Файл: Рабочая программа среднего общего образования обществознание базовый уровень.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
на состояние природной и социальной среды, осознание глобального харак- тера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей сре- де на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружаю-
щей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические по- следствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направлен- ности .
сформированность мировоззрения, соответствующего совре- менному уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социально-экономической и политической коммуника- ции;
осознание ценности научной деятельности, готовность осу- ществлять проектную и исследовательскую деятельность ин- дивидуально и в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообу- чению на протяжении всей жизни, интерес к изучению со- циальных и гуманитарных дисциплин .
10 Федеральная рабочая программа среднего общего образования
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования (на базовом уровне) у них совершенствуется эмоциональный ин- теллект, предполагающий сформированность:
—самосознания, включающего способность понимать свое эмо-
циональное состояние, видеть направления развития соб- ственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном взаимодействии и при принятии решений;
—саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
—внутренней мотивации, включающей стремление к достиже- нию цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать типичные социальные роли;
—эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении ком- муникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
—социальных навыков, включающих способность выстраи- вать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты .
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования по предмету «Обществознание» должны отражать:
Базовыелогическиедействия:
самостоятельно формулировать и актуализировать социаль- ную проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения социальных объек- тов, явлений и процессов;
определять цели познавательной деятельности, задавать па- раметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматривае-
мых социальных явлениях и процессах;
вносить коррективы в деятельность (с учетом разных видов деятельности), оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 11
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе учебно-познавательных .
Базовыеисследовательскиедействия:
развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем;
проявлять способность и готовность к самостоятельному по- иску методов решения практических задач, применению раз- личных методов социального познания;
осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различ- ных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы социальных наук; ставить и формулировать собственные задачи в образова-
тельной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи социальных явле- ний и процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для до- казательства своих утверждений, задавать параметры и кри- терии решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения за- дачи, критически оценивать их достоверность, прогнозиро- вать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям
, возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретенный опыт;
уметь переносить знания об общественных объектах, явле- ниях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных обла- стей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения .
Работасинформацией:
владеть навыками получения социальной информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять по- иск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
12 Федеральная рабочая программа среднего общего образования
создавать тексты в различных форматах с учетом назначе- ния информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации раз- личных видов и форм представления (в том числе полученной из интернет-источников), ее соответствие правовым и мораль- но-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникацион- ных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргоно- мики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопас- ности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности .
Общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распо-
знавать невербальные средства общения;
понимать значение социальных знаков, распознавать пред- посылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с исполь- зованием языковых средств .
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и инди- видуальной работы .
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать
и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участни- ков, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участ- ника команды в общий результат по разработанным крите- риям;
предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинально- сти, практической значимости;
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 13
осуществлять позитивное стратегическое поведение в раз- личных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным .
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность; выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситу-
ациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с уче- том имеющихся ресурсов, собственных возможностей и пред-
планирование и осуществление действий в окружающей сре- де на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружаю-
щей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические по- следствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направлен- ности .
Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего совре- менному уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социально-экономической и политической коммуника- ции;
осознание ценности научной деятельности, готовность осу- ществлять проектную и исследовательскую деятельность ин- дивидуально и в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообу- чению на протяжении всей жизни, интерес к изучению со- циальных и гуманитарных дисциплин .
10 Федеральная рабочая программа среднего общего образования
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования (на базовом уровне) у них совершенствуется эмоциональный ин- теллект, предполагающий сформированность:
—самосознания, включающего способность понимать свое эмо-
циональное состояние, видеть направления развития соб- ственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном взаимодействии и при принятии решений;
—саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
—внутренней мотивации, включающей стремление к достиже- нию цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать типичные социальные роли;
—эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении ком- муникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
—социальных навыков, включающих способность выстраи- вать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты .
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования по предмету «Обществознание» должны отражать:
-
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовыелогическиедействия:
самостоятельно формулировать и актуализировать социаль- ную проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения социальных объек- тов, явлений и процессов;
определять цели познавательной деятельности, задавать па- раметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматривае-
мых социальных явлениях и процессах;
вносить коррективы в деятельность (с учетом разных видов деятельности), оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 11
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе учебно-познавательных .
Базовыеисследовательскиедействия:
развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем;
проявлять способность и готовность к самостоятельному по- иску методов решения практических задач, применению раз- личных методов социального познания;
осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различ- ных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы социальных наук; ставить и формулировать собственные задачи в образова-
тельной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи социальных явле- ний и процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для до- казательства своих утверждений, задавать параметры и кри- терии решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения за- дачи, критически оценивать их достоверность, прогнозиро- вать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям
, возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретенный опыт;
уметь переносить знания об общественных объектах, явле- ниях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных обла- стей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения .
Работасинформацией:
владеть навыками получения социальной информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять по- иск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
12 Федеральная рабочая программа среднего общего образования
создавать тексты в различных форматах с учетом назначе- ния информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации раз- личных видов и форм представления (в том числе полученной из интернет-источников), ее соответствие правовым и мораль- но-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникацион- ных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргоно- мики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопас- ности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности .
-
Овладение универсальными коммуникативными дей- ствиями
Общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распо-
знавать невербальные средства общения;
понимать значение социальных знаков, распознавать пред- посылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с исполь- зованием языковых средств .
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и инди- видуальной работы .
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать
и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участни- ков, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участ- ника команды в общий результат по разработанным крите- риям;
предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинально- сти, практической значимости;
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 13
осуществлять позитивное стратегическое поведение в раз- личных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным .
-
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность; выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситу-
ациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с уче- том имеющихся ресурсов, собственных возможностей и пред-