Файл: 1 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретический анализ психолого-педагогических проблем развития эмоциональной сферы детей СТАРШЕГО дошкольного возраста

1.1. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников

1.2. Факторы возникновения и особенности проявления эмоциональных комплексов детей дошкольного возраста

1.3. Методы психологической диагностики и принципы коррекции эмоциональных комплексов дошкольников

2. Результаты экспериментальной работы по коррекции эмоциональных комплексов детей СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1.Организация эмпирического исследования, описание выборки детей

2.2. Результаты исследования эмоциональных комплексов дошкольников

2.3. Проведение формирующего эксперимента по коррекции эмоциональных комплексов детей 5-6 лет и оценка ее эффективности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников



Затем педагог предлагает покататься на «Волшебном паровозике», где в вагончиках едет волшебная частичка -ниц. Надо купленные продукты положить в вагончики и отгадать, какое новое слово получится (сахарница, сухарница, хлебница, супница, конфетница, селедочница, салатница, салфетница, перечница). Дети паровозиком двигаются по студии.

В конце занятия дети рисуют свою покупку в альбомах.

Занятие 5. Тема «Профессии»

Цель: формировать и закреплять представления детей о профессиях людей и месте их работы, упражнять в употреблении предлога в.

1) Дидактическая игра «Кем ты будешь?»

Я буду строителем, построю дом.

Я буду …

2) Дидактическая игра «Ответь на вопрос»

Цель: упражнять в употреблении предлога в.

Педагог начинает – дети продолжают.

Куда пойдет мама, если нужен врач? …….

Куда ты пойдешь, если нужно купить платье?

Куда нужно пойти, чтобы купить лекарство? хлеб?

3) Тема «Женские профессии. Ателье»

Дидактическая игра «Кому что нужно»

Педагог начинает – дети продолжают.

Повару – поварешка

Продавцу - …Ножницы – …(портнихе)…Бинт - … .

4) Дидактическая игра «Назови профессию»

Педагог начинает – дети продолжают.

Кто носит багаж? – Носильщик.

Кто сваривает трубы? – Сварщик.

Кто вставляет стекла? - …Кто работает на кране? - …Кто кладет камни? - …

Кто чинит часы? - …Кто точит ножи? - …Кто кроит платье? - …

5) Дидактическая игра «Справочное бюро»

Где работает клоун? – В цирке.

Где работает учитель? – В школе.

Где работает повар? - …Где работает продавец? - …Где работает врач? - …

Где работает артист? - …Где работает воспитательница?

6) Дидактическая игра «Назови женскую профессию»

Цель: упражнять в словообразовании.

Давайте ребятки назовем женские профессии…

Повар – повариха; Учитель – учительница; Воспитатель - …Художник - …

Певец - …Пианист - …Продавец - …

В конце занятия дети проговаривают - кем и почему они хотят стать.

Занятие 6. Транспорт.

Цель: знакомить детей с различным транспортом, учить классифицировать виды транспорта, упражнять в составлении предложений с определенным словом, расширять и активизировать словарный запас.

1) Дидактическая игра «Почему так называется»

Материал - мячик

Педагог начинает…Самолет – сам летает

Вездеход - …Паровоз - …Пароход - …Самосвал - …Самокат - … .

2) Дидактическая игра «Виды транспорта»


Материал: картинки с изображением различных видов транспорта. Схемы, кодирующие виды транспорта (волна, дорога, железная дорога, облако).

Самолет – это воздушный транспорт. Самолет летит над облаками.

Автомобиль - …

Далее, дети проговаривают предложения с разным видом транспорта.

3) Дидактическая игра «Кто чем управляет»

Материал: иллюстрации с изображением людей транспортных профессий, мяч.

Дети рассматривают иллюстрации и называют профессии людей, работающих на транспорте.

Педагог начинает - чем управляет:

машинист - …водитель - …мотоциклист - …шофер - … велосипедист - …

летчик - …капитан - … .

В конце занятия дети рисуют в альбоме свой вид транспорта с наглядных картинок.

Занятие 7. Тема «Слова - родственники»

Цель: развивать у детей понятие родственных слов, расширять и активизировать словарный запас, упражнять в образовании относительных прилагательных.

1) Дидактическое упражнение «Слова - родственники»

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка (волк, лиса …).

2) Дидактическая игра « Кто где живёт?»

Лиса живёт в норе. Медведь зимует в… . Волк живёт в … . Белка живёт в … . Ёжик живёт в … . Тема Семья - родственники

3) Дидактическая игра «Назови семью»

Материал: предметные картинки взрослых животных жарких стран и их детенышей.

Детям предлагается рассмотреть картинки, «собрать» звериную семью вместе и назвать всех ее членов.

Папа – слон, мама – слониха, детеныш(и) – слоненок (слонята).

Папа – лев, мама - … , детеныш(и) - … .

4) Дидактическая игра «Родственные слова»

Материал: мяч.

Береза. Березонька, березка, березовый, подберезовик.

Осина. Осинка, осиновый, подосиновик.

Дуб. Дубок, дубовый, дубочек, дубина.

Рябина. Рябинка, рябинушка, рябиновый.

Клен. Кленовый, кленок.

Сосна. Сосенка, сосняк, сосновый.

Ель. Елка, елочка, ельник, еловый.

5) Дидактическая игра «Родственные слова»

Лес (какой?) – еловый, сосновый, кедровый … .

Шишка (какая?) – еловая …Иголки (какие?) – еловые …

В конце занятия детям предлагается нарисовать в альбомах семейство деревьев или животных.

