Файл: 1 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников 6.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 177
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников
1.3. Методы психологической диагностики и принципы коррекции эмоциональных комплексов дошкольников
2.1.Организация эмпирического исследования, описание выборки детей
2.2. Результаты исследования эмоциональных комплексов дошкольников
Рис. 3 - Показатели проявлений и факторов эмоциональных комплексов детей контрольной группы до и после эксперимента
Показатели диагностики детей экспериментальной группы до и после коррекционной работы представлены в приложении 2, в таблице 6 и на рисунке 5.
Результаты в таблице показывают, что показатели по всем исследуемым характеристика у детей экспериментальной группы изменились.
Таблица 5 - Результаты исследования проявлений и факторов эмоциональных комплексов детей экспериментальной группы контрольной группы до и после эксперимента
№ | Уровни | Страхи | Тревожность | Родительск компетентность | Эмоциональное состояние | ||||
до | после | до | после | до | после | до | после | ||
1 | Высокий | 40% | 0% | 50% | 10% | 20% | 70% | 20% | 40% |
2 | Средний | 50% | 40% | 40% | 30% | 40% | 30% | 30% | 50% |
3 | Низкий | 10% | 60% | 10% | 60% | 40% | 0% | 50% | 10% |
Рис. 4 - Показатели проявлений и факторов эмоциональных комплексов детей экспериментальной группы контрольной группы до и после эксперимента
Возможные изменения показателей развития страхов, тревожности, улучшение или ухудшение эмоционального состояния детей, а также особенности развития воспитательских умений родителей по экспериментальной и контрольной группам детей мы устанавливали с применением критерия U Манна-Уитни. Результаты расчетов представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Показатели динамики в коррекции эмоциональной сферы детей контрольной группы до и после экспериментального воздействия
Исследуемые параметры | Эмпирическое значение критерия U | Уровень значимости | Сумма рангов «до» | Сумма рангов «после» | Вывод о значимости различий |
страхи | 45,4 | 0,722 | 100,5 | 109,5 | нет |
тревожность | 46,5 | 0,785 | 101,5 | 108,5 | нет |
родительская компетентность | 40,0 | 0,439 | 95 | 115 | нет |
эмоциональное состояние | 29,5 | 0,098 | 84,5 | 125,5 | нет |
Из представленных в таблицах результатов видно:
- в контрольной группе по результатам измерений показателей до и после экспериментальной работы (с этой группой коррекционная работа не проводилась) - значимых отличий не выявлено ни по каким измеряемым показателям.
В экспериментальной группе, с которой была проведена коррекционная работа - выявлена значимая разница между показателями страхов, тревожности, эмоционального состояния и воспитательских умений родителей до и после экспериментального воздействия по всем исследуемым показателям.
Далее, для установления общего направления сдвига (динамики) исследуемых показателей в обеих группах, нами был применен критерий G – критерий знаков. Он позволяет установить, в какую сторону в выборке в целом происходят изменения – в сторону улучшения или ухудшения (усиления – ослабления).
Результаты анализа данных, полученных по критерию G в экспериментальной группе, представлены в таблице 7. Результаты контрольной группы представлены в таблице 8.
Таблица 7 - Показатели качественного анализа динамики исследуемых параметров эмоциональных комплексов по экспериментальной группе
Исследуемые параметры | Кол-во «-» сдвигов | Кол-во «+» сдвигов | Кол-во «0» сдвигов | Уровень значимости | Вывод |
страхи | 0 | 10 | 0 | 0,002 | Значимый сдвиг |
тревожность | 0 | 10 | 0 | 0,002 | Значимый сдвиг |
родительская компетентность | 0 | 10 | 0 | 0,002 | Значимый сдвиг |
эмоциональное состояние | 0 | 10 | 0 | 0,002 | Значимый сдвиг |
В экспериментальной группе по всем корректируемым параметрам (страхи, тревожность, родительская компетентность и эмоциональное состояние) наблюдается значимый сдвиг.
