Файл: Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 467
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Тема: Лицензионные и свободно распространяемые программные
продукты. Организация обновления программного обеспечения с
Тема: «Кодирование графической информации».
Тема: Применение АСУ в образовательном учреждении.
Применение АСУ в социально-экономической сфере.
Тема: Использование современных программ для проверки архитектуры и устройства компьютера.
Тема: Операционная система. Графический интерфейс пользователя.
Тема: Работа с программным обеспечением ЭВМ.
Тема «Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей»
Тема: Защита информации. Антивирусная защита
Тема: «Создание и форматирование документа . Использование систем проверки орфографии и грамматики»
Тема: «Создание таблицы, добавление формулы в текстовых документах
Тема: «Гипертекстовое представление информации»
Работа с листами рабочей книги
Тема: Использование логических функций и условного форматирования. Диаграммы.
Тема: Создание табличной базы данных. Создание формы в табличной базе данных
Тема: Создание отчета в табличной базе данных
Тема «Создание генеалогического древа семьи»
Тема: Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.
Палитра цветов
Для установки основного цвета надо щелкнуть левой кнопкой мыши на нужном цветном прямоугольнике в палитре цветов, для установки цвета фона — правой кнопкой мыши.
После запуска графического редактора размеры холста, палитра и единицы измерения устанавливаются по умолчанию: ширина — 21,11, высота — 15,79, единицы измерения — см.
Задания.
-
Определить установленное на вашем компьютере разрешение экрана монитора, измеренное в dpi.
Определение разрешения экрана монитора в dpi
-
В операционной системе windows щелкнуть правой кнопкой мыши по Рабочему столу, появится диалоговое окно Свойство: Экран. -
Выбрать вкладку Параметры и с помощью ползунка Разрешение экрана узнать установленное разрешение экрана монитора в количестве точек по горизонтали и по вертикали. Разрешение по горизонтали =1024 точки. -
Измерить с помощью линейки размер изображения на экране монитора по горизонтали (например, для 17”-монитора L= 31,5 см). -
Определить чему равен горизонтальный размер изображения на экране монитора в дюймах :
L = 31, 5 см = 31,5 см/2,54 см/дюйм ≈12,4 дюйма.
-
Определить разрешение экрана монитора в dpi:
Разрешение по горизонтали в dpi =1024 точки / 12,4 дюйма ≈82,5 dpi.
-
Осуществить геометрические преобразования изображения в растровом графическом редакторе (например, отразить и растянуть по вертикали и наклонить по горизонтали слово «информатика»). -
Запустить программу графического редактора Paint.-
Нарисовать круг и раскрасить, его синим цветом. -
Скопировать круг и вставить в этот же документ. -
Скопированный раскрасить красным цветом. -
Удалить синий круг. -
Красный перенести в центр холста (просмотреть). -
Провести черную касательную. -
Повернуть изображение на 900. -
Отобразить слева направо. -
Наклонить по горизонтали на 100, по вертикали на 200. -
Подписать вверху рисунка свое имя и фамилию (параметры надписи выбрать произвольно).
-
Контрольные вопросы.
-
Что понимается под разрешением изображения. -
Каков принцип построения растрового изображения. -
Что такое пиксел? -
Назовите достоинства и недостатки растровой графики. -
Назовите основные элементы окна и инструменты графического редактора Paint.
Практическая работа №7.
Тема: Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной моделиЦель: изучить способы представления алгоритмов в виде блок - схем.
Оборудование: ПК
Программное обеспечение: Turbo Pascal
Теоретические сведения к практической работе
Алгоритм — точное и понятное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи.
Исполнитель алгоритма — это некоторая абстрактная или реальная (техническая, биологическая или биотехническая) система, способная выполнить действия, предписываемые алгоритмом.
Исполнителя характеризуют:
-
сpеда; -
элементаpные действия; -
cистема команд; -
отказы.
Основные свойства алгоритмов следующие:
Понятность для исполнителя — т.е. исполнитель алгоритма должен знать, как его выполнять.
Дискpетность (прерывность, раздельность) — т.е. алгоpитм должен пpедставлять пpоцесс pешения задачи как последовательное выполнение пpостых (или pанее опpеделенных) шагов (этапов).
