Файл: 1 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников 6.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 181
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников
1.3. Методы психологической диагностики и принципы коррекции эмоциональных комплексов дошкольников
2.1.Организация эмпирического исследования, описание выборки детей
2.2. Результаты исследования эмоциональных комплексов дошкольников
Заключение
В ходе анализа теоретических и практических работ по теме исследования было были решены ряд теоретических задач.
Анализ источников по теме исследования показал, что эмоции очень важны в развитии дошкольников, и помогают им не только воспринимать действительность, но и адекватно реагировать на нее. Анализ работ ученых показал, что эмоции и чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, и придают им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах и во всем поведении.
Было констатировано, что эмоции и чувства ребенка проявляясь в поведении, информируют взрослого о том, что ребёнку нравится, сердит или огорчает его.
Однако, как выявилось, в результате неблагоприятного воздействия среды, которая окружает ребенка, формируются многие эмоциональные комплексы детей - неуверенность в себе, склонность к сомнениям и колебаниям, робость, тревожность, нерешительность, несамостоятельность, нередко инфантильность, повышенная внушаемость ребенок.
Таким образом, было установлено, что исследователи, суммируя все проявляемые ребенком негативные эмоции, обозначили их в целом понятием «эмоциональные комплексы».
Согласно рекомендациям исследователей, эмоциональные комплексы ребенка следует cвоевременно корректировать еще в условиях детского дошкольного учреждения, и для коррекции рекомендуется сначала использовать методики диагностики эмоционального развития и наличия эмоциональных комплексов в развитии детей (наблюдение, анкетирование родителей, проективные рисуночные тесты, эксперимент).
Далее, согласно исследованиям ученых с учетом выявленных страхов рекомендуется для коррекции применять арттерапевтические методы – игровую терапию, сказкотерапию и рисуночные методы.
У современных дошкольников чаще всего наблюдаются поведенческие особенности и нарушения – гиперактивность, гневливость, агрессивность, драчливость, тревожность, страхи и др. нарушения аффективной сферы ребенка.
Как считают психологи, эти проявления встречаются у большинства детей, и как правило к 10 годам нивелируются полностью при помощи.
Выявлено, что во многих случаях можно говорить не об одной эмоции страха или тревожности, а о целом их комплексе, который охватывает сознание ребенка практически целиком и тем самым предопределяет его поведение и деятельность, зачастую весьма неэффективно.
Исследователями отмечается, что практически всегда дети с эмоциональными комплексами не могут адекватно адаптироваться и в дошкольной образовательной среде, и в среде сверстников, у них затрудняется формирование целого арсенала психологических средств для дальнейшей успешной учебной деятельности - формирование произвольности, развитии других сфер личности.
На сегодняшний день, конечно же, проводились исследования эмоциональных комплексов детей дошкольного возраста и возможностей профилактики формирования, однако работ по коррекции этих комплексов с применением рисунка пока еще не достаточно.
В ходе работы было определено понятие - эмоциональный комплекс, под которым понимается сочетание базовых неблагоприятных эмоциональных состояний дошкольников, способствующих нарушению поведения, дезорганизации продуктивной деятельности.
Было выявлено, что в решении коррекционных задач большая роль принадлежит арттерапии, однако предполагалось, что дидактические игры c применением рисунков в коррекции детских страхов и неблагоприятных эмоциональных состояний будет наиболее эффективной.
В работе над темой – была определена проблема исследования, которая заключалась в том, что ребенок в силу возраста, еще не способен осознавать причины и содержание своих страхов, а совместный с взрослым анализ рисунков, позволяет взрослому выявлять неблагоприятные психические состояния, и успешно корректировать их при помощи рисунков.
Исходя из этой проблемы, цель исследования заключалась в изучении возможностей коррекции эмоциональных комплексов детей старшего дошкольного возраста, с применением дидактических игр через рисование.
Предполагалось, что дидактические игры с использованием рисования позволяют снизить уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Далее, в ходе исследования исходя из анализа психолого-педагогических исследований по проблеме эмоционального развития и развития эмоциональных комплексов дошкольников, были подобраны психодиагностические методики.
Для проведении эмпирического исследования и достижения цели исследования, была взята выборка детей старшего дошкольного возраста и запланирована исследовательская диагностико – коррекционная работа.
В ходе решении практических задач, в ходе эмпирического исследования, были выявлены у некоторой части дошкольников проявления компонентов эмоциональных комплексов (страхов и тревожности).
