Файл: 1 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретический анализ психолого-педагогических проблем развития эмоциональной сферы детей СТАРШЕГО дошкольного возраста

1.1. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников

1.2. Факторы возникновения и особенности проявления эмоциональных комплексов детей дошкольного возраста

1.3. Методы психологической диагностики и принципы коррекции эмоциональных комплексов дошкольников

2. Результаты экспериментальной работы по коррекции эмоциональных комплексов детей СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1.Организация эмпирического исследования, описание выборки детей

2.2. Результаты исследования эмоциональных комплексов дошкольников

2.3. Проведение формирующего эксперимента по коррекции эмоциональных комплексов детей 5-6 лет и оценка ее эффективности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Заключение



В ходе анализа теоретических и практических работ по теме исследования было были решены ряд теоретических задач.

Анализ источников по теме исследования показал, что эмоции очень важны в развитии дошкольников, и помогают им не только воспринимать действительность, но и адекватно реагировать на нее. Анализ работ ученых показал, что эмоции и чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, и придают им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах и во всем поведении.

Было констатировано, что эмоции и чувства ребенка проявляясь в поведении, информируют взрослого о том, что ребёнку нравится, сердит или огорчает его.

Однако, как выявилось, в результате неблагоприятного воздействия среды, которая окружает ребенка, формируются многие эмоциональные комплексы детей - неуверенность в себе, склонность к сомнениям и колебаниям, робость, тревожность, нерешительность, несамостоятельность, нередко инфантильность, повышенная внушаемость ребенок.

Таким образом, было установлено, что исследователи, суммируя все проявляемые ребенком негативные эмоции, обозначили их в целом понятием «эмоциональные комплексы».

Согласно рекомендациям исследователей, эмоциональные комплексы ребенка следует cвоевременно корректировать еще в условиях детского дошкольного учреждения, и для коррекции рекомендуется сначала использовать методики диагностики эмоционального развития и наличия эмоциональных комплексов в развитии детей (наблюдение, анкетирование родителей, проективные рисуночные тесты, эксперимент).

Далее, согласно исследованиям ученых с учетом выявленных страхов рекомендуется для коррекции применять арттерапевтические методы – игровую терапию, сказкотерапию и рисуночные методы.

У современных дошкольников чаще всего наблюдаются поведенческие особенности и нарушения – гиперактивность, гневливость, агрессивность, драчливость, тревожность, страхи и др. нарушения аффективной сферы ребенка.


Как считают психологи, эти проявления встречаются у большинства детей, и как правило к 10 годам нивелируются полностью при помощи.

Выявлено, что во многих случаях можно говорить не об одной эмоции страха или тревожности, а о целом их комплексе, который охватывает сознание ребенка практически целиком и тем самым предопределяет его поведение и деятельность, зачастую весьма неэффективно.

Исследователями отмечается, что практически всегда дети с эмоциональными комплексами не могут адекватно адаптироваться и в дошкольной образовательной среде, и в среде сверстников, у них затрудняется формирование целого арсенала психологических средств для дальнейшей успешной учебной деятельности - формирование произвольности, развитии других сфер личности.

На сегодняшний день, конечно же, проводились исследования эмоциональных комплексов детей дошкольного возраста и возможностей профилактики формирования, однако работ по коррекции этих комплексов с применением рисунка пока еще не достаточно.

В ходе работы было определено понятие - эмоциональный комплекс, под которым понимается сочетание базовых неблагоприятных эмоциональных состояний дошкольников, способствующих нарушению поведения, дезорганизации продуктивной деятельности.

Было выявлено, что в решении коррекционных задач большая роль принадлежит арттерапии, однако предполагалось, что дидактические игры c применением рисунков в коррекции детских страхов и неблагоприятных эмоциональных состояний будет наиболее эффективной.

В работе над темой – была определена проблема исследования, которая заключалась в том, что ребенок в силу возраста, еще не способен осознавать причины и содержание своих страхов, а совместный с взрослым анализ рисунков, позволяет взрослому выявлять неблагоприятные психические состояния, и успешно корректировать их при помощи рисунков.

Исходя из этой проблемы, цель исследования заключалась в изучении возможностей коррекции эмоциональных комплексов детей старшего дошкольного возраста, с применением дидактических игр через рисование.

Предполагалось, что дидактические игры с использованием рисования позволяют снизить уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста



Далее, в ходе исследования исходя из анализа психолого-педагогических исследований по проблеме эмоционального развития и развития эмоциональных комплексов дошкольников, были подобраны психодиагностические методики.

