Файл: Методические указания по проведению практических занятий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

-толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

-готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

-осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

-ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Критерии оценки выполнения практических занятий

Отметка «5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний.

Отметка «4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Отметка «3» - работа выполняется при помощи преподавателя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.

Отметка «2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых.

Практическое занятие №1

Человек, индивид, личность

Цели: расширение знаний о человеке; развитие умений работать с учебной литературой; развитие умений грамотно
излагать и аргументировать собственные суждения.

Порядок выполнения

1. Установите соответствие между понятием и определением, используя учебник [1] - с. 10

Личность - это существо, принадлежащее к биологическому виду Ноmо sapiens.

Человек - это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей чертами.

Талант - специфические черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных.

Индивид - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Индивидуальность - это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества.

Воспитание - человек, способный к активной социальной деятельности.

Модальная личность - это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры.

Социальный субъект - это человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества, это тип личности, наиболее распространенный на данной территории и в данный момент времени.

Самосознание - процесс целенаправленного воздействия на человека по формированию определенных качеств.

Нормативная (базисная) личность - это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.

Социальные отношения - это индивидуально-психические качества человека, которые позволяют ему успешно приобретать знания, умения и навыки.

Социализация - это ярко выраженная способность.

Самовоспитание - это талантливый человек, постоянно развивающий свои способности и достигший высоких результатов в своей деятельности.

Способности - это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта.

Гений - это процесс, при котором человек сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки.

Содержание отчета

  1. Тема и цели занятия.

  2. Установленные соответствия между понятием и определением.

  3. Вывод.


Контрольные вопросы

  1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?

  2. Какое значение имеет самовоспитание? Занимаетесь ли вы самовоспитанием?







Практическое занятие №2

Потребности, способности, интересы

Цели: расширить знания о потребностях, способностях и интересах; определить свои профессиональные склонности.

Краткие теоретические сведения

Способности – это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами того или иного вида деятельности.

В целях своего развития человеку необходимо удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность — это нужда человека в том, что состав­ляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

-Биологические (органические, материальные) — по­требности в пище, одежде, жилище и др.

-Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

-Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

-Биологические, социальные и духовные потребности взаи­мосвязаны. Биологические в своей основе потребности у челове­ка в отличие от животных становятся социальными. У большин­ства людей социальные потребности господствуют над идеаль­ными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Потребности каждого следующего уровня становятся на­сущными, когда удовлетворены предыдущие.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес
 (лат. interest — иметь значение) — целенаправ­ленное отношение человека к какому-либо объекту его по­требности.

Интересы людей направлены не столько на предметы по­требностей, сколько на те общественные условия, которые де­лают более или менее доступными эти предметы, прежде все­го, материальные и духовные блага, обеспечивающие удов­летворение потребностей.


Интересы определяются положением различных социаль­ных групп и индивидов в обществе. Они в большей или мень­шей степени осознаются людьми и являются важнейшими по­будительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

-по их носителю: индивидуальные, групповые, всего об­щества;

-по направленности: экономические, социальные, поли­тические, духовные.

От интереса следует отличать склонность. Понятие «ин­терес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на опреде­ленную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зави­сит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личнос­ти, которая во многом определяет его жизненный путь, харак­тер деятельности и т. д.

Порядок выполнения

1 Используя краткие теоретические сведения, а так же учебник [1], дать характеристику понятию «потребность»; назвать и охарактеризовать виды первичных потребностей;

2 Используя учебник [1] и краткие теоретические сведения дать определение понятиям «способности», «интерес» и «склонность»;

3. Допишите недостающие понятия.

3.1 В социологии выделяют такие виды личности, как:

А) модальная личность

Б) __________________
3.2 На формирование личности оказывают влияние такие факторы, как:

А) _____________________

Б) воспитание

В) _____________________

Г) _____________________
3.3 Выделяют две составляющих социальной среды:

А) макросреда

Б) _____________

Содержание отчета

  1. Тема и цель занятия.

  2. Характеристика понятия «потребность», видов первичных потребностей.

  3. Определение понятий «способности», «интерес» и «склонность».

  4. Дописать недостающие понятия

  5. Вывод.

4 Вывод.

Контрольные вопросы

  1. В чем состоят различия понятий «Склонность» и «Интерес»?

  2. В чем состоит важность вопроса выбора профессии? Что такое профессиональное самоопределение? Какую роль оно играет в жизни человека?

Практическое занятие №3

Мировоззрение. Типы мировоззрения

Цели: р