Файл: Методические указания по проведению практических занятий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 220

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
асширение знаний об обществе как сложной системе; изучить типы мировоззрения.

Порядок выполнения

1 Проанализировать текст «Мировоззрение личности» (В. И. Добрынина). Прочитайте текст и выполните задания.

Мировоззрение личности

Мировоззрение человека находится в постоянном развитии. Оно мо­жет существенно меняться под влиянием открытий в области естественных и гуманитарных наук. Однако при всех его самых глубоких изменениях в мировоззрении сохраняется некоторая его постоянная составляющая. Она в конечном счете и представляет мировоззренческую позицию личности: религиозную или атеистическую, базирующуюся на научном или псевдо­научном знании и т. п.

Структурно мировоззрение включает в себя две относительно самостоя­тельные части: мировосприятие (мироощущение) и миропонимание.

Мировосприятие связано со способностью человека познавать мир на чувственно-наглядном уровне, т. е. на уровне образов, в том числе и худо­жественных. И в этом смысле оно определяет эмоциональный настрой че­ловека: восторженность или уныние, оптимистическое отношение к жиз­ни или пессимистическое, дружелюбие или враждебность по отношению к другим и др.

В отличие от мировосприятия миропонимание формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности че­ловека. В связи с этим основными его элементами оказываются истинные знания и заблуждения, практика самого человека и общества.

Значение миропонимания состоит в том, что оно является основой фор­мирования интересов и потребностей человека, системы его ценностных ориентации, а значит, и мотивов деятельности.

Добрынина В. И. «Мировоззрение, его роль в современном мире»

1.1 Какие две части (два структурных элемента) включает в себя структура мировоззрения?

1.2 Как вы понимаете мысль автора о том, что «при всех самых глубоких изменениях в мировоззрении сохраняется некоторая его постоянная составляющая»?

1.3 Соотнесите известные вам типы мировоззрения со структурными элементами мировоззрения.

1.4 Как правило, мировоззрение человека можно определить по тем понятиям, терминам и устойчивым выражениям, которые он употребляет. Например, для мироощущения может быть характерен такой понятийный набор: вера, одиночество, жизненный порыв и т.д. Для миропонимания такой набор: закономерность, доказательство, социальная система и т.д. Приведите по два примера понятий и терминов, характеризующих два структурных элемента мировоззрения, выделенные в тексте автором.


2 Опираясь на текст учебника [3]- §11 с.114 заполните таблицу 3.1.

Таблица 3.1 – Характерные черты различных типов мировоззрения

Типы мировоззрения

Характерные черты

1

2

Обыденное




Религиозное




Научное




Философское




Содержание отчета

  1. Тема и цель занятия.

  2. Анализ текста.

  3. Заполненная таблица 3.1.

  4. Вывод.

Контрольные вопросы

  1. Что такое познание, какие типы познания существуют?

  2. Какую роль в жизни человека играет мировоззрение?

  3. Какие типы мировоззрения преобладают в современном обществе? К какому типу мировоззрения вы можете отнести свои взгляды?





Практическое занятие №4

Основные институты общества. Общество и природа. Глобализация

Цели: расширить знания об обществе и природе; научиться излагать и аргументировать собственные суждения в области законодательства.

Краткие теоретические сведения

Глобализация - понятие весьма противоречивое. С одной стороны это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. А с другой стороны это ни что иное, как мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, а также сближение и слияние культур разных стран. В результате глобализации происходит объединение многих государств, но в то же время происходит и увеличение числа проблем, с которыми они сталкиваются. Слабые государства от процесса глобализации могут стать еще слабее, тогда как сильные - многократно увеличить свои возможности как в экономике, так и в политике.

Предпосылки глобализации:

  1. Информационная революция (создание глобальных сетей);

  2. Интернационализация капитала и ужесточение конкуренции на мировых рынках;

  3. Дефицит природных ресурсов и обострение борьбы за контроль над ними;

  4. Демографический взрыв;

  5. Усиление техногенной нагрузки на природу;

  6. Распространение оружия массового уничтожения.

Проблемы, порождаемые глобализацией:

              1. Дестабилизация экономической и социально-политической ситуации в отдельных странах и в мировом сообществе.

              2. Изменение внешних и внутригосударственных условий деятельности финансовых институтов, что порождает нестабильность мировой финансовой системы. Процессы глобализации не только привели к неконтролируемому перемещению огромных денежных масс через национальные границы и формированию глобального финансового рынка, но и к изменению функций денег в мировой экономике. Деньги сами стали товаром, а спекуляция на изменении курса валют – наиболее выгодной операцией.

