Файл: 1 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретический анализ психолого-педагогических проблем развития эмоциональной сферы детей СТАРШЕГО дошкольного возраста

1.1. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников

1.2. Факторы возникновения и особенности проявления эмоциональных комплексов детей дошкольного возраста

1.3. Методы психологической диагностики и принципы коррекции эмоциональных комплексов дошкольников

2. Результаты экспериментальной работы по коррекции эмоциональных комплексов детей СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1.Организация эмпирического исследования, описание выборки детей

2.2. Результаты исследования эмоциональных комплексов дошкольников

2.3. Проведение формирующего эксперимента по коррекции эмоциональных комплексов детей 5-6 лет и оценка ее эффективности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников



 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

1. Теоретический анализ психолого-педагогических проблем развития эмоциональной сферы детей СТАРШЕГО дошкольного возраста 6

1.1. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников 6

1.2. Факторы возникновения и особенности проявления эмоциональных комплексов детей дошкольного возраста 14

22

1.3. Методы психологической диагностики и принципы коррекции эмоциональных комплексов дошкольников 22

2. Результаты экспериментальной работы по коррекции эмоциональных комплексов детей СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28

2.1.Организация эмпирического исследования, описание выборки детей 28

2.2. Результаты исследования эмоциональных комплексов дошкольников 33

2.3. Проведение формирующего эксперимента по коррекции эмоциональных комплексов детей 5-6 лет и оценка ее эффективности 41

Заключение 61

Глоссарий 66

Список сокращений 68

Список использованных источников 69



Введение



Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время наиболее частым поводом обращения родителей к психологам являются нарушения в эмоциональной сфере детей старшего дошкольного возраста. Поводы обращения родителей к психологу – чаще всего наблюдаемые поведенческие особенности – гиперактивеость, гневливость, агрессивность, драчливость, тревожность, страхи и др. нарушения аффективной сферы ребенка. В большинстве случаев эти проявления встречаются у большинства детей, и как правило к 10 годам нивелируются полностью при помощи, выработанной в детской субкультуре спонтанных психотехник (рассказывание друг другу «страшилок» в обстановке безопасности, организации походов в «страшные места» типа подвалов, и т.д.). Во многих случаях можно говорить не об одной эмоции страха или тревожности, а о целом их комплексе, который охватывает сознание ребенка практически целиком и тем самым предопределяет его поведение и деятельность, зачастую весьма неэффективно.

Под эмоциональными комплексами мы будем понимать сочетание базовых неблагоприятных эмоциональных состояний дошкольников (гневливость, агрессивность, драчливость, тревожность, страхи и др.), способствующих нарушению поведения, дезорганизации продуктивной деятельности.


Практически всегда дети с эмоциональными комплексами не могут адекватно адаптироваться и в дошкольной образовательной среде, и в среде сверстников, они остро переживают свою неуспешность, у них затрудняется формирование целого арсенала психологических средств для дальнейшей успешной учебной деятельности - формирование произвольности, развитии других сфер личности.

Проблеме изучения аффективной сферы в психологии посвящено достаточно большое количество работ, однако большинство работ имеют направленность на изучение аффективной сферы подростков и взрослых людей (Бэрон Р, Бюттер К., Лоренц К., Креч Д., Паренс Г., Прихожан А.М., Раттер, Семенюк Л.М., Фурманов И.А., Холлингер и др.). Исследований эмоциональных комплексов детей дошкольного возраста и возможностей профилактики формирования и коррекции этих комплексов пока еще не достаточно. Следует отметить, что не скорректированные своевременно негативные эмоциональные проявления могут привести со временем к стойким невротическим состояниям и тормозить личностное развитие ребенка в целом. Поэтому, для профилактики формирования невротических и тревожных состояний личности, необходимо помогать детям - находить адекватные способы выражения эмоций, формировать социально – одобряемые конструктивные положительные поведенческие навыки реакции на неблагоприятные ситуации развития. С помощью таких поведенческих навыков дети смогут совладать с гневливостью, раздражением, волнением, неуверенностью, тревожностью и с другими проявлениями эмоциональной неустойчивости.

В решении коррекционных задач значительная роль принадлежит игровой терапии и арттерапии, однако рисуночная терапия в коррекции детских страхов и неблагоприятных эмоциональных состояний используется пока не достаточно.

Проблема исследования заключается в том, что ребенок в силу возраста, еще не способен осознавать причины и содержание своих страхов. Совместный с взрослым анализ рисунков, позволяет взрослому диагностировать неблагоприятные психические состояния, и успешно корректировать их, помогает детям понять свои страхи, отсутствие же своевременной помощи дошкольникам в коррекции их эмоциональных комплексов, ведет к возникновению целого ряда психологических трудностей личностного развития.



Цель данного исследования: изучить возможность коррекции эмоциональных комплексов детей старшего дошкольного возраста с применением дидактических игр с использованием рисования.

Объект исследования: эмоциональные комплексы детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: коррекция эмоциональных комплексов детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр с использованием рисования.

Гипотеза исследования: дидактические игры с использованием рисования позволяют снизить уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме эмоционального развития и эмоциональных комплексов детей старшего дошкольного возраста.

  2. C применением психодиагностических методик выявить специфику эмоциональных комплексов детей старшего дошкольного возраста.

  3. Разработать, апробировать и дать оценку эффективности программы коррекции эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста.