С учетом полученных результатов была разработана комплексная коррекционная программа, основной акцент делался на дидактические игры с использованием рисования.
Для проверки возможности коррекции страхов и тревожности вся выборка детей была разделена на две группы – контрольную и экспериментальную. С детьми контрольной группы была проведена коррекционная работа.
После коррекционной работы была проведена повторная диагностика с детьми и контрольной и экспериментальной групп. Применялись те же методики. Полученные результаты до и после коррекционной работы мы сравнили с применением U- критерия Манна – Уитни.
Результаты статистического анализа показали, что проведенная коррекционная работа была эффективной. У детей экспериментальной группы снизились страхи и тревожность, улучшилось эмоциональное состояние, повысились у родителей воспитательские умения.
Таким образом, цель исследования достигнута - проведенная с помощью дидактических игр с использованием рисования была целесообразной и эффективной. Гипотеза исследования полностью подтвердилась.
Глоссарий
№ | Понятие | Содержание понятия |
1 | Активность | всеобщая характеристика живых существ; свойство психики; свойство личности. Активность ребенка неразрывно связана с тренировкой, развитием саморегуляции. Активность и ее саморегуляцию относят к значимым внутренним условиям одаренности (Н. С. Лейтес). |
2 | Амплификация детского развития | (от лат. amplificatio—распространение, увеличение) — обогащение, максимальное развертывание тех ценных качеств, по отношению к которым данный возраст наиболее благоприятен, восприимчив. Амплификация предполагает развитие ребенка преимущественно в «специфически детских» видах деятельности (А. В. Запорожец). |
3 | Аффект | от лат. affectus— душевное волнение, страсть): 1) в узком смысле — сильное, бурно протекающее и относительно кратковременное эмоциональное состояние, не подконтрольное сознанию и возникающее в критических условиях при неспособности найти адекватный выход из неожиданно возникшей ситуации; |
4 | Ведущая деятельность | вид деятельности, который обусловливает важнейшие изменения в психике, возникновение новообразований на стадии ее развития; каждый возраст характеризуется своим ведущим видом деятельности. В младенческом возрасте им является непосредственное эмоционально-личностное общение, в раннем — предметно-орудийная деятельность, в дошкольном — игровая, в младшем школьном — учебная, в подростковом — интимноличностное общение со сверстниками, в старшем школьном, в юношеском — учебно-профессиональная деятельность (по Д. Б. Эльконину). |
5 | Возраст сензитивный | период, наиболее благоприятный для эффективного развития конкретных психических функций, особо чувствительный к определенному типу воздействия окружающей среды. |
6 | Восприятие | психический познавательный процесс, представляющий собой отражение в сознании предметов и явлений материального мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. |
7 | Гуманистическая психология | одно из направлений современной психологической науки, признающее своим главным предметом целостную личность в процессе ее саморазвития. Согласно концепции, разработанной представителями гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Ш. Бюллер и др.), главное в личности — ее устремленность в будущее, к личностному росту и самосовершенствованию, к свободной реализации своих возможностей, особенно творческих. |
8 | Депривация | психическое состояние, возникающее в таких жизненных ситуациях, где человеку не предоставляется возможность для удовлетворения значимых для него потребностей в достаточной мере и достаточно долгое время. Д. характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушении социальных контактов. |
9 | Диалогическое общение | общение, основанное на безусловном внутреннем принятии друг друга как ценностей самих по себе и ориентированное на неповторимость каждого из партнеров общения. Д. о. эффективно для взаимопонимания, установления доброжелательных взаимоотношений. |
10 | Застенчивость | черта личности, характеризующая излишнюю скромность, недооценку человеком своих способностей и достоинств, отрицательно влияющая на эмоциональное самочувствие и общение с людьми. |
11 | Зона ближайшего (потенциального) развития | область не созревших, но созревающих процессов; определяется теми возможностями воспитанника, которые он сам в настоящий период реализовать еще не может, но которые благодаря сотрудничеству со взрослыми (или более старшим сверстником) будут его собственным достоянием в ближайший период. |
12 | Игра | вид непродуктивной деятельности, основной мотив которой заключен не в результате, не в получении утилитарных вещей, а в самом процессе; в дошкольном детстве она приобретает статус ведущей деятельности. Развитие игровой деятельности дошкольника во многом определяется взаимодействующими с ними взрослыми (родителями, педагогами). Важно отношение их к игре не как к объекту управления, а как к условию развития ребенка, его творчества |
