Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Самостоятельная работа и ее значение
1.1 Самостоятельность как качество личности
2 Организация самостоятельной работы на занятиях по дисциплине
2.1 Цели и задачи ПМ 03 по специальности «Лечебное дело»
2.2 Виды заданий для самостоятельной работы
2.4 Исследование уровня самостоятельности студентов по специальности «Лечебное дело»
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт развития профессионального образования»
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
«Воспитание самостоятельности у студентов на занятиях в профессиональной образовательной организации»
Исполнитель:
Олейникова Мария Сергеевна
ГБПОУ «Копейский медицинский техникум»
Научный руководитель:
Швачко Елена Викторовна
Дата ______________________ г.
Подпись _____________________
Челябинск, 2023
Содержание
Введение
В педагогической работе ученые теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи - инициативности, самостоятельности, творческой активности - как главных показателей всестороннего развития человека наших дней. Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Кроме того, задачей учебных заведений является разработка дифференцированных критериев самостоятельности в зависимости от специальности и вида деятельности. Самостоятельная работа студентов предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. Значимость самостоятельной работы студента выходит далеко за рамки отдельной дисциплины
, в связи с чем выпускающие учебные заведения должны разрабатывать стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы. При этом следует исходить из уровня самостоятельности абитуриентов и требований к уровню самостоятельности выпускников с тем, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут.
Цель: анализ деятельности преподавателя по воспитанию самостоятельности при обучении в профессиональной образовательной организации.
Объект исследования: процесс обучения в профессиональной образовательной организации среднего образования
Предмет исследования: процесс формирования самостоятельности студентов профессиональной образовательной организации.
Задачи:
1 Изучить понятие самостоятельная работа, виды самостоятельной работы
2 Определить особенности деятельностных технологий. В том числе технологии самостоятельной работы студентов
3 Проанализировать использование технологии организации самостоятельной работы на занятиях по специальности «Лечебное дело» ПМ 03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе»
4 Разработать рекомендации преподавателю по повышению эффективности организации самостоятельной работы на занятиях
База исследования: ГБПОУ «Копейский медицинский техникум», студенты 3 курса специальность «Лечебное дело» 25 человек.
Структура итоговой аттестационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В XIX в. в России проблему самостоятельности как одного из важнейших условий обучения и воспитания рассматривали демократы А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев.
Особенно хорошо понимал воспитательную и дидактическую ценность самостоятельности учащихся в обучении А.И. Герцен. Он считал необходимым возбуждать у них интерес к знаниям, любознательность, способность и готовность к самообразованию. «Истины, установленные наукой, - подчеркивал А.И. Герцен, - не становятся сами по себе достоянием развивающегося ума ученика. Для их побуждения требуется упорная самостоятельная умственная работа. Разумная система воспитания должна предоставлять ученику возможность самодеятельности».
1 Самостоятельная работа и ее значение
Самостоятельная работа студентов представляет собой совокупность аудиторных и внеаудиторных занятий и работ, обеспечивающих успешное освоение образовательной программы в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта.
Самостоятельная работа студентов играет важную роль в воспитании сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду.
Самостоятельная работа носит инициативный характер и поэтому в ее структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности как таковой: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль. В связи с этим можно выделить условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:
1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).
2. Четкая постановка познавательных задач.
3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения.
4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.
5. Определение видов консультационной помощи (консультации - установочные, тематические, проблемные).
6. Критерии оценки, отчетности и т.д.
7. Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т.д.).
Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента.
1.1 Самостоятельность как качество личности
Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа проводится с целью:
-
Систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; -
Углубления и расширения теоретических знаний; -
Формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; -
Развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, ответственности и организованности; -
Формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; -
Развития исследовательских умений.
Образовательное учреждение самостоятельно планирует объем внеаудиторной самостоятельной работы по каждой учебной дисциплине и профессиональному модулю, исходя из объемов максимальной и обязательной учебной нагрузки обучающегося.
Аудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине и профессиональному модулю выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
В процессе самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.
1.2 Особенности технологии организации самостоятельной работы в профессиональной образовательной организации
Ведущей целью является: обеспечение развития познавательной активности, самостоятельности студентов, подготовка специалиста-профессионала
, обладающего запасом хорошо сформированных умений, способного квалифицированно решать профессиональные задачи. Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, междисциплинарного курса, объема часов, отводимых на изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных качеств обучающихся и условий учебной деятельности. При разработке программ учебной дисциплины и профессионального модуля преподаватель определяет содержание и объем теоретической учебной информации и практических заданий, выносимых на внеаудиторную самостоятельную работу, формы и методы контроля результатов.
Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:
-
Самоконтроль и самооценка студента; -
Контроль и оценка со стороны преподавателя.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Основными видами аудиторной самостоятельной работы являются:
-
Выполнение лабораторных и практических работ по ориентировочным основам действий, алгоритмам, инструкциям; работа с нормативными документами, справочной литературой и другими источниками информации, в том числе электронными; -
Само –и взаимопроверка выполненных заданий; -
Решение проблемных и ситуационных задач.
Выполнение лабораторных и практических работ осуществляется на лабораторных и практических занятиях в соответствии с графиком учебного процесса. Для обеспечения самостоятельной работы преподавателем разрабатываются методические указания по выполнению лабораторно/практической работы. Работа с нормативными документами, справочной литературой, другими источниками информации, в том числе электронными может реализовываться на семинарских и практических занятиях. Данные источники информации могут быть представлены на бумажном и/или электронном носителях. Преподаватель формулирует цель работы с данным источником информации, определяет время на проработку документа и форму отчетности. Само в взаимопроверка выполненных заданий чаще используется на семинарском, практическом занятии и имеет своей целью приобретение таких навыков как наблюдение, анализ ответов, сверка собственных результатов с эталонами. Решение проблемных и ситуационных задач используется на лекционном, семинарском, практическом и других видов занятий. Проблемная/ситуационная задача должна иметь четкую формулировку, к ней