Опpеделенность — т.е. каждое пpавило алгоpитма должно быть четким, однозначным и не оставлять места для пpоизвола. Благодаpя этому свойству выполнение алгоpитма носит механический хаpактеp и не тpебует никаких дополнительных указаний или сведений о pешаемой задаче.
Pезультативность (или конечность). Это свойство состоит в том, что алгоpитм должен пpиводить к pешению задачи за конечное число шагов.
Массовость. Это означает, что алгоpитм pешения задачи pазpабатывается в общем виде, т.е. он должен быть пpименим для некотоpого класса задач, pазличающихся лишь исходными данными. Пpи этом исходные данные могут выбиpаться из некотоpой области, котоpая называется областью пpименимости алгоpитма.
На практике наиболее распространены следующие формы представления алгоритмов:
-
словесная (записи на естественном языке); -
графическая (изображения из графических символов); -
псевдокоды (полуформализованные описания алгоритмов на условном алгоритмическом языке, включающие в себя как элементы языка программирования, так и фразы естественного языка, общепринятые математические обозначения и др.); -
программная (тексты на языках программирования).
Блок "процесс" применяется для обозначения действия или последовательности действий, изменяющих значение, форму представления или размещения данных. Для улучшения наглядности схемы несколько отдельных блоков обработки можно объединять в один блок. Представление отдельных операций достаточно свободно.
Блок "решение" используется для обозначения переходов управления по условию. В каждом блоке "решение" должны быть указаны вопрос, условие или сравнение, которые он определяет.
Блок "модификация" используется для организации циклических конструкций. (Слово модификация означает видоизменение, преобразование). Внутри блока записывается параметр цикла, для которого указываются его начальное значение, граничное условие и шаг изменения значения параметра для каждого повторения.
Блок "предопределенный процесс" используется для указания обращений к вспомогательным алгоритмам, существующим автономно в виде некоторых самостоятельных модулей, и для обращений к библиотечным подпрограммам.
Линейные алгоритмы
Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором блоки выполняются последовательно сверху вниз от начала до конца.
На рисунке приведен пример блок-схемы алгоритма вычисления периметра Р и площади S квадрата со стороной длины A.
Разветвляющиеся алгоритмы
Разветвляющийся алгоритм это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
Циклические алгоритмы
Часто при решении задач приходится повторять выполнение операций по одним и тем же зависимостям при различных значениях входящих в них переменных и производить многократный проход по одним и тем же участкам алгоритма. Такие участки называются циклами. Алгоритмы, содержащие циклы, называется циклическими. Использование циклов существенно сокращает объем алгоритма.
Различают циклы с наперед известным и наперед неизвестным количеством проходов.
Сначала производится вход в цикл. После этого начинается его выполнение.
Структура цикла
Структура заголовка цикла
Внутри заголовка счетчику первоначально присваивается значение i = j. Затем выполняется блоки, образующие тело цикла. Обработка блоков внутри цикла производится по часовой стрелке. В результате после первого выполнения тела цикла управление вновь передается заголовку. Здесь к текущему значению счетчика добавится шаг. Теперь, если новое значение счетчика не вышло за свои пределы (т. е. не стало больше своего конечного значения при положительном шаге или меньше конечного значения – при отрицательном шаге), то снова выполняется тело цикла, вновь после возврата к заголовку к счетчику добавляется шаг. Так цикл будет выполняться до тех пор, пока значение счетчика однажды не выйдет за предписанный предел. Как только такой предел будет преодолен, произойдет выход из цикла и управление будет передано блоку, который следует сразу за циклом.
Вернемся к блок-схеме рис. Заголовок ее цикла представлен блоком 4. Роль счетчика цикла играет переменная i, которая должна в цикле изменяться от 1 до N. Поскольку шаг явно не указан, то по умолчанию он подразумевается равным 1. Тело цикла образуют блоки 5 и 6.
Сразу после входа в цикл переменная i примет начальное значение i = 1. Далее в блоке 5 выполняется проверка положительности первого элемента массива Z (т. к. i = 1). Если этот элемент действительно положителен, то в блоке б он будет добавлен к переменной S, после чего выполняется возврат к заголовку цикла. Если этот элемент не положителен (т. е. нуль или отрицательный), то будет выполнен переход сразу к заголовку цикла, минуя блок суммирования 6.