Для проведении эмпирического исследования и достижения цели исследования, была взята выборка детей старшего дошкольного возраста и запланирована исследовательская диагностико – коррекционная работа.

В ходе решении практических задач, в ходе эмпирического исследования, были выявлены у некоторой части дошкольников проявления компонентов эмоциональных комплексов (страхов и тревожности).

С учетом полученных результатов была разработана комплексная коррекционная программа, основной акцент делался на дидактические игры с использованием рисования.

Для проверки возможности коррекции страхов и тревожности вся выборка детей была разделена на две группы – контрольную и экспериментальную. С детьми контрольной группы была проведена коррекционная работа.

После коррекционной работы была проведена повторная диагностика с детьми и контрольной и экспериментальной групп. Применялись те же методики. Полученные результаты до и после коррекционной работы мы сравнили с применением U- критерия Манна – Уитни.

Результаты статистического анализа показали, что проведенная коррекционная работа была эффективной. У детей экспериментальной группы снизились страхи и тревожность, улучшилось эмоциональное состояние, повысились у родителей воспитательские умения.

Таким образом, цель исследования достигнута - проведенная с помощью дидактических игр с использованием рисования была целесообразной и эффективной. Гипотеза исследования полностью подтвердилась.


Глоссарий




Понятие

Содержание понятия

1

Активность

всеобщая характеристика живых существ; свойство психики; свойство личности. Активность ребенка неразрывно связана с тренировкой, развитием саморегуляции. Активность и ее саморегуляцию относят к значимым внутренним условиям одаренности (Н. С. Лейтес).

2

Амплификация детского развития

(от лат. amplificatio—распространение, увеличение) — обогащение, максимальное развертывание тех ценных качеств, по отношению к которым данный возраст наиболее благоприятен, восприимчив. Амплификация предполагает развитие ребенка преимущественно в «специфически детских» видах деятельности (А. В. Запорожец).

3

Аффект

от лат. affectus— душевное волнение, страсть): 1) в узком смысле — сильное, бурно протекающее и относительно кратковременное эмоциональное состояние, не подконтрольное сознанию и возникающее в критических условиях при неспособности найти адекватный выход из неожиданно возникшей ситуации;

4

Ведущая деятельность

вид деятельности, который обусловливает важнейшие изменения в психике, возникновение новообразований на стадии ее развития; каждый возраст характеризуется своим ведущим видом деятельности. В младенческом возрасте им является непосредственное эмоционально-личностное общение, в раннем — предметно-орудийная деятельность, в дошкольном — игровая, в младшем школьном — учебная, в подростковом — интимноличностное общение со сверстниками, в старшем школьном, в юношеском — учебно-профессиональная деятельность (по Д. Б. Эльконину).

5

Возраст сензитивный

период, наиболее благоприятный для эффективного развития конкретных психических функций, особо чувствительный к определенному типу воздействия окружающей среды.

6

Восприятие

психический познавательный процесс, представляющий собой отражение в сознании предметов и явлений материального мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

7

Гуманистическая психология

одно из направлений современной психологической науки, признающее своим главным предметом целостную личность в процессе ее саморазвития. Согласно концепции, разработанной представителями гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Ш. Бюллер и др.), главное в личности — ее устремленность в будущее, к личностному росту и самосовершенствованию, к свободной реализации своих возможностей, особенно творческих.

8

Депривация

психическое состояние, возникающее в таких жизненных ситуациях, где человеку не предоставляется возможность для удовлетворения значимых для него потребностей в достаточной мере и достаточно долгое время. Д. характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушении социальных контактов.

9

Диалогическое общение

общение, основанное на безусловном внутреннем принятии друг друга как ценностей самих по себе и ориентированное на неповторимость каждого из партнеров общения. Д. о. эффективно для взаимопонимания, установления доброжелательных взаимоотношений.

10

Застенчивость

черта личности, характеризующая излишнюю скромность, недооценку человеком своих способностей и достоинств, отрицательно влияющая на эмоциональное самочувствие и общение с людьми.

11

Зона ближайшего (потенциального) развития 

область не созревших, но созревающих процессов; определяется теми возможностями воспитанника, которые он сам в настоящий период реализовать еще не может, но которые благодаря сотрудничеству со взрослыми (или более старшим сверстником) будут его собственным достоянием в ближайший период.

