Файл: Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 469
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Тема: Лицензионные и свободно распространяемые программные
продукты. Организация обновления программного обеспечения с
Тема: «Кодирование графической информации».
Тема: Применение АСУ в образовательном учреждении.
Применение АСУ в социально-экономической сфере.
Тема: Использование современных программ для проверки архитектуры и устройства компьютера.
Тема: Операционная система. Графический интерфейс пользователя.
Тема: Работа с программным обеспечением ЭВМ.
Тема «Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей»
Тема: Защита информации. Антивирусная защита
Тема: «Создание и форматирование документа . Использование систем проверки орфографии и грамматики»
Тема: «Создание таблицы, добавление формулы в текстовых документах
Тема: «Гипертекстовое представление информации»
Работа с листами рабочей книги
Тема: Использование логических функций и условного форматирования. Диаграммы.
Тема: Создание табличной базы данных. Создание формы в табличной базе данных
Тема: Создание отчета в табличной базе данных
Тема «Создание генеалогического древа семьи»
Тема: Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Курский государственный университет»
Колледж коммерции, технологий и сервиса
Методические рекомендации
по выполнению практических работ
по дисциплине:
«Информатика»
для студентов 1 курса специальности
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
Составила: преподаватель
Негребецкая В.И.
Курск - 2016
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации 1
Практическая работа №1. 9
Тема: Работа с информационными ресурсами общества. Работа с образовательными информационными ресурсами 9
Практическая работа №2 12
Тема: Лицензионные и свободно распространяемые программные 12
продукты. Организация обновления программного обеспечения с 12
использованием сети Интернет. 12
Практическая рабoта №3. 18
Тема: Пoискoвые системы. Пример пoиска инфoрмации на гoсударственных oбразoвательных пoрталах. 18
Практическая работа №4. 23
Тема: Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации 23
Практическая работа №5. 30
Тема: Представление информации в различных системах счисления. 30
Практическая работа №6. 36
Тема: «Кодирование графической информации». 36
Практическая работа №7. 41
Тема: Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели 41
Линейные алгоритмы 43
Разветвляющиеся алгоритмы 43
Циклические алгоритмы 43
Практическая работа №8. 46
Тема: Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов. 46
Практическая работа №9 53
Тема: Применение АСУ в образовательном учреждении. 53
Применение АСУ в социально-экономической сфере. 53
Практическая работа №10. 56
Тема: Использование современных программ для проверки архитектуры и устройства компьютера. 56
Теоретические сведения к практической работе 56
Содержание работы: 57
Задание №1 58
Задание №2 58
Задание №3. Ответьте на вопросы: 59
Практическая работа №11. 59
Тема: Операционная система. Графический интерфейс пользователя. 59
Практическая работа № 12. 64
Тема: Работа с программным обеспечением ЭВМ. 64
Теоретические сведения к практической работе 64
Содержание работы: 66
Задание №1 66
Задание №2 66
Задание №3. Ответьте на вопросы: 67
Практическая работа №13. 67
Тема «Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей» 67
Виды сетей. По типу используемых ЭВМ выделяют однородные и неоднородные сети. В неоднородных сетях содержатся программно несовместимые компьютеры. 68
Глобальные сети (WAN, Wide Area Network) объединяют абонентов, расположенных друг от друга на значительных расстояниях: в разных районах города, в разных городах, странах, на разных континентах (например, сеть Интернет). 68
Практическая работа №14. 72
Тема: Защита информации. Антивирусная защита 72
Практическая работа №15 75
Тема: Расчет эксплуатационных требований к компьютерному рабочему месту. Проведение профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. 75
Задание №5. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе: 76
Практическая работа №16. 76
Использование систем проверки орфографии и грамматики. 76
Практическая работа №17. 79
Тема: Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов 79
Практическая работа №18 84
Тема: «Создание и форматирование документа . Использование систем проверки орфографии и грамматики» 84
Цель: изучить принципы ввода и редактирования текста, операции с фрагментами текста, инструменты форматирования текста. 84
Задание 1. Создание и сохранений документа 84
Выполнение работы: 84
Задание 2. 84
Разбивка текста на абзацы, копирование и вставка элементов текста. 84
Форматирование текста. 85
УВАЖАЕМЫЕ ГОСПОДА! 85
Приглашаем вас на юбилейную презентаций) 85
Компьютерной фирмы «МАКУЛШИРС». 85
Мы работаем на российском рынке много лет. Программные продукты нашей фирмы знают и любят многие пользователи страны. 85
Наши компьютеры работают без рекламаций! 85
Будем рады видеть вас. 85
Запомните адрес и время нашей презентации Компьютерная улица, д. 5, 18-00. Справки по телефону 123-45-67 85
