Файл: 1 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников 6.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников
1.3. Методы психологической диагностики и принципы коррекции эмоциональных комплексов дошкольников
2.1.Организация эмпирического исследования, описание выборки детей
2.2. Результаты исследования эмоциональных комплексов дошкольников
По мнению Е.П. Макаровой, длительные переживания могут привести к всевозможным психическим расстройствам, которые проявляются в некоторых реакциях ребенка: он теряет аппетит, перестает проситься на горшок, тревожно спит. В дальнейшем проявления агрессивности во многом связаны с процессами поло-ролевой идентификации ребенка или их нарушениями. Если в процессе развития ребенок не научается контролировать свои агрессивные импульсы, то в дальнейшем это грозит преимущественной ориентацией на сверстников – в подростковом возрасте и склонностью к разгульному поведению – в юношеском возрасте20.
Исследователи выделяют еще один эмоциональный комплекс, на котором нам необходимо остановиться – это детские страхи. Величайший страх дети испытывают, когда им кажется, что родители их не любят. Л.Д.Лебедева рекомендует никогда не угрожать ребенку, и не пугать его тем, что они бросят его, ни понарошку, ни всерьез не говорить, что они его оставят.
Достаточно часто детство детей из девиантных семей, по мнению исследователя, сопровождается переживанием чувства вины и страх. Сознательно или бессознательно родители часто могут пробуждать в детях чувство вины. К примеру, если ребенок нарушает правила поведения в обществе (или некий моральный запрет), родители часто делают ему выговор. Однако если ребенку делают постоянные упреки по поводу его нехороших мыслей или отрицательных чувств, он будет ощущать гораздо большую тревогу и вину, чем нужно21.
Также бессознательно родители могут породить в душе ребенка чувство вины, пускаясь в многословные и бесполезные выговоры и жесткую критику. Ошибкой многих современных родителей, является вера, что ребенку нужно все многократно объяснять, даже если проблема сложна для восприятия ребенка, а сам ребенок весьма мал. Дети начинают проявлять строптивость и негативизм, когда ему не предоставляют возможности заниматься тем, что он согласно своему возрасту уже могут делать (то, с чем он могут уже вполне справляться и способны нести ответственность). Реакцией на запрет неизбежно являются досада, гнев и злость.
Многие родители не имеют представления о необходимости формирования новообразований дошкольников, и о формировании новых навыков и умений. Поэтому, многие умения и навыки детей формируются не благодаря родителям, вопреки их запретам. Самостоятельно малышам трудно приобрести необходимые навыки и умения. Конечно, дошкольники медленно завязывают на ботинках шнурки, не так застегивают пуговицы пальто, не на ту ногу надевают сапоги, с трудом отвинчивают крышку банки, не так поворачивают дверную ручку и т.д.
Такие ситуации часто вызывает недовольство и раздражение родителей. Психологи советуют родителям набраться терпения и не требовать от ребенка немедленных результатов. Крайне неблагоприятными для развития эмоциональной сферы ребенка, по мнению О.А. Карабановой, являются ребенка семейные конфликты. Когда родители ссорятся, дети испытывают одновременно чувство вины и тревогу: тревогу потому, что семейному союзу что-то угрожает, а вину из-за своей реальной (или выдуманной) роли в семейных неурядицах. Дети часто считают, что их поведение, и они сами, являются основной причиной домашних ссор. О.А.Карабанова отмечает, что часто родители совершенно неразумно, оспаривают в угоду своим амбициям друг у друга любовь ребенка, его расположение, часто прибегают к непедагогичным средствам воздействия - к задабриванию, лести, ко лжи, манипуляциям.
В свою очередь, дети также с раннего детства привыкают ответному манипулированию, привыкают эксплуатировать родительские чувства, применяют для шантажа истерики, сплетничают. В результате манипулятивных взаимоотношений, деформируется не только эмоционально – аффективная сфера, но и нравственная сфера ребенка22.
Таким образом, в результате неблагоприятного воздействия среды, которая окружает ребенка, формируется со многими комплексами - неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный, нерешительный, несамостоятельный, нередко инфантильный, повышенно внушаемый ребенок.
1.3. Методы психологической диагностики и принципы коррекции эмоциональных комплексов дошкольников
Существует большое количество методов психологической диагностики эмоциональной сферы ребенка. Так, Е.П. Макарова разработала следующие параметры диагностики:
- адекватна реакция на различные явления окружающей среды;
- дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
- широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность в зыке.
Исходя из этого, в условиях детского дошкольного учреждения она рекомендует использовать следующие методики диагностики эмоционального развития и наличия эмоциональных комплексов в развитии детей. Это – наблюдение, анкетирование родителей, проективные рисуночные тесты, эксперимент.
Примерный алгоритм проведения практически всех методик заключается в следующем. Перед началом работы считается необходимым проинформировать родителей о сути диагностичеcкой работы, а затем, о поcледующих этапах работы после консультирования, и о сути и необходимости коррекционной работы. Рекомендуется предупредить их о том, что их вмешательство допускается только в случае обращения к ним терапевта.
