Файл: Рабочая программа среднего общего образования обществознание базовый уровень.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
(для 10—11 классов общеобразовательных организаций)
МОСКВА 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 4
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» (базовый уровень) 4
Цели изучения учебного предмета
«Обществознание» (базовый уровень) 4
Место учебного предмета «Обществознание»
(базовый уровень) в учебном плане 7
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Обществознание» (базовый уровень) 8
Личностные результаты 8
Метапредметные результаты 11
Предметные результаты 15
-
класс 15 -
класс 19
Содержание учебного предмета «Обществознание»
(базовый уровень) 25
-
класс 25 -
класс 27
Тематическое планирование учебного предмета
«Обществознание» (базовый уровень) 31
-
класс 31 -
класс 52
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по учебному предмету
«Обществознание» на уровне среднего общего образования со- ставлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представлен- ных в ФГОС СОО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», а также с учетом феде- ральной программы воспитания и подлежит непосредственно-
му применению при реализации обязательной части образо- вательной программы среднего общего образования .
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (базовый уровень)
Обществознание играет ведущую роль в выполнении обра- зовательной организацией функции интеграции молодежи в современное общество и обеспечивает условия для формиро- вания российской гражданской идентичности, традиционных ценностей многонационального российского народа, готовно- сти обучающихся к саморазвитию и непрерывному образова- нию, труду и творческому самовыражению, взаимодействию с другими людьми на благо человека и общества .
Изучение учебного предмета «Обществознание», включаю- щего знания о российском обществе и направлениях его раз- вития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и граж- данина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, привержен- ности национальным ценностям .
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (базовый уровень)
Целями обществоведческого образования на уровне средне- го общего образования являются:
6 воспитание общероссийской идентичности, гражданской от- ветственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях жизни, уваже- ния к традиционным ценностям и культуре России, правам и свободам человека и гражданина, закрепленным в Кон- ституции Российской Федерации;
6 развитие личности в период ранней юности, становление ее духовно-нравственных позиций и приоритетов,
выработка правового сознания, политической культуры, мотивации к
4 Федеральная рабочая программа среднего общего образования
предстоящему самоопределению в различных областях жиз- ни: семейной, трудовой, профессиональной;
6 развитие способности обучающихся к личному самоопреде- лению, самореализации, самоконтролю;
6 развитие интереса обучающихся к освоению социальных и гуманитарных дисциплин;
6 освоение системы знаний об обществе и человеке, форми- рование целостной картины общества, адекватной совре- менному уровню научных знаний и позволяющей реализо- вать требования к личностным, метапредметным и предмет- ным результатам освоения образовательной программы, представленным в Федеральном государственном образова- тельном стандарте среднего общего образования;
6 овладение умениями получать, анализировать, интерпрети- ровать и систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных, ис- следовательских задач, а также в проектной деятельности;
6 совершенствование опыта обучающихся в применении по- лученных знаний (включая знание социальных норм) и умений в различных областях общественной жизни: в граж- данской и общественной деятельности, включая волонтер- скую, в сферах межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероиспове- даний, в противодействии коррупции, в семейно-бытовой сфере, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных
по- ступков .
С учетом преемственности с уровнем основного общего об- разования учебный предмет «Обществознание» раскрывает теоретические знания, факты социальной жизни; ценности и нормы, регулирующие общественные отношения; социальные роли человека, его права, свободы и обязанности как члена общества и гражданина Российской Федерации; особенности современного российского общества в единстве социальных сфер и институтов и роли России в динамично изменяющем- ся мире; различные аспекты межличностного и других видов социального взаимодействия, а также взаимодействия людей и социальных групп с основными институтами государства и гражданского общества и регулирующие эти взаимодействия социальные нормы .
Освоение содержания обществоведческого образования осу- ществляется в соответствии со следующими ориентирами, от-
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 5
ражающими специфику учебного предмета на уровне среднего общего образования:
6 определение учебного содержания научной и практической значимостью включаемых в него положений и педагогиче- скими целями учебного предмета с учетом познавательных возможностей учащихся старшего подросткового возраста;
6 представление в содержании учебного предмета основных сфер жизни общества, типичных видов человеческой дея- тельности в информационном обществе, условий экономиче- ского развития на современном этапе, особенностей финан- сового поведения, перспектив и прогнозов общественного
развития, путей решения актуальных социальных проблем;
6 обеспечение развития ключевых навыков, формируемых де- ятельностным компонентом социально-гуманитарного обра- зования (выявление проблем, принятие решений, работа с информацией), и компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности и при выборе профессии;
6 включение в содержание предмета полноценного материала о современном российском обществе, об основах конститу- ционного строя Российской Федерации, закрепленных в Конституции Российской Федерации, о правах и свободах человека и гражданина, тенденциях развития России, ее роли в мире и противодействии вызовам глобализации;
6 расширение возможностей самопрезентации обучающихся, мотивирующей креативное мышление и участие в социаль- ных практиках .
Отличие содержания учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования от содержа- ния предшествующего уровня заключается в:
—изучении нового теоретического содержания;
—рассмотрении ряда ранее изученных социальных явлений и процессов в более сложных и разнообразных связях и от- ношениях;
—освоении обучающимися базовых методов социального по- знания;
—большей опоре на самостоятельную деятельность и индиви- дуальные познавательные интересы обучающихся, в том числе связанные с выбором профессии;
—расширении и совершенствовании познавательных, иссле- довательских, проектных умений, которые осваивают обу- чающиеся, и возможностей их применения при выполнении социальных ролей, типичных для старшего подросткового