Таблица 8 - Показатели качественного анализа динамики исследуемых параметров эмоциональных комплексов в контрольной группе
Исследуемые параметры | Кол-во «-» сдвигов | Кол-во «+» сдвигов | Кол-во «0» сдвигов | Уровень значимости | Вывод |
страхи | 2 | 3 | 5 | 1,0 | Не значимо |
тревожность | 2 | 4 | 4 | 0,687 | Не значимо |
родительская компетентность | 0 | 6 | 4 | 0,031 | Значимый сдвиг при 5% уровне значимости |
эмоциональное состояние | 1 | 7 | 2 | 0,070 | Не значимо |
В контрольной группе сдвиги не значимые, только по родительской компетентности 5% уровень значимости.
Проведенные расчеты позволяют сделать выводы:
-
По направлению сдвига в экспериментальной группе значимо преобладают положительные сдвиги по всем изучаемым нами параметрам. -
В контрольной группе значимое преобладание положительных сдвигов (на 5% уровне значимости) выявлено только в родительской компетентности. По остальным показателям преобладание положительных или отрицательных сдвигов не выявлено.
Для уточнения полученных по экспериментальной группе положительных результатов, мы применили критерий Т – критерий Вилкоксона. Он применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых, позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. Сопоставляются выраженность сдвигов в том и ином направлении по абсолютной величине, сначала ранжируются все абсолютные величины сдвигов, а потом суммируются ранги. Если интенсивность сдвига в одном направлении перевешивает, то сумма рангов абсолютных значений в противоположную сторону будет значительно ниже. Результаты анализа данных, полученных в экспериментальной группе, представлены в таблице 9, а данные полученные в контрольной группе в таблице 10.
Таблица 10 - Показатели сдвигов исследуемых параметров эмоциональных комплексов в экспериментальной группе
Исследуемые параметры | Значение критерия Т | Уровень значимости | Вывод о значимости |
страхи | 2,820 | 0,005 | значимо |
тревожность | 2,829 | 0,005 | значимо |
родительская компетентность | 2,825 | 0,005 | значимо |
эмоц. состояние | 2,814 | 0,005 | значимо |
В экспериментальной группе по всем показателям наблюдаются значимые сдвиги.
Таблица 10 - Показатели сдвигов исследуемых параметров эмоциональных комплексов в контрольной группе
Исследуемые параметры | Значение критерия Т | Уровень значимости | Вывод о значимости |
страхи | 0,707 | 0,480 | Не значимо |
тревожность | 0,816 | 0,414 | Не значимо |
родительская компетентность | 0,302 | 0,763 | Не значимо |
эмоциональное состояние | 2,271 | 0,023 | Значимо при 5% уровне значимости |
В результате расчетов можно сделать выводы:
Изменения (сдвиги) показателей эмоциональных комплексов в экспериментальной группе по всем критериям значимы (произошли изменения в сторону улучшения), что позволяет нам судить о том, что проведенная экспериментальна работа по коррекции эмоциональных комплексов дошкольников с применением дидактических игр и рисуночной терапии была эффективной.
В контрольной группе, с которой формирующая и развивающая работа не проводилась, не значимые сдвиги выявлены только в уровне эмоционального состояния. Это можно объяснить тем, что интенсивность развития в этом возрасте высокая, поэтому у некоторых детей все же наблюдаются изменения в уровне этих показателей.
Выводы по 2 главе
-
В результате проведенной коррекционно - формирующей работы выявлена положительная динамика показателей эмоциональных комплексов – страхи, тревожность у детей экспериментальной группы существенно снизились, повысилась родительская компетентность, улучшилось эмоциональное состояние детей. Связано это с активной работой над целенаправленным формированием эмоциональной сферы детей. -
Сдвиги в экспериментальной группе по всем критериям значимы и положительные, что позволяет судить о том, что проведенная экспериментальна работа по коррекции эмоциональных комплексов дошкольников с применением рисуночной терапии была эффективной.
В контрольной группе, с которой формирующая и развивающая работа не проводилась, выявлены не значимые сдвиги только в уровне эмоционального состояния.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что занятия по коррекции эмоциональных комплексов дошкольников с применением рисуночной терапии способствуют снятию и преодолению эмоциональных комплексов.