Файл: Сохранения жизни и здоровья работников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 694

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ КАК СИСТЕМА СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ

Практическая работа № 1

Оценка рисков при производстве работ

Практическая работа № 2

Прогнозная оценка профессиональных рисков

2.Практическая работа № 3

Оценка ретроспективных профессиональных рисков

Практическая работа № 4

Оценка профессиональных рисков на рабочем месте методом

анкетирования

Практическая работа № 5

Эффективность использования СИЗ как элемент оценки

профессионального риска

Практическая работа № 6

Определение индивидуального профессионального риска для

конкретного работника

1.2 ОЦЕНКА АВАРИЙНЫХ РИСКОВ

Оценка риска при аварии со взрывами

Практическая работа № 10

Оценка риска травмирования людей при авариях, сопровождающихся

пожарами

Практическая работа № 11

Оценка пожарных рисков на основе статистической информации

Практическая работа № 12

Расчет индивидуального пожарного риска для работника при возгорании производственных помещений

3.1.3. ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ

Практическая работа № 11

Оценка риска угрозы здоровью человека при воздействии

пороговых токсикантов

Библиографический список

Практическая работа № 11

Оценка пожарных рисков на основе статистической информации



Цель работы: Познакомиться с методами оценки пожарной опасности на основе статистических данных о последствиях пожара.

Теоретические положения

Анализ статистических данных последствий пожаров в городах России показал, что за 2000‒2010 гг. на городскую застройку приходилось 62 % пожаров от общего их количества, 59 % материального ущерба и 58 % гибели и травмирования людей. Городская застройка фактически стала определяющим фактором в динамике пожаров и составляет основную долю ежегодных экономических и социальных последствий пожаров, происходящих в России. В зарубежных странах статистические данные в процентном отношении последствий пожаров в городах аналогичны данным отечественных исследователей (около 60 %).

В России в 2008 г. принят федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который требует внедрение в отечественную практику методик количественной оценки пожарного риска, позволяющих устанавливать соответствие реально существующего риска законодательно установленному предельному значению.

Нормативные значения допустимого пожарного риска в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» составляют:

  • индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и на территориях производственных объектов не должен превышать одну миллионную в год (10-6 год-1);

  • (см. текст в предыдущей редакции)

  • (см. текст в предыдущей редакции)

  • для производственных объектов, на которых обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной миллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год. При этом должны быть предусмотрены меры по обучению персонала действиям при пожаре и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска;




  • величина индивидуального пожарного риска в результате воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта, не должна превышать одну стомиллионную в год (10-8 год-1).

  • (см. текст в предыдущей редакции)





  • для производственных объектов, на которых для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта, обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной стомиллионной в год и (или) величины социального пожарного риска одной десятимиллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной миллионной в год и (или) социального пожарного риска до одной стотысячной в год соответственно. При этом должны быть предусмотрены средства оповещения людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения, о пожаре на производственном объекте, а также дополнительные инженерно-технические и организационные мероприятия по обеспечению их пожарной безопасности и социальной защите.




  • величина социального пожарного риска воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта, не должна превышать одну десятимиллионную в год (10-7 год-1).

(см. текст в предыдущей редакции)

Пожарная опасность городской застройки характеризуется в первую очередь фактором функциональности. В связи с этим необходимо отметить, что территория города с учетом их функционального назначения подразделяется на следующие зоны: селитебную, производственную, ландшафтно-рекреационную. Установлено, что в городской застройке селитебной (жилой) зоны возникает 72 % пожаров, в производственной ‒ 9,6 %, в ландшафтно-рекреационной ‒ 18,4 % пожаров.

В г. Иркутске согласно многолетним статистическим исследованиям в среднем ежегодно происходит более 1000 пожаров с материальным ущербом около 90 млн. руб. при этом на пожарах погибает до 60 чел. и травмируется около 40 чел.

Исследование пожаров в г. Иркутске показало распределение количества пожаров по местам их возникновения (рис. 11.1).

Установлено, что основными причинами возникновения пожаров в г. Иркутске за 1995‒2010 гг. являлись:

  • неосторожное обращение с огнем – 48,2 %;

  • нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 21,6 %;

  • нарушение правил установки и эксплуатации печей, теплогенерирующих устройств – 10,3 %;

  • поджоги – 8,4 %;

  • нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации транспортных средств – 5,8 %;

  • прочие причины – 5,7 %.


Исследования социальных последствий пожаров за 1995‒2010 гг. позволили получить усредненные показатели гибели людей в г. Иркутске в зависимости от социального положения (рис. 11.2).