Рис. 1. Отформатированный текст 85
Практическая работ №19. 85
Тема: «Создание таблицы, добавление формулы в текстовых документах 85
Рис. 1. Образец таблицы 86
Задание 2. Форматирование таблицы, объединение ячеек. 86
Задание 3. Добавление строк и столбцов в таблице. 87
Практическая работа №20. 88
Тема: «Гипертекстовое представление информации» 88
Практическая работа №21. 91
Тема: «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий (Решение расчетных задач, построение диаграмм средствами MS Excel).» 91
Работа с листами рабочей книги 93
Практическая работа №22. 95
Тема: «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий (Создание регрессионных моделей. Расчет коэффициента корреляции).» 95
Практическая работа №23. 98
Тема: Использование логических функций и условного форматирования. Диаграммы. 98
Практическая работа №24 101
Тема: Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. 101
Цель работы: освоение приемов работы с браузером Internet Explorer; изучение среды браузера и его настройка; получение навыков извлечения web-страниц путем указания URL-адресов; навигация по гиперссылкам, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой. 101
Выполнение работы: 101
Задание 1. Изучите элементы среды Internet Explorer, возможности настройки этого браузера. Занесите в список надежных узлов сайтыhttp://www.gismeteo.ru, http://www.yandex.ru. Запретите загрузку файлов. Заблокируйте всплывающие окна. 101
Задание 2. Восстановите настройки Internet Explorer по умолчанию. 101
Задание 3. Зайдите на сайт интернет-библиотеки по адресу http://www.internet-biblioteka.ru, зарегистрируйтесь. Изучите правила работы с библиотекой. Найдите книгу Комоловой Н. "Компьютерная верстка и дизайн. Самоучитель". Скачайте ее. Составьте список книг библиотеки по информатике. Список сохраните в своей папке в документе MS Word под именем ПР29_3.doc. 101
Задание 4. Изучите новости Курской области, открыв. Сохраните последние новости в документе MS Word под именем ПР.doc. 101
Задание 5. Зайдите на сайт турагентства по адресу http://agency.travelplus.ru. Изучите возможности организации тур-поездок на ближайший месяц по России. Сохраните ближайшие туры в текстовом документе под именем П.txt. 101
Задание 6. 101
Выполните отчет о работе. (название работы, цель работы. задание и порядок его выполнения, вывод по работе). 101
Практическая работа №25 102
Тема: Создание табличной базы данных. Создание формы в табличной базе данных 102
Практическая работа №26. 106
Тема: Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в базе данных 106
Практическая работа №27. 110
Тема: Создание отчета в табличной базе данных 110
Практическая работа №28. 117
Тема: Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования. 117
Цель: Ознакомиться с инструментами программы, научиться создавать простые слайды с использованием текста и рисунков. 117
Выполнение работы: 117
Задание 1. Создание слайдов по образцу. 117
Задание 3. Создание эффектов анимации и эффектов переходов. Эффекты анимации: 119
1.Выделите объект щелчком левой кнопки мыши (Заголовок слайда). 119
2.Выберите команду Добавить анимацию и выберите эффект из группы Вход. 119
3.Установите необходимые параметры показа. В группе Время показа слайда в поле Начало установите После предыдущего 119
4.Переходите к другому объекту и повторите указанные действия. 119
5.Нажмите кнопку Просмотр для просмотра результата анимационного эффекта. 119
6.Для изменения порядка показа анимации (последовательности) выделите имеющийся эффект анимации и нажмите кнопку Порядок (вверх или вниз соответственно) 119
7.Создайте анимацию на каждом слайде презентации. 119
Эффекты перехода: 119
1.Перейти на вкладку Переходы. 119
2.На панели Переход к этому слайду раскройте выпадающее меню визуальных эффектов перехода. 119
3.Выберите одну из предложенных схем. 119
4.Для изменения параметров перехода нажмите кнопку Параметры эффектов и выберите вариант (справа, слева, снизу или сверху). 119
5.Для непрерывного показа слайдов нужно в пункте меню Смена слайдов установить время показа одного слайда и нажать кнопку Применить ко всем. 120
6.Установите эффекты перехода ко всей презентации. 120
7.Просмотрите результат показа презентации и при необходимости внесите изменения. 120
Практическая работа №29. 120
Тема «Создание генеалогического древа семьи» 120
Практическая работа №30. 121
Тема: Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином. Примеры работы с Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой. 121
Практическая работа №31 122
Тема: Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги. 122
Практическая работа №32. 124
Поисковые системы. Поиск информации на государственных образовательных порталах. 124
Практическая работа №33. 129
Средства создания и сопровождения сайта. (Создание web-сайта на языке HTML). 129
Практическая работа №34. 133
Создание web-сайта с помощью Word. 133
Практическая работа №35. 136
Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий. 136
Практическая работа №1.
