Файл: Методические указания по проведению практических занятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 221
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Порядок выполнения
1Установите соответствие между понятием и определением.
Технические науки - это вид деятельности, целью которого является познание мира, получение новых знаний и рациональное их осмысление.
Естественные науки - это науки, которые изучают человека, общество, взаимоотношения людей, социальных групп в различных областях жизни общества.
Наука - это науки, которые исследуют явления материального мира.
Гуманитарные науки - это науки, которые непосредственно обслуживают практическую деятельность, создавая основу для совершенствования процесса производства.
-
Составьте схему современного образования в Российской Федерации, изучив ФЗ № 273[8] и материалы занятия;
3 Назовите тенденции современного образования.
Содержание отчета
-
Тема и цель занятия. -
Соответствие между понятием и определением. -
Схема современного образования в Российской Федерации. -
Тенденции современного образования. -
Вывод.
Контрольные вопросы
-
Каковы основные положения этики ученых? -
Что из себя представляет система образования? -
Перечислите черты современного образования в Российской Федерации?
Практическое занятие №7
Мораль. Религия. Искусство
Цели: расширение знаний о духовной культуре личности и общества; развитие умений грамотно излагать свои мысли при описании основных функций, характеристик и ролей морали, искусства и религии.
Краткие теоретические сведения
Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро — созидательно, то зло — это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.
Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг - обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом — общественным мнением и внутренним образом — совестью. Таким образом, совесть есть личное осознание своего долга.
Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором. На практике моральный выбор — нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом). Еще сложнее становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и избавить его от боли; иногда то и другое несовместимо). За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).
Рассмотрим социальную роль морали, т. е. основные ее функции:
-регулятивную;
-оценочную;
-воспитательную.
Регулятивная функция. Одной из главных функций морали является регулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. По мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления.
Оценочная функция. Другая функция морали - оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала — того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.
Воспитательная функция. В жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средством воспитания. Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В этом состоит ее воспитательная функция. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правильную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Мораль рассматривает общественные связи как связи людей, каждый их которых имеет самоценное значение. Она ориентирует на такие действия, которые, выражая волю данной личности, не попирают в то же время воли других людей. Мораль учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям.
Порядок выполнения
1 Используя краткие теоретические сведения, дайте определение понятию «Мораль» и заполните таблицу 7.1.
Таблица 7.1 – Характеристика функций морали
Функции морали | Общая характеристика |
1 | 2 |
Регулятивная | |
Оценочная | |
Воспитательная | |
2 Заполните таблицу 7.2.
Таблица 7.2 – Мораль. Искусство. Религия
Компоненты | Характеристика | Функции | Роль |
1 | 2 | 3 | 4 |
Мораль | | | |
Религия | | | |
Искусство | | | |
Содержание отчета
-
Тема и цель занятия. -
Определение понятия «мораль». -
Заполненная таблица 7.1. -
Заполненная таблица 7.2. -
Вывод.
Контрольные вопросы и задания
-
Какие религии и почему относятся к мировым? -
Что характеризует религию как общественный институт? -
Что такое искусство, и что ученые называют художественным образом? -
Назовите и кратко охарактеризуйте основные функции искусства.
Практическое занятие №8
Экономика как наука
Цели: дать определение понятию «Экономика»; раскрыть главные вопросы экономики; познакомиться с основными факторами производства.
Порядок выполнения
-
Дайте определение понятию «экономика»; -
Письменно дайте определение понятию «потребность», и опишите первичные и вторичные потребности;
3 Письменно дайте определение понятию «факторы производства», и охарактеризуйте основные из них:
Земля –
Капитал –
Труд –
Предпринимательская способность –
Содержание отчета
-
Тема и цель занятия. -
Определение понятия «экономика». -
Письменное определение понятия «потребность», и описание первичных и вторичных потребностей. -
Определение понятий факторов производства. -
Вывод.
Контрольные вопросы и задания
-
Дайте характеристику основным экономическим ресурсам. -
Какие первичные и вторичные потребности вам известны? Перечислите их. -
Какие основные вопросы экономики вам известны?
Практическое занятие №9
Типы экономических систем
Цели: дать определение понятиям «экономическая система», «производство», «распределение» и «потребление»; познакомиться с отличительными особенностями основных типов экономических систем.
Порядок выполнения
1 Опираясь на материал учебника [1] - с. 182, установите соответствие между понятием и определением.
Потребление - это наука об основах хозяйственной жизни общества.
Обмен - это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.
Распределение - это процесс создания различного рода экономических продуктов.
Меркантилизм - это передача материальных благ от одних субъектов к другим. Экономика - это процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому.