Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Самостоятельная работа и ее значение
1.1 Самостоятельность как качество личности
2 Организация самостоятельной работы на занятиях по дисциплине
2.1 Цели и задачи ПМ 03 по специальности «Лечебное дело»
2.2 Виды заданий для самостоятельной работы
2.4 Исследование уровня самостоятельности студентов по специальности «Лечебное дело»
знать:
-
этиологию и патогенез неотложных состояний; -
основные параметры жизнедеятельности; -
особенности диагностики неотложных состояний; -
алгоритм действия фельдшера при возникновении неотложных состояний на догоспитальном этапе в соответствии со стандартами оказания скорой медицинской помощи; -
принципы оказания неотложной медицинской помощи при терминальных состояниях на догоспитальном этапе; -
принципы фармакотерапии при неотложных состояниях на догоспитальном этапе; -
правила, принципы и виды транспортировки пациентов в лечебно-профилактическое учреждение; -
правила заполнения медицинской документации; -
принципы организации, задачи, силы и средства службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны; -
классификацию чрезвычайных ситуаций, основные поражающие факторы и медико-тактическую характеристику природных и техногенных катастроф; -
основы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях; -
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях -
основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые при оказании неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе и в чрезвычайных ситуациях
2.2 Виды заданий для самостоятельной работы
Результатом освоения программы профессионального модуля
является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности -
оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе, в том числе профессиональными и общими компетенциями:
1. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
3. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
пациентами.
4. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
5. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
6. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
7. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда,
производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
8.Проводить диагностику неотложных состояний.
9. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.
10.Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.
11. Осуществлять контроль состояния пациента.
12.Организовывать и оказывать неотложную медицинскую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
2.3 Анализ условий повышения эффективности самостоятельной работы в профессиональной обучающей организации
Анализируя и обобщая имеющиеся в педагогической литературе подходы к рассмотрению сущности самостоятельной работы студентов, можно выделить такие признаки, которые позволяют классифицировать виды этой работы. Эти виды выделяются: по характеру решаемых задач, по источникам информации, по роли преподавателя, по виду учебно-познавательной деятельности студентов, по месту выполнения, по содержанию заданий. Рассмотрим эти признаки более подробно.
1. Основными целями самостоятельной работы студентов являются:
-приобретение новых знаний;
-углубление ранее приобретенных знаний;
-обобщение, систематизация и практическое применение знаний;
-формирование практических умений и навыков;
-самоконтроль в процессе усвоения знаний и выработка навыков их использования при решении практических проблем;
-развитие у студентов внимания, памяти, методов логического мышления, гражданских качеств и т.д.
2. По характеру учебно-познавательной деятельности самостоятельную работу можно подразделить на:
-репродуктивную (усвоение учебного материала);
-продуктивную (самостоятельное приобретение нового знания и его использование при решении конкретных задач и ситуаций).
3. По методу выполнения самостоятельная работа подразделяется на аудиторную и внеаудиторную
Аудиторная самостоятельная работа студентов определяется учебным планом и программой учебной дисциплины, регламентируется учебным расписанием, проводится под непосредственным руководством преподавателя и включается в лекционные, семинарские, лабораторные занятия, коллоквиумы, проведение различных рода практик и т.д.
2.4 Исследование уровня самостоятельности студентов по специальности «Лечебное дело»
Экспериментальная работа осуществлялась в Копейском медицинском техникуме, при прохождении преддипломной педагогической практики у студентов 3 курса специальности «Лечебное дело».
Для изучения самостоятельности в процессе проведения практических работ по оказанию неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе мы провели исследование, которое состояло из этапов. На первом этапе эксперимента мы подобрали методики и провели диагностическое обследование, направленное на выявление особенностей самостоятельной деятельности студентов.
В процессе изучения специальной литературы мы пришли к выводу, что самостоятельность чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
Важными показателями в развитии функций самостоятельности является опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей не приспосабливаться к ситуации, подчинять ее себе, овладевать ее содержательными особенностями.
Развитие самостоятельности в значительной степени определяется уровнем воображения. Поэтому мы подобрали методики, направленные на изучение воображения и развития творческого начала студентов.
Основной целью данного этапа являлась следующая: выявление существующего уровня самостоятельности учащихся.
На этом этапе была выбрана группа из 25 испытуемых.
Методика исследования «Самостоятельная работа», представляющая собой анкету с вопросами закрытого типа.
Метод исследования: анкетирование с помощью анкеты, состоящая из 5 вопросов закрытого типа, на которые следовало дать ответ «да» или «нет».
Анкета
-
Считаете ли Вы себя самостоятельным? -
Изучаете ли Вы дополнительную литературу? -
Нравиться ли Вам решение сложных ситуационных задач? -
Понятна ли Вам будущая профессия? -
Устраивает ли Вас уровень знаний, полученных в ходе занятия?
Таблица 1.
Результаты анкетирования
Вопрос | «да» | «нет» |
1.Считаете ли Вы себя самостоятельным? |
| 5(20%) |
2.Изучаете ли Вы дополнительную литературу? | 7 (28%) |
|
3.Нравиться ли Вам решение сложных ситуационных задач? | 20 (80%) |
|
4.Понятна ли Вам будущая профессия? | 22 (88%) |
|
5.Устраивает ли Вас уровень знаний, полученных в ходе занятия? | 13 (52%) | 12 (48%) |
Полученные результаты показали, что 80% испытуемых считают себя самостоятельными
, но только 28% используют самостоятельно дополнительную литературу, 80% испытывают интерес к решению сложных ситуационных задач, 88% понятна их будущая профессия, 52% устраивает объем знаний, полученных на занятиях (рис.1)
Рис. 1 Отношение студентов к самостоятельной работе.
В целях выявления уровня сформированности знаний, умений и навыков, учащихся проводился срез знаний. Были получены следующие результаты
Таблица 2.
Результаты уровня сформированности знаний
Уровень профессиональных знаний | оценка испытуемых в % |
Высокий | 36 |
Средний | 35 |
Низкий | 29 |
Из таблицы видно, что приблизительно 36% имеют высокий уровень знаний, Умений, навыков, 35% - средний и 29% - низкий, что свидетельствует о недостаточной работе преподавателя. В ходе наблюдения было установлено, что многие студенты испытывают затруднения при решении задач, при сравнении имеющихся данных, при анализе результатов. На наш взгляд, это связано с недостаточной подготовкой студентов к самостоятельной работе, с непониманием цели самостоятельной работы.
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
1.Большинство учеников относятся к самостоятельной работе негативно или безразлично.
2.В качестве мотива выполнения самостоятельной работы в основном выступает возможность проверить свои знания, а не возможность их пополнить и углубить, проявить самостоятельность.
3.При выполнении самостоятельной работы учащимся требуется более подробный инструктаж.
4.Наиболее действенными стимулами самостоятельной учебной деятельности являются интересное задание, посильное задание, требовательность преподавателя.
Контрольный этап эксперимента
Цель: анализ эффективности разработанной модели развития самостоятельности учащихся в процессе проведения практических занятий по оказанию неотложной медицинской помощи на догоспитальном.
Задачи:
Выявить уровень развития самостоятельности учащихся. Сделать выводы об эффективности модели развития самостоятельности учащихся на практических занятиях по оказанию неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе.