Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Самостоятельная работа и ее значение
1.1 Самостоятельность как качество личности
2 Организация самостоятельной работы на занятиях по дисциплине
2.1 Цели и задачи ПМ 03 по специальности «Лечебное дело»
2.2 Виды заданий для самостоятельной работы
2.4 Исследование уровня самостоятельности студентов по специальности «Лечебное дело»
должны быть поставлены вопросы, ответы на которые необходимо найти и обосновать. Критерии оценки правильности решения проблемной/ситуационной задачи должны быть известны всем студентам. Педагогическое мастерство преподавателя заключается не в использовании «модного» метода, а в оптимальном выборе и сочетании методов и приемов.Например, в техникуме следует помнить о том, что будущий фельдшер должен обладать способностью быстро принимать решения, брать на себя ответственность за здоровье пациента, уметь плодотворно взаимодействовать с людьми других профессий. Кроме того, уровень эффективности его труда зависит от уровня общей культуры. Чем он выше, тем шире его кругозор и способность к ассоциативному мышлению, тем реальней возможность четко формулировать и решать проблему. Высокий уровень культуры определяет запас знаний, которые сегодня не нужны, но завтра могут понадобиться специалисту в его профессиональной деятельности.
Таким образом рассмотрев теоретические аспекты самостоятельной работы студентов можно сделать вывод, что основной формой обучения данной технологии являются: практическое занятие, практический семинар, внеаудиторная самостоятельная работа. Реализация данной работы возможна через методы репродуктивной и частично- поисковой системы для которой необходимы приемы поэтапного формирования умений, алгоритмизация, моделирование, решение ситуаций, учебных задач, анализ упражнений, практических заданий, манипуляций, имитационный тренинг, варианты «погружения» в профессиональную деятельность.
Ожидаемый результат: формирование у студентов системы профессиональных практических умений, профессиональная компетентность «делать», воспитание самостоятельности у студентов в профессиональной образовательной организации.
Одна из самых трудных проблем при организации самостоятельной работы- проблема разработки заданий. При разработке заданий для самостоятельной работы студентов следует учитывать дидактические требования:
Для разработки заданий для самостоятельной работы необходимо изучить различные подходы к классификации.
Задания для самостоятельной работы с текстом, лекционными материалами и материалами по устной теме:
Говоря об индивидуализации обучения, а, следовательно, разработке индивидуальных заданий для самостоятельной работы студентов, нужно исходить из разнообразия интеллектуальных качеств людей. Есть разные типы людей, одни предпочитают индивидуальную работу, другие - коллективную. Очевидно, что разные характеры, дополняя друг друга, гармонизируют общество. При выполнении самостоятельной работы студента нужно также помогать студентам преодолевать или купировать недостатки характера. Следующие рекомендации помогут преподавателям найти индивидуальный подход к студентам с различными характерологическими данными:
• аудиторные занятия следует проводить так, чтобы обеспечить безусловное выполнение некоторого минимума самостоятельной работы всеми студентами и предусмотреть усложненные задания для учащихся, подготовленных лучше;
• необходим регулярный контроль успешности выполнения самостоятельной работы студентов и индивидуальные консультации преподавателя. Здесь принципиальное значение имеет личное педагогическое общение преподавателя со студентом;
• для успешности самостоятельной работы студентов необходимы четкие методические указания по ее выполнению. В начале семестра преподаватель на первом же занятии должен ознакомить студентов с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля и самоконтроля самостоятельной работы. Графики самостоятельной работы необходимы на младших курсах, на старших - студентов нужно приучить к планированию собственной работы;
• пакет домашних заданий к практическим занятиям по любой дисциплине должен содержать: все типы задач, методами решения которых студенты должны овладеть для успешного прохождения контроля; перечень понятий, фактов, законов и методов, знание которых необходимо для овладения планируемыми умениями, с указанием того, что нужно знать наизусть;
• пакет заданий целесообразно выдавать в начале семестра, оговаривая предельные сроки сдачи;
• при изучении любой дисциплины желательно проводить "входной контроль".
• задания для самостоятельной работы студентов могут содержать две части - обязательную и факультативную, рассчитанную на более продвинутых по данной дисциплине студентов, выполнение которой учитывается при итоговом контроле;
• на практических занятиях легко выявить студентов, успешно и быстро справляющихся с заданиями. Им можно давать усложненные индивидуальные задания, консультирование более слабых студентов, проводя с "консультантами" дополнительные занятия.
В педагогической литературе описаны и практически применяются разнообразные приемы активизации самостоятельной работы студентов. Вот наиболее действенные из них.
1. Обучение студентов методам самостоятельной работы: временные ориентиры выполнения самостоятельной работы для выработки навыков планирования бюджета времени; сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки.
2. Убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях.
3. Проблемное изложение материала, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке и технике.
4. Применение операционных формулировок законов и определений с целью установления однозначной связи теории с практикой.
5. Применение методов активного обучения (анализ конкретных ситуаций, дискуссии, групповая и парная работа, коллективное обсуждение трудных вопросов, деловые игры).
6. Разработка и ознакомление студентов со структурно-логической схемой дисциплины и ее элементов; применение видеоряда.
7. Выдача студентам младших курсов методических указаний, содержащих подробный алгоритм, постепенно уменьшая разъяснительную часть от курса к курсу с целью приучить студентов к большей самостоятельности.
8. Разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, методические указания и задачи для решения.
9. Разработка учебных пособий междисциплинарного характера.
10. Индивидуализация домашних заданий и лабораторных работ, а при групповой работе - четкое ее распределение между членами группы.
11. Внесение затруднений в типовые задачи, выдача задач с избыточными данными.
12. Контрольные вопросы лекционному потоку после каждой лекции.
13. Чтение студентами фрагмента лекции (15-20 мин) при предварительной подготовке его с помощью преподавателя.
14. Присвоение статуса "студентов-консультантов" наиболее продвинутым и способным студентам, оказывая им всяческую помощь.
15. Разработка и внедрение коллективных методов обучения, групповой, парной работы.
16. Использование автоматизированной обучающей системы для самоконтроля студентов.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
уметь:
Таким образом рассмотрев теоретические аспекты самостоятельной работы студентов можно сделать вывод, что основной формой обучения данной технологии являются: практическое занятие, практический семинар, внеаудиторная самостоятельная работа. Реализация данной работы возможна через методы репродуктивной и частично- поисковой системы для которой необходимы приемы поэтапного формирования умений, алгоритмизация, моделирование, решение ситуаций, учебных задач, анализ упражнений, практических заданий, манипуляций, имитационный тренинг, варианты «погружения» в профессиональную деятельность.
Ожидаемый результат: формирование у студентов системы профессиональных практических умений, профессиональная компетентность «делать», воспитание самостоятельности у студентов в профессиональной образовательной организации.
2 Организация самостоятельной работы на занятиях по дисциплине
Одна из самых трудных проблем при организации самостоятельной работы- проблема разработки заданий. При разработке заданий для самостоятельной работы студентов следует учитывать дидактические требования:
-
Примерные нормы времени для выполнения задания; -
Логику и структуру учебного материала; -
Практического назначения задания; -
Характер познавательной деятельности, направленной на выполнение тех или иных самостоятельных заданий; -
Постепенное нарастание сложности и проблемности.
Для разработки заданий для самостоятельной работы необходимо изучить различные подходы к классификации.
Задания для самостоятельной работы с текстом, лекционными материалами и материалами по устной теме:
-
Ознакомьтесь с опорным материалом по теме (например, материалом учебника): составьте аннотацию, реферат; выпишите определения основных научных понятий; законспектируйте основное содержание; составьте план содержания; выпишите ключевые слова. -
Выполните задания в процессе чтения рекомендуемого материала или прослушивания устного сообщения, лекционного материала.
Говоря об индивидуализации обучения, а, следовательно, разработке индивидуальных заданий для самостоятельной работы студентов, нужно исходить из разнообразия интеллектуальных качеств людей. Есть разные типы людей, одни предпочитают индивидуальную работу, другие - коллективную. Очевидно, что разные характеры, дополняя друг друга, гармонизируют общество. При выполнении самостоятельной работы студента нужно также помогать студентам преодолевать или купировать недостатки характера. Следующие рекомендации помогут преподавателям найти индивидуальный подход к студентам с различными характерологическими данными:
• аудиторные занятия следует проводить так, чтобы обеспечить безусловное выполнение некоторого минимума самостоятельной работы всеми студентами и предусмотреть усложненные задания для учащихся, подготовленных лучше;
• необходим регулярный контроль успешности выполнения самостоятельной работы студентов и индивидуальные консультации преподавателя. Здесь принципиальное значение имеет личное педагогическое общение преподавателя со студентом;
• для успешности самостоятельной работы студентов необходимы четкие методические указания по ее выполнению. В начале семестра преподаватель на первом же занятии должен ознакомить студентов с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля и самоконтроля самостоятельной работы. Графики самостоятельной работы необходимы на младших курсах, на старших - студентов нужно приучить к планированию собственной работы;
• пакет домашних заданий к практическим занятиям по любой дисциплине должен содержать: все типы задач, методами решения которых студенты должны овладеть для успешного прохождения контроля; перечень понятий, фактов, законов и методов, знание которых необходимо для овладения планируемыми умениями, с указанием того, что нужно знать наизусть;
• пакет заданий целесообразно выдавать в начале семестра, оговаривая предельные сроки сдачи;
• при изучении любой дисциплины желательно проводить "входной контроль".
