ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 309
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические основы организации проектного управления в Российской Федерации
1.2. Специфика применения проектного подхода на государственном уровне в Российской Федерации
1.3. Специфика применения проектного подхода на муниципальном уровне в Российской Федерации
2.1. Анализ организации проектной деятельности в Ленинградской области
2.2. Критерии эффективности организации проектной деятельности на муниципальном уровне
2.3. Совершенствование проектного управления в муниципальных образованиях Ленинградской области
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет государственного и муниципального управления
Направление 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»
Магистерская программа «Современное публичное управление»
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
на тему:
«Совершенствование механизмов проектного управления на муниципальном уровне Ленинградской области» |
Автор работы: магистрант 2 курса очной формы обучения Иванов Евгений Михайлович __________________________ Руководитель работы: Доцент кафедры государственного и муниципального управления, кандидат философских наук Баранец Сергей Николаевич __________________________ Руководитель магистерской программы: Декан факультета государственного и муниципального управления, кандидат экономических наук Лихтин Анатолий Алексеевич __________________________ Руководитель образовательного направления «Государственное и муниципальное управление»: Заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, доктор экономических наук Балашов Алексей Игоревич __________________________ |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы организации проектного управления в Российской Федерации 5
1.1. Проектное управление как новая технология работы системы государственного и муниципального управления 5
1.2. Специфика применения проектного подхода на государственном уровне в Российской Федерации 12
1.3. Специфика применения проектного подхода на муниципальном уровне в Российской Федерации 16
2. Анализ организации управления проектами на муниципальном уровне в Российской Федерации на примере муниципального уровня Ленинградской области 23
2.1. Анализ организации проектной деятельности в Ленинградской области 23
2.2. Критерии эффективности организации проектной деятельности на муниципальном уровне 33
2.3. Совершенствование проектного управления в муниципальных образованиях Ленинградской области 39
Заключение 45
Библиографический список 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Приложение 1 55
Приложение E 55
Приложение 2 59
Приложение 3 61
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется необходимостью совершенствования проектного управления в государственном и муниципальном секторах российского управленческого механизма в целях оптимизации и повышения эффективности реализации способов государственного и муниципального регулирующего и контролирующего воздействия на различные сферы общественной жизни.
Степень разработанности проблемы. В ходе написания историко-теоретической и аналитико-практической частей работы были проанализированы и использованы труды отечественных теоретиков и специалистов-практиков, раскрывающих вопросы проектного управления, особенности его становления и развития в нашей стране на современном этапе. В рамках раскрытия важных аспектов избранной темы были исследованы также Федеральные законы, Указы Президента России, постановления Правительства РФ, региональные законы Ленинградской области, местные нормативно-правовые акты муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области (в частности, документы программ развития) а также отечественные и международные стандарты по проектному управлению и соответствующие методики их реализации.
Целью настоящей магистерской диссертационной работы является выявление основных управленческих проблем, возникающих при попытках применения принципов проектного подхода, и обоснование возможности совершенствование практик его использования на муниципальном уровне Ленинградской области, осуществленные на базе исследование теоретического содержания и современного состояния применения методов и лучших практик проектного подхода в органах государственной и местной власти Российской Федерации.
Работа представляет собой результат анализа и оценки типичных процессов политико-правового и властно-регулирующего воздействия на различные сферы социально-экономической жизни нашей страны, выявление закономерностей, проявляющих себя при реализации полномочий российских властных органов государственного и муниципального уровня с обоснованием предложений диссертанта по возможному решению выявляемых проблем и, посредством этого, теоретическому обоснованию возможных путей повышения эффективности управления проектно-ориентированными формами организации деятельности в органах местного самоуправления Российской Федерации.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- определить понятийное содержание проектного управления в органах государственной и муниципальной власти и произвести его уточнение;
- выявить, выделить и аналитически описать систему проектного управления на государственном уровне в Российской Федерации;
- определить особенности применения проектного подхода на уровне муниципальных образований в Российской Федерации;
- исследовать известные практики управления проектами в Ленинградской области;
- выделить критерии эффективности проектного управления;
- внести и обосновать предложения по совершенствованию проектной деятельности в муниципальных образованиях Ленинградской области.
Объектом исследования является проектное управление в Российской Федерации.