Тема: Работа с информационными ресурсами общества. Работа с образовательными информационными ресурсами
Цель работы: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью, овладеть методами работы с программным обеспечением.
Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: персональный компьютер с выходом в Интернет.
Краткие теоретические сведения
Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики.
Информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.
ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.
Понятие ресурс определяется в словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.
Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.
Для классификации информационных ресурсов используют следующие их наиболее важные параметры:
-
тематика хранящейся в них информации; -
форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная; -
доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная; -
принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной,- архивной, научно-технической; -
источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований; -
назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное; -
форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная; -
вид носителя -
информации – бумажный, электронный.
Под образовательными информационными ресурсами понимают текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.
При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Субъекты информационной деятельности классифицируются следующим образом:
-
субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы - преподаватель, студент); -
субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы); -
субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети); -
субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).
К образовательным электронным ресурсам относят:
-
учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы), -
учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы), -
научно-методические (диссертации, кандидатские работы), -
дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции), -
системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний), -
электронные полнотекстовые библиотеки; -
электронные периодические издания сферы образования; -
электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,
электронные архивы выпусков.
Задания
Задание 1. Приведите примеры:
1) достоверной, но необъективной информации;
2) объективной, но недостоверной информации;
3) полной, достоверной, но бесполезной информации;
4) неактуальной информации;
5) актуальной, но непонятной информации.
Задание 2. Пользуясь любыми поисковыми системами
, дополните таблицу найденными Интернет-ресурсами в соответствии с Вашими профессиональными интересами.
Тип Интернет-ресурса
Вид Интернет-ресурса | Примеры Интернет-ресурсов | | |
Учебные материалы | 1.1. Учебник, учебное пособие | | |
1.2. Электронный учебный курс | | ||
1.3. Текст лекций | | ||
1.4. Лабораторный практикум | | ||
1.5. Задачник | | ||
1.6. Тест, контрольные вопросы | | ||
Справочные материалы | 3.1.Энциклопедия | | |
3.2. Словарь | | ||
3.3.Справочник | | ||
3.4. База данных | | ||
3.5. Геоинформационная/картографическая система | |
Задание 3. С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:
1) Что такое WWW?
2) Кто разработчик первого компьютера?
3) Когда отмечают Всемирный день информации?
4) Кто такой К.Э.Циалковский? Годы его жизни. Место работы.
5) Дата первых Олимпийских игр.
6) Микенская культура
7) Когда была Троянская война?
Задание 4.
Запишите ответы на вопросы:
1)Что такое информационные ресурсы?
2)Что такое образовательные информационные ресурсы?
3) Что относится к образовательным информационным ресурсам?
Содержание отчета
Отчет должен содержать:
-
Название работы. -
Цель работы. -
Задание. -
Результаты выполнения задания. -
Вывод по работе.
Контрольные вопросы
-
Что такое информационное общество? -
Что такое информационные ресурсы? -
Чем характеризуются национальные ресурсы общества? -
Что такое инсталляция (деинсталляция) программного обеспечения? -
Порядок инсталляция (деинсталляция) программного обеспечения?