировать свои возможности применения политики по предотвращению серьезных инцидентов, используя соответствующие меры, как технические, так и программные, как, например, системы менеджмента безопасности. Они должны привести к снижению уровня риска не только для высоковероятных малосущественных инцидентов, но также и для более существенных маловероятных инцидентов. Цели, которые должны быть достижимы в терминах менеджмента риска, понятны. Но как их достичь? Данная методология призвана помочь в решении этой задачи.
Чтобы охарактеризовать потенциальную угрозу и продемонстрировать, что связанный с ней риск поддается контролю, в рамках реализации вышеуказанной Директивы была разработана интегральная методология оценки риска АРАМИС (ARAMIS). Ее появление обусловлено необходимостью разработки методологии, которая устанавливала бы согласованные правила идентификации сценариев развития опасных ситуаций, учитывающие возможности смягчения их проявления и некоторые аспекты менеджмента безопасности, а также правил, которые были бы признаны компетентными государственными и промышленными экспертами в области оценки риска. Поэтому необходимо разработать методику, позволяющую оценить уровень риска при монтаже оборудования путем интеграции превентивных мер, применяемых операторами.
Обсуждаемый стандарт является основополагающим стандартом комплекса стандартов в области менеджмента рисков, посвященных применению организационных мер безопасности и оценки рисков для критических событий. Этот комплекс стандартов предназначен для использования в случаях, когда вредные вещества на предприятиях присутствуют или используются в количествах, способных нанести существенный вред здоровью людей или состоянию окружающей среды. Этот комплекс стандартов может также использоваться на предприятиях и в других случаях, когда необходимо оценивать риски от своей деятельности, способной нанести существенный вред.
Данный комплекс стандартов включает следующие стандарты:
- Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Общая методология;
- Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Идентификация инцидентов;
- Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Эталонные сценарии инцидентов;
- Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Промышленные инциденты;
- Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Методология построения универсального дерева событий.
В стандарте ГОСТ Р 54144-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Идентификация инцидентов» представлена методология идентификации инцидентов, представляющих существенные угрозы (МИСУИ). Стандарт описывает методологию построения схемы «песочные часы» («галстук-бабочка»), на которой дерево отказов (неисправностей) и дерево событий связаны через критическое событие. Данная методология предназначена для сбора информации, необходимой для идентификации потенциально опасного оборудования на предприятии и выбора того, которое может быть связано с возникновением значительных инцидентов. Дерево отказов и дерево событий строятся для каждого критического события на основе родовых деревьев, предлагаемых данной методологией. Комбинация дерева отказов и дерева событий составляет схему «галстук-бабочка», которая на этом этапе рассматривается безотносительно барьера безопасности.
Стандарт ГОСТ Р 54141-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков критических событий. Эталонные сценарии инцидентов» описывает методологию идентификации эталонных сценариев инцидентов (МИЭСИ). Цель МИЭСИ заключается в том, чтобы идентифицировать эталонные сценарии инцидентов, которые будут учтены при вычислении уровня (индекса) серьезности последствий.
МИЭСИ принимает во внимание:
- системы безопасности, установленные на оборудовании и вокруг оборудования;
- системы менеджмента безопасности;
- частоты повторения инцидентов;
- возможные последствия инцидентов.
Принципиально выбираются только сценарии, соответствующие опасным феноменам с частотой или последовательностью, которые могут оказать существенный эффект с точки зрения последствий.
В стандарте ГОСТ Р 54143-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Промышленные инциденты» для различных критических событий представлены родовые схемы деревьев отказов, описывающие последовательность наступления нежелательных событий и распространения опасностей, приводящих к проявлению критического события.
В стандарте ГОСТ Р 54142-2010 «Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Методология построения универсального дерева событий» представлена методология и детализированная процедура построения для критических событий схем родовых деревьев событий, описывающих последовательность наступления нежелательных событий и распространения опасностей, приводящих к проявлению опасного феномена, при помощи использования соответствующих категорий (разновидностей) рисков и классификаций оборудования.
В данном стандарте представлена методология сбора информации, необходимой для идентификации потенциально опасного оборудования на предприятии и выбора того оборудования, которое может быть связано с возникновением значимых инцидентов. В рамках данной методологии составляется список оборудования, связанного с потенциальными критическими событиями. Дерево отказов и дерево событий строятся для каждого критического события на основе родовых деревьев, предлагаемых данной методологией. Комбинация дерева отказов и дерева событий составляет схему «песочные часы», которая на этом этапе рассматривается безотносительно барьера безопасности. Это позволяет реально идентифицировать угрозы, а на следующем этапе распознать риски, к которым приводят сценарии угроз и отказы в работе барьеров безопасности.
Рассматриваемый стандарт может использоваться в случаях, когда предприятие должно подтвердить компетентным органам, что его деятельность укладывается в рамки требований по безопасности и не превышает уровень допустимого риска. Он также может быть использован для установления предприятием более высоких требований по безопасности и охране труда. Его могут использовать регулирующие органы для оценки уровня снижения риска за счет установления требований в технических регламентах и стандартах.