Предметом исследования является совершенствование способов организации проектного управления на муниципальном уровне.
Основными методами исследования послужили методы обобщения эмпирической информации, теоретического анализа и синтеза, системного подхода, сравнительно-исторического подхода, математического моделирования, а также общенаучные методы индукции, дедукции и аналогии.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Теоретические основы организации проектного управления в Российской Федерации
1.1. Проектное управление как новая технология работы системы государственного и муниципального управления
Управление деятельностью в органах власти можно условно разделить на процессное (операционное) и проектное управление.
Процессная деятельность имеет циклический, повторяющийся характер. Чаще всего организация и создается для осуществления конкретных процессов. Процесс - это многократно повторяющаяся деятельность, направленная на получение одних и тех же результатов снова и снова. Процесс здесь не имеет ограничения на существование во времени, после получения результата процесс повторяется снова. Соответственно нет ограничений и на ресурсы. Результат процесса не уникален, он уже был достигнут ранее.
Проектное управление в свою очередь представляет собой метод управления масштабными задачами в условиях временных и ресурсных ограничений для достижения заявленных результатов и поставленных целей.
Проект в этом плане выступает как временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата. Это и отличает проектный подход от процессного управления, применяемого в органах власти сегодня.
Таким образом, процессное управление или как его еще называют линейно-функциональное управление - это текущая деятельность органов власти; проектное управление - это достижение уникального результата, который необходим для совершения скачков развития.
Проектный подход де-факто не новинка для органов власти: он был всегда, но не был оформлен и не имел определенных стандартов и методик. Де-юре проектный подход начал внедряться в органы власти совсем недавно.
Помимо различных проектных практик и их правовой регламентации в органах государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, на сегодняшний день накоплен существенный мировой опыт по реализации проектного управления и его нормативно-правового регулирования. В частности, такие страны, как Франция, Великобритания, Канада, Сингапур имеют успешный опыт функционирования проектного управления.
Национальные стандарты концентрируют мировой опыт в области управления проектами. В частности, стандарт Института Управления Проектами в США (PMI) — Ansi Pmi Pmbok (Project Management Body of Knowledge) Guide — 2015 Edition представлен в «Руководстве к своду знаний по управлению проектами»[37].
В данном «Руководстве» собраны процессы и области знаний по управлению проектами. Оно выделяет девять направлений:
-
управление содержанием; -
управление интеграцией; -
управление стоимостью; -
управление временем; -
управление качеством; -
управление коммуникациями; -
управление персоналом; -
управление рисками; -
управление контрактами проекта.
Некоторые государства, например Германия, Франция, Великобритания, Австралия, активно внедряют в систему нормативно-правового регулирования проектного управления, национальные стандарты в области управления проектами. Кроме того, развиваются международные ассоциации по управлению проектами, которые активизируют процессы по накоплению и обмену знаниями в этой области.
Основными целями внедрения проектного управления являются:
обеспечение достижения результатов, запланированных органами исполнительной власти;
соблюдение и сокращение сроков достижения результатов;
повышение эффективности использования ресурсов;
прозрачность, обоснованность и своевременность принимаемых решений в органе исполнительной власти;
повышение эффективности внутриведомственного, межведомственного и межуровневого взаимодействия, а также взаимодействия с подрядными организациями, привлекаемыми органом исполнительной власти, за счет использования единых подходов проектного управления. [27]
Основными принципами при внедрении проектного управления являются:
Целостность – внедряемые решения интегрированы между собой и усиливают эффективность друг друга;
Простота – внедряемые решения упрощены и типизированы до уровня, позволяющего использовать их без потери эффективности с минимальными трудозатратами;
Гибкость – внедряемые решения могут адаптироваться к деятельности органа исполнительной власти в минимальные сроки с учетом происходящих процессных, организационных и технологических изменений [27].
Для осуществления проектной деятельности в органах власти могут создаваться проектные команды из числа сотрудников, утверждаться новые структуры и предприятия, специализирующиеся на проектной деятельности, а также функции проектной работы могут передаваться конкретным существующим отделам. Кроме того, к работе над проектом, курируемом проектными структурами органа власти могут привлекаться эксперты из бизнеса, научных и общественных сообществ.