Файл: Рабочая программа среднего общего образования обществознание базовый уровень.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

(для 10—11 классов общеобразовательных организаций)


МОСКВА 2022

СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка 4

Общая характеристика учебного предмета

«Обществознание» (базовый уровень) 4

Цели изучения учебного предмета

«Обществознание» (базовый уровень) 4

Место учебного предмета «Обществознание»

(базовый уровень) в учебном плане 7

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Обществознание» (базовый уровень) 8

Личностные результаты 8

Метапредметные результаты 11

Предметные результаты 15

  1. класс 15

  2. класс 19

Содержание учебного предмета «Обществознание»

(базовый уровень) 25

  1. класс 25

  2. класс 27

Тематическое планирование учебного предмета

«Обществознание» (базовый уровень) 31

  1. класс 31

  2. класс 52

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Федеральная рабочая программа по учебному предмету

«Обществознание» на уровне среднего общего образования со- ставлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представлен- ных в ФГОС СОО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», а также с учетом феде- ральной программы воспитания и подлежит непосредственно-
му применению при реализации обязательной части образо- вательной программы среднего общего образования .

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (базовый уровень)


Обществознание играет ведущую роль в выполнении обра- зовательной организацией функции интеграции молодежи в современное общество и обеспечивает условия для формиро- вания российской гражданской идентичности, традиционных ценностей многонационального российского народа, готовно- сти обучающихся к саморазвитию и непрерывному образова- нию, труду и творческому самовыражению, взаимодействию с другими людьми на благо человека и общества .

Изучение учебного предмета «Обществознание», включаю- щего знания о российском обществе и направлениях его раз- вития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и граж- данина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, привержен- ности национальным ценностям .

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (базовый уровень)


Целями обществоведческого образования на уровне средне- го общего образования являются:

6 воспитание общероссийской идентичности, гражданской от- ветственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях жизни, уваже- ния к традиционным ценностям и культуре России, правам и свободам человека и гражданина, закрепленным в Кон- ституции Российской Федерации;

6 развитие личности в период ранней юности, становление ее духовно-нравственных позиций и приоритетов,

выработка правового сознания, политической культуры, мотивации к

4 Федеральная рабочая программа среднего общего образования

предстоящему самоопределению в различных областях жиз- ни: семейной, трудовой, профессиональной;

6 развитие способности обучающихся к личному самоопреде- лению, самореализации, самоконтролю;

6 развитие интереса обучающихся к освоению социальных и гуманитарных дисциплин;

6 освоение системы знаний об обществе и человеке, форми- рование целостной картины общества, адекватной совре- менному уровню научных знаний и позволяющей реализо- вать требования к личностным, метапредметным и предмет- ным результатам освоения образовательной программы, представленным в Федеральном государственном образова- тельном стандарте среднего общего образования;

6 овладение умениями получать, анализировать, интерпрети- ровать и систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных, ис- следовательских задач, а также в проектной деятельности;

6 совершенствование опыта обучающихся в применении по- лученных знаний (включая знание социальных норм) и умений в различных областях общественной жизни: в граж- данской и общественной деятельности, включая волонтер- скую, в сферах межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероиспове- даний, в противодействии коррупции, в семейно-бытовой сфере, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных
по- ступков .

С учетом преемственности с уровнем основного общего об- разования учебный предмет «Обществознание» раскрывает теоретические знания, факты социальной жизни; ценности и нормы, регулирующие общественные отношения; социальные роли человека, его права, свободы и обязанности как члена общества и гражданина Российской Федерации; особенности современного российского общества в единстве социальных сфер и институтов и роли России в динамично изменяющем- ся мире; различные аспекты межличностного и других видов социального взаимодействия, а также взаимодействия людей и социальных групп с основными институтами государства и гражданского общества и регулирующие эти взаимодействия социальные нормы .

Освоение содержания обществоведческого образования осу- ществляется в соответствии со следующими ориентирами, от-

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 5

ражающими специфику учебного предмета на уровне среднего общего образования:

6 определение учебного содержания научной и практической значимостью включаемых в него положений и педагогиче- скими целями учебного предмета с учетом познавательных возможностей учащихся старшего подросткового возраста;

6 представление в содержании учебного предмета основных сфер жизни общества, типичных видов человеческой дея- тельности в информационном обществе, условий экономиче- ского развития на современном этапе, особенностей финан- сового поведения, перспектив и прогнозов общественного
развития, путей решения актуальных социальных проблем;

6 обеспечение развития ключевых навыков, формируемых де- ятельностным компонентом социально-гуманитарного обра- зования (выявление проблем, принятие решений, работа с информацией), и компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности и при выборе профессии;

6 включение в содержание предмета полноценного материала о современном российском обществе, об основах конститу- ционного строя Российской Федерации, закрепленных в Конституции Российской Федерации, о правах и свободах человека и гражданина, тенденциях развития России, ее роли в мире и противодействии вызовам глобализации;

6 расширение возможностей самопрезентации обучающихся, мотивирующей креативное мышление и участие в социаль- ных практиках .

Отличие содержания учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования от содержа- ния предшествующего уровня заключается в:

—изучении нового теоретического содержания;

—рассмотрении ряда ранее изученных социальных явлений и процессов в более сложных и разнообразных связях и от- ношениях;

—освоении обучающимися базовых методов социального по- знания;

—большей опоре на самостоятельную деятельность и индиви- дуальные познавательные интересы обучающихся, в том числе связанные с выбором профессии;

—расширении и совершенствовании познавательных, иссле- довательских, проектных умений, которые осваивают обу- чающиеся, и возможностей их применения при выполнении социальных ролей, типичных для старшего подросткового