Уже первый – диагностико - коррекционный этап дает весьма содержательный материал для индивидуальной консультации родителей. Присутствие или отсутствие родителей на последующих этапах определяется обоюдным желанием ребенка и родителя.
На первом этапе работы ребенка просят нарисовать любой персонаж (например, несуществующее животное, ни в коем случае не персонаж мультфильма или сказки), а затем рассказать о его образе жизни. Выявляются "друзья" персонажа. Это необходимо для последующего позитивного позитивного якорения. Определяются "враги" или персонажи, вызывающие негативные чувства, что является "входом" в эмоциональную проблему ребенка. Таким же "входом" может оказаться изображение дискомфортной среды, в которой действует персонаж.
Далее, в работе используется принцип "режиссера фильма", т.е. ребенок является единственным творцом создаваемой истории
, терапевт может только предлагать варианты развития сюжета, которые ребенок может принимать или не принимать. "Фильм" можно "прокручивать" назад и создавать альтернативный сюжет, если первоначальная сюжетная линия оказалась слишком деструктивной или зашла в тупик23.
Поскольку ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать эмоциональные процессы ребенка, по мнению В.И. Дубровиной, целесообразнее через дидактическую игру. Дидактика это составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Дидактическая игра – это обучающая игра, в ней обязательно будут образовательные задачи, однако она все же должна оставаться игрой. Как правило, дидактическая игра осуществляется во взаимодействия воспитателя и ребенка, и управляются взрослым. В условиях дидактической игры дети лучше сосредотачиваются, легче переживают и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Для ознакомления детей с чувственным и предметным миром условно выделяются три группы дидактических игр:
Игры, направленные на получение информации о свойствах предметного мира, его отношениях (направлены на рассмотрение предмета с трех позиций: предмет как таковой, предмет как результат действия взрослого, предмет как творение человеческой мысли). Целями этих игр является обогащение эмоционального опыта детей сведениями об окружающих предметах.
К играм первой группы относятся игры-раскладки. Они направлены на формирование умения определять, к какому миру относится предмет. Игры-определения, позволяют определить способ использования предметов. Игры-описания развивают умения описывать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина), действиям. Игры-турне и т.д.; игры-путешествия также позволяют описывать переживаемые эмоции и чувства. Они позволяют раскрывать удивительный и многообразный предметный мир24.
При реализации игр основной задачей является – формирование у детей внимания к слову, его точному и образному употреблению.
Создаются условия для речевой практики детей, пополнения и активизации словаря словами разных частей речи, что позволит затем ребенку использовать слова, описывающие разнообразие чувств и эмоций.
Формируются и практические навыки - умение быстро выбрать из своего словарного запаса наиболее точное,
подходящее и яркое слово, составить предложение, различать оттенки в значении слов.
Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также контакт со сверстниками замкнутых детей, подверженных тревожности.
Ребенок научается самостоятельно действовать с предметами, а значит, начинает осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывать целые сюжеты, в которых главное – отражение отношений между людьми. Далее, выполняя сюжетные рисунки, ребенок учится составлять связный рассказ, описывать эмоциональные состояния и настроения своих нарисованных героев.
Коррекционная работа с применением рисунка может быть проведена с любым количеством детей. Негативных последствий применения данной методики на исследуемой выборке детей не выявлено.
Перед коррекционной работой проводится с ребенком диагностическая беседа, в процессе которой рекомендуется задавать ребенку следующие вопросы.
1. На стадии контакта: Хочешь порисовать? Что ты будешь рисовать?..
После того, как ребенок освоился в кабинете и с рисованием в присутствии психолога: Ты придешь ко мне еще? А давай с тобой в следующий раз придумаем сказку (фильм)? И ты будешь самый главный сказочник! Как ты скажешь - так и будет в твоей сказке!
2. На стадии коррекционно- диагностической (обычно через несколько дней после первой встречи), до начала совместного рисования и для "разогрева" можно использовать модифицированный тест Люшера. Можно попросить ребенка проранжировать свои цветные карандаши (фломастеры) по степени привлекательности. Каждым карандашом ребенок рисует последовательно кружок в верхней части рисунка.
3. Затем, если уже удалось выйти на позитивные переживания в ходе развития сюжета, работу можно завершать. Например, Змей – Горыныч превратился в вазу с цветами, доброго мальчика и т.п. Можно сказать: Ну, теперь у них все хорошо. И что же они стали делать? (Играть, резвиться и т.д.).
Рекомендуется в конце каждого занятия (обычно длится 30-60 минут), в зависимости от возможностей ребенка, при этом, если психолог чувствует, что ребенок переутомляется, а конца работе не видно, завершать развитие сюжета на промежуточном этапе.
Е.Л. Яковлева подчеркивает, что описать четкий алгоритм работы психолога не удается, поскольку каждая новая сессия может быть совершенно не похожей на другие. Однако, вопросы, наиболее часто задаваемые психологом ребенку, должны быть одинаковыми.