Файл: Менеджмент, как фактор повышения эффективности деятельности организации.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Менеджмент, как фактор повышения эффективности деятельности организации
1.1 Понятие менеджмента и его основные характеристики
1.2 Содержание и особенности американской модели менеджмента
Глава 2. Анализ реализации функций менеджмента на примере компании «Макдоналдс»
2.1. Краткая характеристика компании «Макдоналдс»
2.2. Специфика реализации функций менеджмента в компании «Макдоналдс»
3. Рекомендации по возможным улучшениям применения функций менеджмента в компании «Макдоналдс»
Введение
Управление современными предприятиями строится на основе соблюдения и реализации в практической деятельности принципов менеджмента, на основе которых не просто осуществляется координация действий отдельных исполнителей или подразделений организаций, а обеспечивается ее эффективное функционирование, выражающееся в достижении запланированного экономического результата при минимально обоснованных затратах. В настоящее время наиболее успешные компании, занимающие прочные позиции в международном бизнесе, рассматривают эффективный менеджмент как важнейшее конкурентное преимущество, не просто обеспечивающее получение краткосрочного результата, а нацеливающее деятельность компаний на долгосрочную перспективу. От того, насколько эффективно организован менеджмент, зависят результаты работы всей организации.
Особую актуальность вопросы эффективного менеджмента приобрели в странах с переходной экономикой. Это объясняется тем, что в условиях формирования рыночных отношений, предприятия приобрели большую самостоятельность, изменились цели их деятельности, условия функционирования, что потребовало применения новых подходов к организации управления. В этих условиях одним из приоритетных направлений управления деятельностью предприятий является применение современных технологий и методологии обеспечения эффективности менеджмента. Центральное место в их структуре занимает оценка эффективности. Информация, полученная на основе расчета и анализа показателей эффективности менеджмента, служит основой для принятия управленческих решений относительно совершенствования системы управления и технологии менеджмента на предприятии. В связи этим вопросы, связанные с оценкой и обеспечением эффективности менеджмента на предприятии приобретают особую актуальность.
Цель работы заключается в том, чтобы на основе расчета и анализа показателей американской модели менеджмента, оценить состояние управленческой деятельности компании «Макдоналдс».
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
1) определить понятие менеджмента и проанализировать его основные характеристики;
2) раскрыть содержание и определить особенности американской модели менеджмента;
3) провести анализ деятельности компании «Макдоналдс»;
4) сделать выводы;
Теоретическую основу работы составили научные труды и исследования в области организации менеджмента и исследования систем управления таких авторов, как Р. Олдкорн, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, О.С. Виханский и А.И. Наумов, Э.М. Коротков, А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов, Н.Г. Кузнецов, И.Ю. Солдатова и других.
В основе методологии исследования, осуществленного в работе, лежит метод системного анализа, который позволяет рассмотреть, как практические, так и теоретические аспекты диагностики системы управления предприятием. При выполнении бакалаврской работы использовались метод сравнения, индексный метод, метод сводки и группировки, с помощью которых был осуществлен анализ показателей, характеризующих эффективность менеджмента предприятия.
Глава 1. Менеджмент, как фактор повышения эффективности деятельности организации
1.1 Понятие менеджмента и его основные характеристики
Управление современными организациями, функционирующими в условиях интенсивной конкуренции и динамично развивающейся внешней среды, основано на принципах и технологии менеджмента. В российской и зарубежной литературе встречаются различные определения понятия «менеджмент». Так, например, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури определяют менеджмент как совокупность действий организации, направленных на достижение ее целей и обеспечение эффективного функционирования. Известный теоретик в области теории организации и управления П.Друкер отмечает следующее: «Менеджмент – это особый вид деятельности, который превращает неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Менеджмент как таковой является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен [14, с.12].
Известный специалист в области российского менеджмента И.Н. Герчикова определяет менеджмент как самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применение принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента [8, с. 10]. Также она отмечает, что в условиях рыночной экономики менеджмент означает [8, с. 10]:
- Ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
- Постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;
- Хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
- Постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
- Выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
- Необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений
О.С. Виханский, А.И. Наумов определяют менеджмент как деятельность, направленную на поддержание баланса между тремя основными организационными процессами: получение ресурсов из внешнего окружения, изготовление продукта и его передача во внешнюю среду, - а также на мобилизацию ресурсов организации на их осуществление [7, с. 13].
Приведенные выше определения являются результатом комплекса научных знаний, которые были систематизированы на различных этапах менеджмента как науки в результате исследований представителей различных школ. Этапы развития менеджмента с точки зрения различных школ, и содержание их идей раскрыто в Приложении А.