Рис. 11.1. Распределение количества пожаров за 2000‒2010 гг. по местам их возникновения в г. Иркутске

Предприниматели

Студенты


Домохозяйки


Служащие

Временно неработающие


Школьники

Пенсионеры

Рабочие

Рис. 11.2. Усредненные показатели гибели людей при пожарах за 1995‒2010 гг. в г. Иркутске в зависимости от социального положения
Сибирский федеральный округ (СФО) является одним из самых больших округов России, он занимает 30 % территории страны, здесь проживает 20 207 тыс. человек, плотность населения 3,9 чел./ км2, доля городского населения – 71,1 %. На территории округа расположены 12 субъектов РФ, в том числе 4 республики (Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия); 3 края (Алтайский, Забайкальский, Красноярский); 5 областей (Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская).

Исследование социальных последствий пожаров позволили установить возрастные показатели гибели людей при пожарах по СФО за период 1995‒2009 гг., эти данные приведены на рис. 11.3. Распределение погибших при пожаре в СФО по социальному статусу приведено на рис. 11.4.

Статистическая обработка данных по последствиям пожаров за 1995 – 2009 гг. позволила ранжировать причины гибели людей на пожарах в административных центрах СФО, а именно: действие продуктов горения – 76,6 %; действие высокой температуры – 16,6 %; недостаток кислорода ‒ 4,7 %; обострение заболеваний ‒1,3 %; обрушение строительных конструкций ‒ 0,5 %; проявление скрытых заболеваний – 0,2 %; психические факторы ‒ 0,1 %. Из приведенных данных очевидно, что основной доминирующей причиной гибели людей является действие продуктов горения.


Рис. 11.3. Усреднённые показатели гибели людей по возрасту в административных центрах СФО за 1995‒2009 гг.




Рис. 11.4. Показатели гибели людей по социальному статусу
в административных центрах СФО за 1995‒2009 гг.

Гибели людей способствовали следующие условия: состояние алкогольного опьянения – 61,7 %; оставление детей без присмотра – 3,6 %; преклонный возраст, болезнь, инвалидность ‒ 14,7 %; состояние сна – 12,9 %; задымление путей эвакуации ‒ 4,9 %; паника – 2,2 %.

Методика оценки пожарного риска

Существует несколько методов оценки потенциальных последствий пожаров и соответственно видов индивидуального пожарного риска. Рассмотрим некоторые из них.

1. Индивидуальный риск для любого человека столкнуться с пожаром (его опасными факторами) в течение года:

(1)

где Rcт – риск для любого человека столкнуться с пожаром, пожар · чел.-1 ·

год-1;

– количество пожаров на объекте исследования;

‒ население города.

2. Индивидуальный риск для любого человека погибнуть на пожаре за год:

(2)

где – риск для любого человека погибнуть на пожаре, сл./чел. ∙год-1;

– количество людей погибших при пожаре в течение года на объекте исследования;

‒ население города.

3. Индивидуальный риск для любого человека получить травму любой степени тяжести на пожаре за год:

(3)

где – риск для любого человека получить травму любой степени тяжести на пожаре, сл./чел. · год-1;


– количество людей погибших при пожаре в течение года на объекте исследования;

– количество людей получивших травму любой степени тяжести при пожаре в течение года на объекте исследования;

‒ население города.

4. Риск возникновения пожара на объекте исследования:

(4)
где ‒ риск возникновения пожара на объекте исследования за год, пожар · объект-1 · год-1;

‒ число пожаров в городе за определенный период времени;

‒ количество объектов в городе;

Т – период исследования, лет.

5. Интегральной мерой опасности является коллективный риск, определяющий масштаб ожидаемых последствий для людей при пожарах и определяемый по следующей формуле:

RK = RиндN, (5)
где RК– коллективный риск гибели или травмирования людей, чел.;

Rинд – индивидуальный риск гибели или травмирования людей, сл./чел.∙год;

N – общее число людей, подвергающихся потенциальному воздействию опасных факторов пожара, чел.

Ниже (табл. 11.1‒ 11.3) приведены статистические данные по последствиям пожаров в г. Иркутске в целом и по отдельным административным округам, а также по административным центрам Сибирского федерального округа.
Таблица 11.1

Основные показатели последствий пожаров в г. Иркутске за 1995‒2010 гг.


Год

Количество пожаров, ед.

Прямой ущерб,

млн. руб.

Погибло при пожаре, чел.

Травмировано при пожаре, чел.

1995

1274

4,24

39

24

1996

1121

6,34

44

31

1997

1194

13,01

53

28

1998

1104

8,27

43

53

1999

1376

6,25

69

59

2000

1221

6,28

77

71

2001

1242

9,49

78

52

2002

1276

14,9

60

60

2003

1283

15,02

86

63

2004

1143

14,71

62

35

2005

1019

174,82

57

35

2006

1062

142,13

52

33

2007

936

370,14

51

33

2008

825

391,02

50

40

2009

821

256,21

47

37

2010

762

180,23

38

48