Файл: 1 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретический анализ психолого-педагогических проблем развития эмоциональной сферы детей СТАРШЕГО дошкольного возраста

1.1. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников

1.2. Факторы возникновения и особенности проявления эмоциональных комплексов детей дошкольного возраста

1.3. Методы психологической диагностики и принципы коррекции эмоциональных комплексов дошкольников

2. Результаты экспериментальной работы по коррекции эмоциональных комплексов детей СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1.Организация эмпирического исследования, описание выборки детей

2.2. Результаты исследования эмоциональных комплексов дошкольников

2.3. Проведение формирующего эксперимента по коррекции эмоциональных комплексов детей 5-6 лет и оценка ее эффективности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников




Рис. 3 - Показатели проявлений и факторов эмоциональных комплексов детей контрольной группы до и после эксперимента

Показатели диагностики детей экспериментальной группы до и после коррекционной работы представлены в приложении 2, в таблице 6 и на рисунке 5.

Результаты в таблице показывают, что показатели по всем исследуемым характеристика у детей экспериментальной группы изменились.


Таблица 5 - Результаты исследования проявлений и факторов эмоциональных комплексов детей экспериментальной группы контрольной группы до и после эксперимента



Уровни

Страхи

Тревожность

Родительск компетентность

Эмоциональное состояние

до

после

до

после

до

после

до

после

1

Высокий

40%

0%

50%

10%

20%

70%

20%

40%

2

Средний

50%

40%

40%

30%

40%

30%

30%

50%

3

Низкий

10%

60%

10%

60%

40%

0%

50%

10%





Рис. 4 - Показатели проявлений и факторов эмоциональных комплексов детей экспериментальной группы контрольной группы до и после эксперимента

Возможные изменения показателей развития страхов, тревожности, улучшение или ухудшение эмоционального состояния детей, а также особенности развития воспитательских умений родителей по экспериментальной и контрольной группам детей мы устанавливали с применением критерия U Манна-Уитни. Результаты расчетов представлены в таблице 6.


Таблица 6 - Показатели динамики в коррекции эмоциональной сферы детей контрольной группы до и после экспериментального воздействия

Исследуемые параметры

Эмпирическое значение критерия U

Уровень значимости

Сумма рангов «до»

Сумма рангов «после»

Вывод о значимости различий

страхи

45,4

0,722

100,5

109,5

нет

тревожность

46,5

0,785

101,5

108,5

нет

родительская компетентность

40,0

0,439

95

115

нет

эмоциональное состояние

29,5

0,098

84,5

125,5

нет


Из представленных в таблицах результатов видно:

- в контрольной группе по результатам измерений показателей до и после экспериментальной работы (с этой группой коррекционная работа не проводилась) - значимых отличий не выявлено ни по каким измеряемым показателям.

В экспериментальной группе, с которой была проведена коррекционная работа - выявлена значимая разница между показателями страхов, тревожности, эмоционального состояния и воспитательских умений родителей до и после экспериментального воздействия по всем исследуемым показателям.

Далее, для установления общего направления сдвига (динамики) исследуемых показателей в обеих группах, нами был применен критерий G – критерий знаков. Он позволяет установить, в какую сторону в выборке в целом происходят изменения – в сторону улучшения или ухудшения (усиления – ослабления).

Результаты анализа данных, полученных по критерию G в экспериментальной группе, представлены в таблице 7. Результаты контрольной группы представлены в таблице 8.

Таблица 7 - Показатели качественного анализа динамики исследуемых параметров эмоциональных комплексов по экспериментальной группе

Исследуемые параметры

Кол-во

«-»

сдвигов

Кол-во

«+»

сдвигов

Кол-во

«0»

сдвигов

Уровень значимости

Вывод

страхи

0

10

0

0,002

Значимый сдвиг

тревожность

0

10

0

0,002

Значимый сдвиг

родительская компетентность

0

10

0

0,002

Значимый сдвиг

эмоциональное состояние

0

10

0

0,002

Значимый сдвиг


В экспериментальной группе по всем корректируемым параметрам (страхи, тревожность, родительская компетентность и эмоциональное состояние) наблюдается значимый сдвиг.

Таблица 8 - Показатели качественного анализа динамики исследуемых параметров эмоциональных комплексов в контрольной группе

Исследуемые параметры

Кол-во

«-»

сдвигов

Кол-во

«+»

сдвигов

Кол-во

«0»

сдвигов

Уровень значимости

Вывод

страхи

2

3

5

1,0

Не значимо

тревожность

2

4

4

0,687

Не значимо

родительская компетентность

0

6

4

0,031

Значимый сдвиг при 5% уровне значимости

эмоциональное состояние

1

7

2

0,070

Не значимо

В контрольной группе сдвиги не значимые, только по родительской компетентности 5% уровень значимости.

Проведенные расчеты позволяют сделать выводы:

  1. По направлению сдвига в экспериментальной группе значимо преобладают положительные сдвиги по всем изучаемым нами параметрам.

  2. В контрольной группе значимое преобладание положительных сдвигов (на 5% уровне значимости) выявлено только в родительской компетентности. По остальным показателям преобладание положительных или отрицательных сдвигов не выявлено.

Для уточнения полученных по экспериментальной группе положительных результатов, мы применили критерий Т – критерий Вилкоксона. Он применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых, позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. Сопоставляются выраженность сдвигов в том и ином направлении по абсолютной величине, сначала ранжируются все абсолютные величины сдвигов, а потом суммируются ранги. Если интенсивность сдвига в одном направлении перевешивает, то сумма рангов абсолютных значений в противоположную сторону будет значительно ниже. Результаты анализа данных, полученных в экспериментальной группе, представлены в таблице 9, а данные полученные в контрольной группе в таблице 10.


Таблица 10 - Показатели сдвигов исследуемых параметров эмоциональных комплексов в экспериментальной группе

Исследуемые параметры

Значение критерия Т

Уровень значимости

Вывод о значимости

страхи

2,820

0,005

значимо

тревожность

2,829

0,005

значимо

родительская компетентность

2,825

0,005

значимо

эмоц. состояние

2,814

0,005

значимо

В экспериментальной группе по всем показателям наблюдаются значимые сдвиги.

Таблица 10 - Показатели сдвигов исследуемых параметров эмоциональных комплексов в контрольной группе

Исследуемые параметры

Значение

критерия Т

Уровень значимости

Вывод о значимости

страхи

0,707

0,480

Не значимо

тревожность

0,816

0,414

Не значимо

родительская компетентность

0,302

0,763

Не значимо

эмоциональное состояние

2,271

0,023

Значимо при 5% уровне значимости


В результате расчетов можно сделать выводы:

Изменения (сдвиги) показателей эмоциональных комплексов в экспериментальной группе по всем критериям значимы (произошли изменения в сторону улучшения), что позволяет нам судить о том, что проведенная экспериментальна работа по коррекции эмоциональных комплексов дошкольников с применением дидактических игр и рисуночной терапии была эффективной.

В контрольной группе, с которой формирующая и развивающая работа не проводилась, не значимые сдвиги выявлены только в уровне эмоционального состояния. Это можно объяснить тем, что интенсивность развития в этом возрасте высокая, поэтому у некоторых детей все же наблюдаются изменения в уровне этих показателей.


Выводы по 2 главе

  1. В результате проведенной коррекционно - формирующей работы выявлена положительная динамика показателей эмоциональных комплексов – страхи, тревожность у детей экспериментальной группы существенно снизились, повысилась родительская компетентность, улучшилось эмоциональное состояние детей. Связано это с активной работой над целенаправленным формированием эмоциональной сферы детей.

  2. Сдвиги в экспериментальной группе по всем критериям значимы и положительные, что позволяет судить о том, что проведенная экспериментальна работа по коррекции эмоциональных комплексов дошкольников с применением рисуночной терапии была эффективной.

В контрольной группе, с которой формирующая и развивающая работа не проводилась, выявлены не значимые сдвиги только в уровне эмоционального состояния.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что занятия по коррекции эмоциональных комплексов дошкольников с применением рисуночной терапии способствуют снятию и преодолению эмоциональных комплексов.