• задания для самостоятельной работы студентов могут содержать две части - обязательную и факультативную, рассчитанную на более продвинутых по данной дисциплине студентов, выполнение которой учитывается при итоговом контроле;
• на практических занятиях легко выявить студентов, успешно и быстро справляющихся с заданиями. Им можно давать усложненные индивидуальные задания, консультирование более слабых студентов, проводя с "консультантами" дополнительные занятия.
В педагогической литературе описаны и практически применяются разнообразные приемы активизации самостоятельной работы студентов. Вот наиболее действенные из них.
1. Обучение студентов методам самостоятельной работы: временные ориентиры выполнения самостоятельной работы для выработки навыков планирования бюджета времени; сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки.
2. Убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях.
3. Проблемное изложение материала, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке и технике.
4. Применение операционных формулировок законов и определений с целью установления однозначной связи теории с практикой.
5. Применение методов активного обучения (анализ конкретных ситуаций, дискуссии, групповая и парная работа, коллективное обсуждение трудных вопросов, деловые игры).
6. Разработка и ознакомление студентов со структурно-логической схемой дисциплины и ее элементов; применение видеоряда.
7. Выдача студентам младших курсов методических указаний, содержащих подробный алгоритм, постепенно уменьшая разъяснительную часть от курса к курсу с целью приучить студентов к большей самостоятельности.
8. Разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, методические указания и задачи для решения.
9. Разработка учебных пособий междисциплинарного характера.
10. Индивидуализация домашних заданий и лабораторных работ, а при групповой работе - четкое ее распределение между членами группы.
11. Внесение затруднений в типовые задачи, выдача задач с избыточными данными.
12. Контрольные вопросы лекционному потоку после каждой лекции.
13. Чтение студентами фрагмента лекции (15-20 мин) при предварительной подготовке его с помощью преподавателя.
14. Присвоение статуса "студентов-консультантов" наиболее продвинутым и способным студентам, оказывая им всяческую помощь.
15. Разработка и внедрение коллективных методов обучения, групповой, парной работы.
16. Использование автоматизированной обучающей системы для самоконтроля студентов.
2.1 Цели и задачи ПМ 03 по специальности «Лечебное дело»
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
-
проведения клинического обследования при неотложных состояниях на догоспитальном этапе; -
определения тяжести состояния пациента и имеющегося ведущего синдрома; -
проведения дифференциальной диагностики заболеваний; работы с портативной диагностической и реанимационной аппаратурой;
-
оказания посиндромной неотложной медицинской помощи; -
определения показаний к госпитализации и осуществления транспортировки пациента; -
оказания экстренной медицинской помощи при различных видах повреждений;
уметь:
-
проводить обследование пациента при неотложных состояниях на догоспитальном этапе; -
определять тяжесть состояния пациента; -
выделять ведущий синдром; -
проводить дифференциальную диагностику; -
работать с портативной диагностической и реанимационной аппаратурой; -
оказывать посиндромную неотложную медицинскую помощь; -
оценивать эффективность оказания неотложной медицинской помощи; -
проводить сердечно-легочную реанимацию; -
контролировать основные параметры жизнедеятельности; -
осуществлять фармакотерапию на догоспитальном этапе; -
определять показания к госпитализации и осуществлять транспортировку пациента; -
осуществлять мониторинг на всех этапах догоспитальной помощи; -
организовывать работу команды по оказанию неотложной медицинской помощи пациентам; -
обучать пациентов само- и взаимопомощи; -
организовывать и проводить медицинскую сортировку, первую медицинскую, доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях; -
пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты; -
оказывать экстренную медицинскую помощь при различных видах повреждений; -
оказывать экстренную медицинскую помощь при различных видах повреждений в чрезвычайных ситуациях;