13 | Идентификация | (от лат. identufucare — отождествлять) — опознание чего-либо, кого-либо в процессе сопоставления, сличения одного объекта с другим; уподобление, процесс неосознанного отождествления себя с другим человеком, группой либо образцом; как механизм межличностного познания И. предполагает перенесение себя в пространство и время другого человека. |
14 | Игровая позиция | качество личности, значимое для игровой деятельности; особое отношение взрослого (родителя, педагога) к детям, выражаемое с помощью игровых приемов; облегчает включение в детскую игру, позволяет взрослому посредством общения оказывать позитивное влияние на ее развитие. Игровая позиция педагога значима и для установления атмосферы доверительности. |
15 | Индивид | (от лат. ind.ividu.um — «неделимое») — человек как единичное природное существо, представитель, продукт фило- и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных, прежде всего биологически обусловленных, черт. |
16 | Индивидуальность | своеобразие человека как индивида и личности; неповторимость сочетания качеств ребенка (взрослого). Индивидуальность проявляется во внешнем облике человека, выразительности его движений, в особенностях протекания психических процессов и состояний, в чертах характера, свойствах темперамента, специфике интересов, потребностей, способностях, одаренности. |
17 | Индивидуальный подход | психолого-педагогический принцип, предполагающий учет в воспитательно-образовательном процессе индивидуальных и личностных особенностей воспитуемого (обучаемого), успешности его деятельности, ее стиля, условий жизни. И. п. к ребенку (его родителям) — важное условие гуманизации педагогического процесса в дошкольном учреждении (школе); он характерен для педагога с личностно ориентированной моделью поведения. |
18 | Интеллект | (от лат. intellectus — понимание, познание) — совокупность всех познавательных процессов индивида (ощущений, восприятия, представления, памяти, воображения, мышления); общая способность к познанию, решению проблем, связанная с успешностью в любой деятельности. |
19 | Климат социаль но-психологичес кий | (от гр. klima — наклон) — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и развитию личности в группе. |
20 | Компетентность | Компетентность (от лат. competens — соответствующий, способный) индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии; сочетание психических качеств, психического состояния, позволяющее действовать ответственно и самостоятельно. |
21 | Коррекция | (от лат. correctio — исправление) психологическая — психолого-педагогическое воздействие на психику отдельного человека или на социально-психологическое состояние группы (детского общества) с целью предотвращения или ослабления недостатков в развитии личности (группы). |
22 | Кризис возрастной | переходный этап от одного периода возрастного развития к другому, характеризующийся интенсивными качествами, системными изменениями социальных отношений, деятельности и психической организации человека. |
23 | Личностная среда | компоненты социальной среды, с которыми человек непосредственно взаимодействует и которые в наибольшей степени вызывают у него эмоциональные переживания. В личностной микросреде ребенка прежде всего входят люди, с которыми он общается «лицом к лицу» (отец, мать, прародители, братья и сестры, педагог, сверстники), непосредственное взаимодействие с которыми особо значимо для развития его личности. |
24 | Мотив | внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл. |
25 | Мышление | психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. По преобладающим способам и психическим процессам, включенным в мышление, различают: наглядно-действенное мышление. |
26 | Общение | сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и коммуникации. О. осуществляется посредством вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) средств. К последним относятся мимика, жесты, взгляд, поза, интонации голоса, пространственная организация общения и др. |
27 | Онтогенез | индивидуальное развитие организма на протяжении его жизни. |
28 | Предметная деятельность | деятельность, в процессе которой человек открывает общественно-выработанное назначение предметов и способы их применения. |
29 | Психика | (от греч. psychikos— душа) — свойство высокоорганизованной материи — мозга, выполняющее ориентирующие, контролирующие, приспособительные, побуждающие и смыслообразующие функции в поведении и деятельности. |
30 | Психодиагностика | (от греч. Psyche— душа и diagnostkos — способный распознать) — область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, межличностного взаимодействия. |
31 | Психотерапия | (от греч. psych— душа и therapia— уход, лечение) — комплексное вербальное и невербальное лечебное воздействие на человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. |
32 | Эмоциональные комплексы | это сочетание базовых неблагоприятных эмоциональных состояний дошкольников, способствующих нарушению поведения, дезорганизации продуктивной деятельности. |
Список сокращений
МДОУ – Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
ДШИ – детская школа искусств.