  4. Провести статистический анализ полученных результатов.

Методы и методики исследования:

В ходе исследования применялся комплекс взаимодополняющих методов: теоретический анализ научной литературы, эмпирические методы (констатирующий и формирующий эксперименты), методы обработки научных результатов (качественный и количественный анализ) с применением методов математической статистики.

Применялись следующие методики:

  1. Тест тревожности Р. Тэммла, М.Дорки, В. Амэна.

  2. Цветовой тест Люшера.

  3. Проективные рисуночные методы – «Рисунок семьи»

  4. Анкета для родителей.

  5. Методы математической статистики.

Выборка составила 20 дошкольников в возрасте 5-6 лет.

Эмпирической базой исследования явилось ДШИ №1 г. Октябрьска Самарской обл.

Практическая значимость работы. Диагностический инструментарий и программа коррекции эмоциональных комплексов детей дошкольного возраста могут быть полезны в практике работы воспитателей по коррекции эмоциональной сферы детей в условиях ДШИ и ДОУ.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Теоретический анализ психолого-педагогических проблем развития эмоциональной сферы детей СТАРШЕГО дошкольного возраста




1.1. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников



В психологических исследованиях эмоция понимается как процесс оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Состоит эмоциональный процесс из трех основных компонентов - первым компонентом эмоционального процесса, является эмоциональное возбуждение; вторым компонентом является знак эмоции; третьим компонентом является степень контроля эмоции.

Сильное эмоциональное возбуждение человека может проявляться в виде аффектов (страх, гнев, радость), при которых, еще сохраняется ориентация и контроль. Эмоциональное возбуждение может проявляться и в виде паники, ужаса, бешенства, экстаза, полное отчаяния, когда ориентация и контроль практически невозможны. Отрицательная эмоция дезорганизует ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий. Один и тот же сигнал вызывает различные эмоциональные реакции и зависимости от того, имеет ли человек возможность соответственно отреагировать на него или он этой возможности лишен. По К.Э Изарду, еще одним источником эмоций является характер протекания процессов регуляции и выполнения деятельности1.

  1. Исследователями принято выделять фундаментальные эмоции и их комплексы. Фундаментальной эмоцией Г. Крайг называет, эмоцию - если она имеет специфический внутренне детерминированный нервный субстрат, внешне выражается особыми мимическими или нервно-мышечными средствами и обладает особым субъективным переживанием – феноменологическим качеством2.

Фундаментальные эмоции являются важными в жизни индивида, но отдельно, не в сочетании с другими эмоциями, они существуют лишь в течение очень короткого периода времени – до того, как активизируются другие эмоции. Хотя фундаментальные эмоции имеют врожденный характер, однако, каждая культура обладает своими собственными правилами проявления этих эмоций.

Фундаментальные эмоции К.Э. Изард рассматривает следующим образом.

Положительной эмоцией является интерес, мотивирующий обучение, развитие навыков и умений и творческие стремления. В состоянии интереса у человека повышается внимание, любознательность и увлеченность объектом интереса. Интерес, вызываемый другими людьми, облегчает социальную жизнь и способствует развитию эмоциональных межличностных отношений.


Радость является максимально желаемой эмоцией. Она является скорее побочным продуктом событий и условий, чем результатом прямого стремления получить ее.

Удивление появляется благодаря резкому повышению нервной стимуляции, возникающему из-за какого-либо внезапного события. Удивление способствует направлению всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивление.

Горе-страдание – эмоция, испытывая которую человек падает духом, чувствует одиночество, отсутствие контактов с людьми, жалость к себе.

При гневе кровь «кипит», лицо начинает гореть, напрягаются мышцы, что вызывает ощущение силы, чувство храбрости или уверенности в себе.

Вместе с гневом, часто возникает отвращение, но оно имеет свои собственные мотивационные признаки и иначе субъективно переживается. Оно вызывает желание избавиться от кого-либо или от чего-либо.

Презрение чаще всего демонстрирует желание чувствовать свое превосходство в каком-то отношении может вести к некоторой степени презрения. Эта эмоция «холодная», ведущая к деперсонализации индивида или группы, к которым относится презрение, поэтому она может мотивировать, например, «хладнокровное убийство». В современной жизни эта эмоция не имеет какой-либо полезной или продуктивной функции.

Должно быть, все хоть раз в жизни испытывали страх, переживание страха очень вредно. Страх вызывается вестью о реальной или воображаемой опасности, сопровождает неуверенность и дурные предчувствия. Иногда страх парализует человека, но обычно он мобилизует его энергию.

Мотивирует желание спрятаться, исчезнуть такая эмоция, как стыд. Он может также способствовать возникновению чувства ущербности, может быть основой конформности, а иногда, наоборот, требовать нарушения групповых норм. Сильное и постоянное чувство стыда может препятствовать развитию человека, эта эмоция часто способствует сохранению самоуважения. Часто связана со стыдом – вина. Но стыд может появляться из-за любых ошибок, вина возникает при нарушении морального или этического характера, причем в ситуации, в которых субъект чувствует личную ответственность. Если две или несколько фундаментальных эмоций в комплексе проявляются у человека относительно стабильно и часто, то они определяют какую-то его эмоциональную черту. Развитие таких эмоциональных черт сильно зависит от генетических предпосылок индивида и от особенностей его жизни. К основным эмоциональным чертам человека относят тревожность, депрессию, любовь, враждебность.