Занятие 8. Словотворчество

Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

1) Дидактическая игра «Образуй слова»

Материал: мяч. Педагог начинает – дети продолжают по кругу.

Солдат любит Родину. - Любящий солдат.

Пограничник охраняет границу. - Охраняющий пограничник.



Моряк сражается на море. - Сражающийся моряк.

Пехотинец воюет за Родину. - Воюющий пехотинец.

Танкист побеждает в бою. - Побеждающий танкист.

Граждане живут в России. - Живущие граждане.

2) Дидактическая игра «Образуй слова»

Материал: мяч. Педагог начинает – дети продолжают по кругу.

Гвоздь из железа. - Железный гвоздь.

Доска из дерева. - Деревянная доска.

Ножницы из металла. - Металлические ножницы.

Сапоги из резины. - Резиновые сапоги.

Перчатки из кожи. - Кожаные перчатки.

Салфетка из бумаги. - Бумажная салфетка.

Горшок из глины. - Глиняный горшок.

Стакан из стекла. - Стеклянный стакан.

Бутылка из пластмассы. - Пластмассовая бутылка.

Занятие 9. Тема «Подбери признак»

Цель: упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных, учить согласовывать прилагательные с существительными, составлять описательные загадки о ягодах, фруктах.

1) Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»

Солнце (какое?) - …Лед (какой?) - …Мороз (какой?) - … Машина (какая?) - …

Самолет (какой?) - …

2) Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Попросить детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

Дидактическая игра «Мой любимый фрукт (ягода)»

Цель: учить составлять описательные рассказы о ягодах, фруктах.

Предложить детям составить описательные рассказы о фруктах и ягодах по плану:

Что это? - Где растёт? -Внешний вид. -Каков на вкус? - Что из него готовят?

3) Дидактическая игра «Цвета» «Лови да бросай – цвета называй»

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

педагог:- Дети: Красный -мак, огонь, флаг……

Оранжевый -апельсин, морковь, заря….

Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа

Зелёный-огурец, трава, лес

Голубой -небо, лёд, незабудки

Синий- колокольчик, море, небо

Фиолетовый - слива, сирень, сумерки

4) Дидактическая игра «Скажи одним словом»

Материал: мяч. Педагог начинает и бросает мячик по очереди каждому ребенку….если ребенок затрудняется – помогает.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).


У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

У совы большая голова, поэтому ее называют … (…).

У свиристели звонкий голос, поэтому ее называют … (…).

У дятла длинный клюв, поэтому его называют … (…).

У сороки длинный хвост, поэтому ее называют … (…).

У совы большие крылья, поэтому ее называют … (…).

В конце занятия дети по кругу загадывают друг другу описательные загадки

Занятие 10. Заключительное занятие «Волшебный цветок»

Цель: закрепление полученных знаний детей о цвете, геометрических фигурах, временах года, о животных, предметах быта, профессиях о лексико – грамматических конструкциях.

1) Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

Повар варит суп. Суп варит повар. Суп варит повара. Суп сварен поваром.

Поваром сварен суп. Повар сварен супом. Супом сварен повар.

«Что бывает круглым?»

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

2) Дидактическая игра «Подбери словечко»

Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

«Обобщающие понятия»

Вариант 1. Педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

педагог: -Дети:

Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

педагог: Дети: Огурец, помидор-Овощи.

3) Дидактическая игра «Какое слово не подходит?»

Рыбак, рынок, рыбка, рыболов.

Вода, подводный, водоросль, водить.

Морской, море, морщина, моряк.

4) Дидактическая игра «Подбери волшебные лепестки по форме, заданной на серединке цветка»

Детям предлагается рассмотреть середину будущего цветка, перед детьми четыре круга красный, жёлтый, синий и зелёный.

- дети вы узнаёте, какая это фигура?

- Да это круг - - а какого цвета круги?

- красный, жёлтый, синий, зелёный.

- а посмотрите, сколько у нас разных картинок, давайте соберём волшебные цветы. Педагог объясняет задание, что к красной середине нужно подобрать картинки, в которых есть красный цвет. К жёлтой середине подобрать картинки, в которых есть жёлтый цвет, и так аналогично с синим и зелёными цветами.


Таким образом, было проведено 10 тематических занятий. В конце каждого занятия дети выполняли рисунки на тему занятия с последующим обсуждениям. Было проведено 5 информационно – практических занятий с родителями на повышение их воспитательских умений в игровой деятельности с детьми. Занятия в содержательном плане были направлены на информирование родителей об особенностях этого возрастного развития детей, на информирование о необходимости эмоционально – положительного интенсивного общения с ребенком, об оптимальном стиле взаимоотношений с ребенком, о причинах появления эмоциональных проблем и эмоциональных комплексов. Практические занятия с родителями были направлены на совершенствование коммуникативных умений родителей в общении с детьми.

Для оценки эффективности проведенной коррекционной работы после проведенных занятий со всеми детьми была проведена повторная диагностика на выявление уровня тревожности, страхов, родительской и компетентности и эмоционального состояния по всем изучаемым параметрам.

Показатели до и после детей контрольной группы до и после проведенного эксперимента представлено в таблицах 5 и 6.

Таблица 4 - Результаты исследования проявлений и факторов эмоциональных комплексов детей контрольной группы до и после эксперимента



Уровни

Страхи

Тревожность

Родительская компетентность

Эмоциональное состояние

до

после

до

после

до

после

до

после

1

Высок.

0%

0%

10%

5%

80%

80%

40%

40%

2

Средн.

40%

30%

30%

35%

20%

20%

60%

60%

3

Низк.

60%

70%

60%

60%

0%

0%

0%

0%