Наличие различных подходов к определению понятия «менеджмент» позволяет сделать вывод о том, что это сложная и многогранная деятельность, которая направлена на повышение эффективности работы организации во всех ее аспектах. Рассматривая суть понятия «менеджмент» необходимо провести анализ основных его элементов. Во-первых, менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности. Во-вторых, менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера, а в качестве объекта – хозяйственную деятельности всех звеньев любой системы (предприятие, объединение, государство). Под хозяйственной деятельностью в понятии менеджмента имеется в виду деятельность в любой отрасли экономики: промышленности, торговли, строительстве, транспорте, банковском деле, а также в любой сфере деятельности: НИОКР, сбыт, финансы, производство. Следовательно, менеджмент охватывает не только деятельность промышленных звеньев, но и другие хозяйственные единицы, выступающие на рынке как самостоятельные экономические субъекты. В свою очередь содержание хозяйственной деятельности определяется средствами, которые обеспечивают процесс производства, а именно материальные. Финансовые и трудовые ресурсы. При этом хозяйственная деятельность любой системы требует такого стиля работы, результате которой обеспечивается поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для достижения поставленных целей все источники поступления ресурсов.
В связи с этим главной составляющей в менеджменте является определение цели деятельности системы, а достижение поставленных целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей организации и их обеспеченности соответствующими ресурсами. Для обеспечения взаимодействия всех элементов системы в реализации социальных, экономических и технологических задач менеджмент основывается на собственном экономическом механизме, который в свою очередь обусловлен хозяйственной деятельностью, объективно отражает процесс ее осуществления и зависит от спроса и результатов рынка.
Необходимо отметить, что в литературе по теории управления производится разграничение между понятиями «менеджмент» и «управление». Так, например, некоторые ученые [6], [18] считают, что понятие «управление» шире понятия «менеджмент», так как может применяться к различным сферам деятельности. В то время как термин «менеджмент» применяется только к управлению социально-экономическими системами, где главным элементом является человек. В то ж время З.М. Макашева отмечает, что управление – это целенаправленное воздействие на коллективы людей дл достижения поставленных целей. Менеджмент этот же автор определяет как умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Из приведенных выше определений следует, что понятия «менеджмент» и «управление» аналогичны.
Независимо от широты трактовки понятия «менеджмент», его сущность может быть раскрыта посредством анализа его целей. По словам И.Н. Герчиковой, конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности или доходности деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника [8, с.13].
Д.Д. Вачугов осуществляет более детальный анализ целей менеджмента, выделяя в качестве основных следующие из них:
-стремление к доходу;
- стремление к обеспечению устойчивого имущественного состояния;
- стремление к увеличению оборота;
- стремление к снижению расходов.
Анализируя целевое содержание менеджмента, А.К. Семенов и В.И. Набоков разграничивают цели менеджмента как науки и цели менеджмента как практики эффективного управления. В частности они отмечают, что целью менеджмента как науки является разработка теории управления, научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивое, надежное, перспективное и эффективное функционирование систем управления. Целью менеджмента как практики эффективного управления является достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности организации или иных целей путем рациональной организации производственного процесса и развития технико-технологической базы организации.
В связи с перечисленными выше целями можно определить и основные задачи менеджмента. В литературе по теории управления они формулируются следующим образом:
- Обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
- Стимулирование работы сотрудников фирмы, путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
- Постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех ее подразделений
- Постоянный поиск и освоение новых рынков.
И.Л. Добротворский формулирует задачи менеджмента более конкретно, считая, что основными из них являются [12, с.12]:
- определение конкретных целей и задач развития предприятия;
- выявление приоритетности целей;
- разработка стратегии развития предприятия;
- разработка системы мероприятий для достижения намеченных целей в различные временные периоды;
- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
- установление системы контроля за выполнением поставленных задач
Основные характеристики менеджмента могут быть раскрыты через анализ его главных аспектов. Их структура и содержание показаны на рисунке 1.
Экономический аспект
Управление производством, в ходе которого достигается эффективность функционирования системы управления и поставленные цели
Социально-психологический аспект
Создание нормального микроклимата на основе правильного сочетания формальной и неформальной среды внутри коллектива, а также разработки эффективной системы мотивации труда
Рациональная оценка производственного потенциала в соответствии с поставленными целями и задачами предприятия, разработка стратегии их достижения, оптимизация ресурсов, руководство и контроль на основе разработанной системы мотивации
Организационно-технический аспект
Отражение структуры государственных политических и экономических институтов, проводимой ими политики
Политический аспект
Рисунок 1 – Основные аспекты менеджмента
(рисунок выполнен на основе источников [8])
Из данного рисунка видно, что менеджмент как вид профессиональной деятельности может быть проанализирован с точки зрения экономического, социально-психологического, правового и организационно-технического аспекта.
Эффективность менеджмента во многом определяется использованием различных научных подходов и принципов управления и обоснованностью их применения. Анализ теории и практики управления позволяет установить необходимость применения к менеджменту различных научных подходов. Что касается принципов управления, то в специальной литературе они определяются как основные правила, вытекающие из объективных экономических законов и закономерностей общественного развития. Принципы менеджмента в различное время были сформулированы классиками менеджмента Ф. Тейлором, Г. Эмерсоном, А. Файолем. Структура этих принципов показана в таблице 1