Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию Химия 7 класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методические рекомендации

по суммативному оцениванию
Химия
7 класс

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Химия» для обучающихся 7 классов. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана.

Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.

Методические рекомендации предназначены для учителей основной школы, администрации школ, методистов отделов образования, региональных и школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.

При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.

Содержание


ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ 1

Суммативное оценивание за раздел 1

7.1А «Введение в химию. Чистые вещества и смеси» 1

Суммативное оценивание за раздел 7.1В «Изменения состояния веществ» 2

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ 2

Суммативное оценивание за раздел 7.2 А «Атомы. Молекулы. Вещества» 2

Суммативное оценивание за раздел 7.2В «Воздух. Реакция горения» 2

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ 2

Суммативное оценивание за раздел 7.3 А «Химические реакции» 2

Суммативное оценивание за разделы 2

7.3В «Периодическая таблица химических элементов», 2

7.3С «Относительная атомная масса. Простейшие формулы» 2

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ 3

Суммативное оценивание за раздел 3

7.4 А «Химические элементы и соединения в организме человека» 3

Суммативное оценивание 3

за раздел 7.4В «Геологические химические соединения» 3


ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ




Суммативное оценивание за раздел

7.1А «Введение в химию. Чистые вещества и смеси»






Цель обучения


7.4.1.2 Знать, что чистое вещество состоит из одинаковых атомов или молекул

7.4.1.3 Различать понятия: элемент (простое вещество), смесь и соединение

7.4.1.5 Знать виды смесей и способы их разделения




Критерий оценивания

Обучающийся

  • Определяет состав чистого вещества

  • Распознает элементы, смеси и соединения

  • Называет виды смесей и способы их разделения




Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание

Применение




Время выполнения

20 минут





Задания





1. (а) Сформулируйте определение понятия «чистое вещество».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(b) Приведите не менее трёх примеров чистых веществ. ______________________________________________________________________________
2. Определите и подпишите, на какой из картинок изображены элемент, соединение и смесь с учётом того, что атомы разных элементов представлены различными цветами.


_____________ ______________ ____________ ____________

3. На уроке химии ученику были выданы 4 смеси: вода и масло, железные опилки и песок, вода и соль, вода и мел.

Определите тип каждой смеси и выберите подходящий способ разделения для каждой смеси из ниже приведенных. Ответ занесите в таблицу.











А

B

C

D



Смесь

Вид смеси

Способ разделения

Вода и масло







Железные опилки и песок







Вода и соль







Вода и мел













Критерий оценивания



задания

Дескриптор

Балл

Обучающийся

Определяет состав чистого вещества

1

формулирует определение чистого вещества;

1

приводит три примера чистых веществ;

1

Распознает элементы, смеси и соединения

2

определяет элементы;

1

определяет соединение;

1

определяет смесь;

1

Называет виды смесей и способы их разделения

3

определяет вид 4-х смесей;

4 (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

выбирает способ разделения для каждой из 4-х смесей ;

4 (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Всего баллов

13

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания

за раздел 7.1А «Введение в химию. Чистые вещества и смеси»
ФИО обучающегося _______________________________________


Критерий оценивания

Уровень учебных достижений

Низкий

Средний

Высокий

Определяет состав чистого вещества

Затрудняется при формулировке определения понятия «чистое вещество» и в примерах чистых веществ

Допускает ошибки при формулировке определения понятия «чистое вещество» / в примерах чистых веществ

Формулирует определение понятия «чистое вещество» и приводит не менее трёх примеров чистых веществ

Распознает элементы, смеси и соединения

Затрудняется при распознавании элементов, соединений и смесей

Допускает ошибки при распознавании элементов / соединений / смесей

Распознает элементы, соединения и смеси

Называет виды смесей и способы их разделения

Затрудняется при определении видов смесей

Допускает не более одной ошибки при определении видов 4-х смесей

Определяет виды 4-х смесей

Затрудняется при определении способов разделения 4-х смесей

Допускает не более одной ошибки при определении способов разделения 4-х смесей

Определяет способы разделения для 4-х смесей

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ




Суммативное оценивание за раздел 7.2 А «Атомы. Молекулы. Вещества»



Цель обучения


7.1.2.3 Классифицировать элементы на металлы и неметаллы

7.1.2.7 Знать понятие изотоп

7.1.2.5 Знать протон, электрон, нейтрон и их расположение в атоме, массу, заряд


Критерий оценивания

Обучающийся:

  • Определяет металлы и неметаллы среди химических элементов

  • Раскрывает понятие изотоп

  • Устанавливает элемент и дает его полное описание по названию и по количеству фундаментальных частиц




Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание

Применение

Время выполнения

20 минут




Задания


1. Заполните сравнительную таблицу физических свойств металлов и неметаллов.


Физическое свойство

Металлы

Неметаллы

Агрегатное состояние при комнатной температуре







Блеск







Пластичность и ковкость







Электропроводность







Теплопроводность







Температуры плавления и кипения








2. Распределите химические элементы на металлы и неметаллы:

Na, О, Al, С, N, Mg, Ca, Cl.


Металлы

Неметаллы







3. Химические элементы существуют в природе в виде смеси изотопов.

(a) Сформулируйте определение понятия «изотоп».

______________________________________________________________________________
(b) Приведите пример изотопного состава одного химического элемента.

______________________________________________________________________________
4. Дайте полное описание химического элемента по названию и количеству фундаментальных частиц, заполнив пустые места в ниже приведенной таблице.



Элемент

Число протонов

Число нейтронов

Число электронов

Заряд ядра

Число нуклонов

Литий































24













+18







19















Критерий оценивания

задания

Дескриптор

Балл

Обучающийся

Определяет металлы и неметаллы среди химических элементов

1

характеризует физические свойства металлов;

1

характеризует физические свойства неметаллов;

1

2

распознает металлы;

1

распознает неметаллы;

1

Раскрывает понятие изотоп

3

формулирует определение изотопов;

1

приводит пример изотопа и обозначает в виде символа химического элемента с зарядом и массовым числом;

1

Устанавливает элемент и дает его полное описание по названию и по количеству фундаментальных частиц

4

устанавливает названия элементов по известному количеству одной из фундаментальных частиц;

1

устанавливает число протонов для элементов;

1

устанавливает число нейтронов для элементов;

1

устанавливает число электронов для элементов;

1

устанавливает заряд ядра для элементов;

1

устанавливает число нуклонов для элементов.

1

Всего баллов

12




Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания

за раздел 7.2 А «Атомы. Молекулы. Вещества»
ФИО обучающегося _______________________________________








Критерий оценивания

Низкий

Средний

Высокий

Определяет металлы и неметаллы среди химических элементов

Затрудняется охарактеризовать физические свойства металлов и неметаллов

Допускает ошибки в характеристике физических свойств металлов / неметаллов

Характеризует физические свойства металлов и неметаллов

Затрудняется в классификации химических элементов на металлы и неметаллы

Допускает ошибки в классификации химических элементов на металлы / неметаллы

Классифицирует химические элементы на металлы и неметаллы

Раскрывает понятие изотоп

Затрудняется при формулировке определения изотопов и приведении примеров изотопного состава химического элемента

Допускает ошибки при формулировке определения изотопов / в примерах изотопного состава химического элемента

Формулирует определение понятия «изотоп» и приводит примеры изотопного состава химического элемента

Устанавливает элемент и дает его полное описание по названию и по количеству фундаментальных частиц

Затрудняется при определении названия элементов по известному количеству одной из фундаментальных частиц и числа протонов, нейтронов, электронов, нуклонов, заряда ядра для предложенных элементов

Допускает ошибки при определении названия элементов по известному количеству одной из фундаментальных частиц / числа протонов / нейтронов / электронов / нуклонов / заряда ядра для предложенных элементов

Определяет названия элементов по известному количеству одной из фундаментальных частиц и числа протонов, нейтронов, электронов, нуклонов, заряда ядра для предложенных элементов




Суммативное оценивание за раздел 7.2В «Воздух. Реакция горения»





Цель обучения

7.3.1.1 Знать состав воздуха

7.3.1.3 Понимать значение охраны атмосферного воздуха от загрязнения

7.3.1.4 Знать условия горения вещества и продукты реакции горения

7.3.1.7 Знать, что при горении металлов и неметаллов образуются оксиды


Критерий оценивания

Обучающийся

  • Указывает качественный и количественный состав

воздуха

  • Делает вывод о значении охраны атмосферного воздуха от загрязнения

  • Указывает условия горения веществ и продукты реакции горения

  • Определяет характер оксидов металлов и неметаллов




Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание

Навыки высокого порядка

Время выполнения

15 минут




Задания


1. Воздух – природная смесь газообразных веществ. Подпишите сектора диаграммы, указав качественный и количественный состав атмосферного воздуха (вещества и их процентное содержание).


2. В результате сжигания топлива и деятельности промышленных предприятий в атмосферу попадают оксиды серы, углерода, азота.

(a) Укажите последствия загрязнения атмосферного воздуха. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(b) Предложите способ сохранения атмосферного воздуха от загрязнения. ______________________________________________________________________________
3. Первой химической реакцией, с которой познакомился человек, была реакция горения.
(a) Горение – это реакция, при которой:
A) образуется осадок

B) выделяется тепло и свет

C) поглощается тепло

D) изменяется окраска

(b) Укажите условия воспламенения веществ:
A) понижение температуры воспламенения, доступ воздуха

B) уменьшение притока воздуха, снижение температуры горения

C) отсутствие воздуха, нагревание

D) нагревание до температуры воспламенения, доступ воздуха
(c) Запишите словесное уравнение реакции горения парафина.

______________________________________________________________________________
4. Составьте словесные уравнения реакций серы и магния с кислородом и подчеркните продукты - оксиды.

Определите характер образующихся оксидов.

______________________________________________________________________________


Критерий оценивания



задания

Дескриптор

Балл

Обучающийся

Указывает качественный и количественный состав воздуха

1

отражает в диаграмме качественный состав воздуха;

1

отражает в диаграмме количественный состав воздуха;

1

Делает вывод о значении охраны атмосферного воздуха от загрязнения

2

определяет последствия загрязнения атмосферного воздуха;

1

объясняет, какие меры охраны воздуха необходимо применять;

1

Указывает условия горения веществ и продукты реакции горения

3

определяет признаки реакции горения;

1

определяет условия воспламенения веществ;

1

записывает словесное уравнение горения парафина;

1

Определяет характер оксидов металлов и неметаллов

4

классифицирует оксиды металлов как основные;

1

классифицирует оксиды неметаллов как кислотные.

1

Всего баллов

9