12

Игра

вид непродуктивной деятельности, основной мотив которой заключен не в результате, не в получении утилитарных вещей, а в самом процессе; в дошкольном детстве она приобретает статус ведущей деятельности. Развитие игровой деятельности дошкольника во многом определяется взаимодействующими с ними взрослыми (родителями, педагогами). Важно отношение их к игре не как к объекту управления, а как к условию развития ребенка, его творчества

13

Идентификация

(от лат. identufucare — отождествлять) — опознание чего-либо, кого-либо в процессе сопоставления, сличения одного объекта с другим; уподобление, процесс неосознанного отождествления себя с другим человеком, группой либо образцом; как механизм межличностного познания И. предполагает перенесение себя в пространство и время другого человека.

14

Игровая позиция

качество личности, значимое для игровой деятельности; особое отношение взрослого (родителя, педагога) к детям, выражаемое с помощью игровых приемов; облегчает включение в детскую игру, позволяет взрослому посредством общения оказывать позитивное влияние на ее развитие. Игровая позиция педагога значима и для установления атмосферы доверительности.

15

Индивид

(от лат. ind.ividu.um — «неделимое») — человек как единичное природное существо, представитель, продукт фило- и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных, прежде всего биологически обусловленных, черт.

16

Индивидуальность

своеобразие человека как индивида и личности; неповторимость сочетания качеств ребенка (взрослого). Индивидуальность проявляется во внешнем облике человека, выразительности его движений, в особенностях протекания психических процессов и состояний, в чертах характера, свойствах темперамента, специфике интересов, потребностей, способностях, одаренности.

17

Индивидуальный подход

психолого-педагогический принцип, предполагающий учет в воспитательно-образовательном процессе индивидуальных и личностных особенностей воспитуемого (обучаемого), успешности его деятельности, ее стиля, условий жизни. И. п. к ребенку (его родителям) — важное условие гуманизации педагогического процесса в дошкольном учреждении (школе); он характерен для педагога с личностно ориентированной моделью поведения.

18

Интеллект

(от лат. intellectus — понимание, познание) — совокупность всех познавательных процессов индивида (ощущений, восприятия, представления, памяти, воображения, мышления); общая способность к познанию, решению проблем, связанная с успешностью в любой деятельности.

19

Климат социаль но-психологичес кий 

(от гр. klima — наклон) — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и развитию личности в группе.

20

Компетентность

Компетентность (от лат. competens — соответствующий, способный) индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии; сочетание психических качеств, психического состояния, позволяющее действовать ответственно и самостоятельно.

21

Коррекция

(от лат. correctio — исправление) психологическая — психолого-педагогическое воздействие на психику отдельного человека или на социально-психологическое состояние группы (детского общества) с целью предотвращения или ослабления недостатков в развитии личности (группы).

22

Кризис возрастной

переходный этап от одного периода возрастного развития к другому, характеризующийся интенсивными качествами, системными изменениями социальных отношений, деятельности и психической организации человека.

23

Личностная среда

компоненты социальной среды, с которыми человек непосредственно взаимодействует и которые в наибольшей степени вызывают у него эмоциональные переживания. В личностной микросреде ребенка прежде всего входят люди, с которыми он общается «лицом к лицу» (отец, мать, прародители, братья и сестры, педагог, сверстники), непосредственное взаимодействие с которыми особо значимо для развития его личности.

24

Мотив

внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл.

25

Мышление

психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. По преобладающим способам и психическим процессам, включенным в мышление, различают: наглядно-действенное мышление.

26

Общение

сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и коммуникации. О. осуществляется посредством вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) средств. К последним относятся мимика, жесты, взгляд, поза, интонации голоса, пространственная организация общения и др.

27

Онтогенез

индивидуальное развитие организма на протяжении его жизни.

28

Предметная деятельность

деятельность, в процессе которой человек открывает общественно-выработанное назначение предметов и способы их применения.

29

Психика

(от греч. psychikos— душа) — свойство высокоорганизованной материи — мозга, выполняющее ориентирующие, контролирующие, приспособительные, побуждающие и смыслообразующие функции в поведении и деятельности.

30

Психодиагностика

(от греч. Psyche— душа и diagnostkos — способный распознать) — область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, межличностного взаимодействия.

31

Психотерапия

(от греч. psych— душа и therapia— уход, лечение) — комплексное вербальное и невербальное лечебное воздействие на человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

32

Эмоциональные комплексы

это сочетание базовых неблагоприятных эмоциональных состояний дошкольников, способствующих нарушению поведения, дезорганизации продуктивной деятельности.

Список сокращений

МДОУ – Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.

ДШИ – детская школа искусств.