              3. Усиление диспропорций в мировой экономике и нарастание социальной поляризации. Разрыв между нищим большинством и богатым меньшинством все больше.

              4. Экологическая проблема. Наступила реальная опасность экологической катастрофы. Это вызвано деградацией жизненно важной для здоровья человека природной среды, разрушительным техногенным влиянием на биосферу, усиливающимся воздействием парникового эффекта на климат планеты, необратимыми потерями в генофонде планеты в связи с исчезновением многих видов животных и растений.


Порядок выполнения

1 Установите соответствие между понятием и определением.

Природа - это весь животный и растительный мир Земли.

Биосфера - это совокупность естественных условий существования человечества.

Матриархат - главенство мужчины в первобытной семье.

Патриархат - главенство женщины в первобытной семье.

Присваивающая экономика - производство необходимых продуктов в первобытном обществе.

Производящая экономика - присвоение продуктов природы в готовом виде.

2 Используя материал таблицы 4.1 дайте характеристику одному из институтов общества

Таблица 4.1 - Признаки главных институтов общества

Семья

Бизнес

Государство

Образование

Религия

Установки и образцы поведения

Привязанность, лояльность уважение, ответственность

Экономичность, производство прибыли

Субординация, лояльность

Любовь к знаниям

Почтительность, поклонение

Символические и культурные признаки

Обручальное кольцо, брачный ритуал

Фабричная марка, патентный знак

Флаг, печать, герб, гимн

Школьные эмблемы, песни, форма

Крест, иконы, святыни

Утилитарные культурные черты

Том, квартира, мебель

Предприятие, магазин, склад, бланки, формы

Общественные здания, бланки, формы

Класс, стадионы, библиотеки

Церковные здания, реквизит, религиозная литература

Кодексы поведения (устные и письменные)

Семейные запреты и допущения

Контракты, лицензии

Конституция, законы

Правила учащихся

Вера, церковные запреты

Идеология

Романтическая любовь, совместимость, индивидуализм

Право на суд, свобода торговли, антимонополизм

Государственное право, демократия

Академическая свобода, равенство при обучении

Православие, протестантизм, буддизм



Предпосылками глобализации являются:

1 Информационная революция (создание глобальных сетей);

2 ……………………………………………………………………………………

3 Дефицит природных ресурсов и обострение борьбы за контроль над ними;

4 ………………………………………………………………………………………

5 Усиление техногенной нагрузки на природу;

6 ………………………………………………………………………………………

Содержание отчета

  1. Тема и цель занятия.

  2. Установленные соответствия между понятием и определением.

  3. Характеристика одного из институтов общества.

  4. Вывод.

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте определение понятию глобализация.

  2. В чем проявляются глобальные проблемы современности?

  3. Сформулируйте определение к понятию «Социальные институты общества».


Практическое занятие №5

Духовная культура личности и общества. Виды культуры

Цели: расширение знаний о духовной культуре личности и общества; изучение основных видов, элементов и функций культуры; развитие умений грамотно излагать свои мысли.

Порядок выполнения

1 Дайте понятия культуры в широком и узком смысле.

2. Соотнесите понятия культура и общество:

1 Субъект культурной деятельности - ________________;

2 Содержание социальной деятельности - _____________;

3 Результат человеческой деятельности - ______________.

3. Назовите виды культуры, охарактеризуйте их.

4. Охарактеризуйте формы духовной жизни:

1 Мораль - ___________________;

2 Наука - _____________________;

3 Искусство - __________________;

4 Религия - ____________________;

5 Право - ______________________;

6 Философия - _________________.
Содержание отчета

  1. Тема и цель занятия.

  2. Соотнести понятия культура и общество.

  3. Назвать и охарактеризовать виды культуры.

  4. Охарактеризовать формы духовной жизни

  5. Вывод.

Контрольные вопросы

  1. В чем проявляются проблемы духовного кризиса и поиска в молодежной среде?

  2. Что необходимо сделать для формирования у молодежи моральных ценностных установок, идеалов и нравственных ориентиров?

  3. Что такое диффузия культуры?


Практическое занятие №6

Наука в современном мире. Роль образования в жизни человека и общества

Цели: расширить знания об образовании в Российской Федерации; изучить моральную ответственность ученого перед обществом.