Файл: Методические указания по проведению практических занятий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Порядок выполнения

1Установите соответствие между понятием и определением.

Технические науки - это вид деятельности, целью которого является познание мира, получение новых знаний и рациональное их осмысление.

Естественные науки - это науки, которые изучают человека, общество, взаимоотношения людей, социальных групп в различных областях жизни общества.

Наука - это науки, которые исследуют явления материального мира.

Гуманитарные науки - это науки, которые непосредственно обслуживают практическую деятельность, создавая основу для совершенствования процесса производства.

  1. Составьте схему современного образования в Российской Федерации, изучив ФЗ № 273[8] и материалы занятия;

3 Назовите тенденции современного образования.
Содержание отчета

  1. Тема и цель занятия.

  2. Соответствие между понятием и определением.

  3. Схема современного образования в Российской Федерации.

  4. Тенденции современного образования.

  5. Вывод.

Контрольные вопросы

  1. Каковы основные положения этики ученых?

  2. Что из себя представляет система образования?

  3. Перечислите черты современного образования в Российской Федерации?

Практическое занятие №7

Мораль. Религия. Искусство

Цели: расширение знаний о духовной культуре личности и общества; развитие умений грамотно излагать свои мысли при описании основных функций, характеристик и ролей морали, искусства и религии.

Краткие теоретические сведения

Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро — созидательно, то зло — это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг - обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом — общественным мнением и внутренним образом — совестью. Таким образом, совесть есть личное осознание своего долга.


Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором. На практике моральный выбор — нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом). Еще сложнее становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и избавить его от боли; иногда то и другое несовместимо). За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).

Рассмотрим социальную роль морали, т. е. основные ее функции:

-регулятивную;

-оценочную;

-воспитательную.

Регулятивная функция. Одной из главных функций морали является регулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. По мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления.

Оценочная функция. Другая функция морали - оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала — того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.



Воспитательная функция. В жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средством воспитания. Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В этом состоит ее воспитательная функция. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правильную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Мораль рассматривает общественные связи как связи людей, каждый их которых имеет самоценное значение. Она ориентирует на такие действия, которые, выражая волю данной личности, не попирают в то же время воли других людей. Мораль учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям.

Порядок выполнения

1 Используя краткие теоретические сведения, дайте определение понятию «Мораль» и заполните таблицу 7.1.

Таблица 7.1 – Характеристика функций морали

Функции морали

Общая характеристика

1

2

Регулятивная




Оценочная




Воспитательная





2 Заполните таблицу 7.2.


Таблица 7.2 – Мораль. Искусство. Религия

Компоненты

Характеристика

Функции

Роль

1

2

3

4

Мораль










Религия










Искусство










Содержание отчета

  1. Тема и цель занятия.

  2. Определение понятия «мораль».

  3. Заполненная таблица 7.1.

  4. Заполненная таблица 7.2.

  5. Вывод.


Контрольные вопросы и задания

  1. Какие религии и почему относятся к мировым?

  2. Что характеризует религию как общественный институт?

  3. Что такое искусство, и что ученые называют художественным образом?

  4. Назовите и кратко охарактеризуйте основные функции искусства.


Практическое занятие №8


Экономика как наука

Цели: дать определение понятию «Экономика»; раскрыть главные вопросы экономики; познакомиться с основными факторами производства.

Порядок выполнения

  1. Дайте определение понятию «экономика»;

  2. Письменно дайте определение понятию «потребность», и опишите первичные и вторичные потребности;

3 Письменно дайте определение понятию «факторы производства», и охарактеризуйте основные из них:

Земля –

Капитал –

Труд –

Предпринимательская способность –

Содержание отчета

  1. Тема и цель занятия.

  2. Определение понятия «экономика».

  3. Письменное определение понятия «потребность», и описание первичных и вторичных потребностей.

  4. Определение понятий факторов производства.

  5. Вывод.

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте характеристику основным экономическим ресурсам.

  2. Какие первичные и вторичные потребности вам известны? Перечислите их.

  3. Какие основные вопросы экономики вам известны?


Практическое занятие №9

Типы экономических систем

Цели: дать определение понятиям «экономическая система», «производство», «распределение» и «потребление»; познакомиться с отличительными особенностями основных типов экономических систем.

Порядок выполнения

1 Опираясь на материал учебника [1] - с. 182, установите соответствие между понятием и определением.

Потребление - это наука об основах хозяйственной жизни общества.

Обмен - это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.

Распределение - это процесс создания различного рода экономических продуктов.

Меркантилизм - это передача материальных благ от одних субъектов к другим. Экономика - это процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому.