Файл: Программа Современное публичное управление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 308

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Теоретические основы организации проектного управления в Российской Федерации

1.1. Проектное управление как новая технология работы системы государственного и муниципального управления

1.2. Специфика применения проектного подхода на государственном уровне в Российской Федерации

1.3. Специфика применения проектного подхода на муниципальном уровне в Российской Федерации

2. Анализ организации управления проектами на муниципальном уровне в Российской Федерации на примере муниципального уровня Ленинградской области

2.1. Анализ организации проектной деятельности в Ленинградской области

2.2. Критерии эффективности организации проектной деятельности на муниципальном уровне

2.3. Совершенствование проектного управления в муниципальных образованиях Ленинградской области

Заключение

Библиографический список

Приложение 2

Приложение 3


Стоит отметить, что организуемые проектные структуры могут быть как временными: созданными на время реализации проекта (-ов), так и бессрочными. В случае создания бессрочной проектной структуры, такой структуре поручается множество проектов под реализацию [32].
Проектная работа структур опирается на действующее законодательство, стандарты проектного управления и регламенты соответствующих органов власти.

Сегодняшняя концепция проектного управления в органах государственного и муниципального управления основывается на ряде принципов [26].

Во-первых, стоит отметить понятие «проекта» в рамках проектного управления в органах власти. В одном случае «проект» трактуется как набор проектной документации, в другом как комплекс определенных мероприятий по достижению уникального результата развития, увязанных по целям и задачам, по срокам и ресурсам.

Ввиду динамично развивающегося рынка технологий, призванных облегчить процесс управления, сложно назвать конкретные методы, полностью описывающие проектное управление.

Понятие «проект» соединяет различные виды деятельности, которые характеризуются рядом признаков, наиболее общими из которых являются:

  • - направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов;

  • - координированное выполнение многочисленных, однако при этом взаимосвязанных действий;

  • -  ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом.

С точки зрения системного подхода, проект может рассматриваться как процесс перехода из исходного состояния в конечное – результат, при участии ряда ограничений и механизмов (рисунок 1.1.1).



Рис. 1.1.1. Представление проекта в качестве системы
Государственному сектору присуща определенная специфика проектного управления, которая выражается в:

1) осуществлении деятельности в жестких правовых рамках;

2) подотчетности вышестоящим органам власти;

3) финансировании проектов за счет бюджетных ресурсов;

4) публичной отчетности и общественном контроле;


5) амбициозности целей проектов;

6) многогранности, существенной важности и масштабности государственных проектов;

7) направленности на социальный эффект, а не на получение выгод от инвестирования финансовых средств.

На рисунке 1.1.2 представлена модель проектного управления, предлагаемая Минэкономразвития. [11, 12]



Рис. 1.1.2. Модель проектно-ориентированной системы

Система управления проектами представляет собой набор процессов и инструментов управления ресурсами, предназначенных для достижения целей органа власти.

Процесс – структурированный набор работ, характеризующийся повторяемостью и направленный на реализацию определенных функций и достижение целей (управление персоналом, юридическое обеспечение).

Инструмент – средство практической реализации управленческого решения (коллегиальный орган (аттестационная комиссия), информационная система (система электронного документооборота), документ (штатное расписание)).

В системе управления органа власти выделяется 4 уровня управления: стратегический, тактический, оперативный и операционный уровни. Каждый уровень управления характеризуется своим горизонтом планирования и периодичностью контроля.

По способу достижения целей органа исполнительной власти выделяются:

 процессно-ориентированная система управления, в которой цели органа исполнительной власти достигаются преимущественно через исполнение стандартизованных процессов (в рамках текущей деятельности);

 проектно-ориентированная система управления, в которой цели органа исполнительной власти достигаются преимущественно через реализацию проектов.

Проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание уникального результата в условиях временных и ресурсных ограничений.

Выбор способа достижения целей органа исполнительной власти и, соответственно, типа системы управления органа исполнительной власти осуществляется исходя из масштабности и срочности изменений, которые закладываются в цели органа исполнительной власти относительно текущего состояния.

В случае, если цели органа исполнительной власти не предполагают существенных и срочных изменений относительно текущего состояния, может использоваться процессно-ориентированная система управления. В ином случае рекомендуется использовать проектно-ориентированную систему управления. При этом предполагается, что в рамках процессно-ориентированной системы

управления могут выполняться отдельные проекты, а в рамках проектно-ориентированной системы управления будут существовать регулярные стандартизованные процессы.

Проектное управление как понятие включает в себя набор методов, инструментов и приемов, направленных на достижение цели проекта при балансировании между объемами работы, ресурсами (деньги, труд, время, материалы), качеством и рисками. В целях внедрения единой методики осуществления проектной деятельности в компаниях применяются различные стандарты.

В настоящее время в основе государственного и муниципального управления всех развитых стран лежат теория и методология управления проектами и проектного управления. В рамках данного направления утверждены национальные и международные стандарты, сформирована соответствующая законодательная база. В Российской Федерации парадигма проектного управления также принята на государственном уровне. Примером этого является принятие приоритетных национальных проектов, которые «пронизывают» все уровни государственного и муниципального управления.[5]

Проектное управление становится одним из инструментов повышения эффективности государственного управления. Имеющиеся лучшие национальные практики проектного управления в государственном секторе, в том числе в социально-культурной сфере (в здравоохранении, образовании и культуре), подтверждают целесообразность и необходимость внедрения данного метода. Применение системы проектного менеджмента, безусловно, раскрывает много перспектив для эффективного государственного управления, но по ряду причин их реализация не всегда становится возможной. Прежде всего управленческая среда бывает не готова к определенным изменениям и инновациям. Также немаловажным является отсутствие знаний и навыков в области проектного менеджмента, наблюдается нехватка специалистов, обучение менеджменту проектов практически не ведется.


1.2. Специфика применения проектного подхода на государственном уровне в Российской Федерации



Переход российской экономики к рыночным условиям хозяйствования сопровождался увеличением самостоятельности территорий в решении задач социально-экономического развития. Однако без стратегического планирования реализовывать крупные мероприятия развития было сложно: отсутствие единой цели, недостаток ресурсов, неотлаженная система мониторинга – эти обстоятельства долгое время стояли вызовами перед государственным управлением, а попытки их решения не приводили к ожидаемым результатам. Все поменялось с пакета майских указов Президента РФ, который определил для государственной политики и управления России перспективные направления развития и стал значимым импульсом к запуску совершенно нового подхода в государственном управлении.

Для осуществления проектной деятельности в органах власти могут создаваться проектные команды из числа сотрудников, утверждаться новые структуры и предприятия, специализирующиеся на проектной деятельности, а также функции проектной работы могут передаваться конкретным существующим отделам. Кроме того, к работе над проектом, курируемом проектными структурами органа власти могут привлекаться эксперты из бизнеса, научных и общественных сообществ.

Стоит отметить, что организуемые проектные структуры могут быть как временными: созданными на время реализации проекта (-ов), так и бессрочными. В случае создания бессрочной проектной структуры, такой структуре поручается множество проектов под реализацию.[22]

Проектная работа структур опирается на действующее законодательство, стандарты проектного управления и регламенты соответствующих органов власти.

В нашей стране проектный подход начал внедряться в 1920-е годы в связи с введением планирования (например, ГОЭЛРО отвечал всем классическим требованиям проектного подхода). Это, в свою очередь, потребовало разработки рекомендаций по практическому использованию методов оценки. Некоторые из методов оценки проектов в сфере экономики и сегодня используются в развитых странах (в частности, в Европейском союзе). Об этом свидетельствует доклад Д. Гаврилова о модели «ввод-вывод» (по-английски input-output), который раньше назывался «русская межотраслевая модель» (по-английски Russian Interindustry Model), а введен он был В. Леонтьевым в 1932 г. под названием «межотраслевой модели» [26].


В 1920-е годы наше государство было нацелено на решение не только экономических проблем. В частности, ликвидация неграмотности может рассматриваться как один из наиболее масштабных мегапроектов, реализованных в социальной сфере. Конечно же, все крупные начинания в экономической и социальной сферах сопровождались планированием и оценкой проектов.

Ввиду сказанного выше следует отметить, что 1920-е — середина 1930-х годов в нашей стране является периодом становления оценки проектов. В этот период в нашей стране происходит выработка методов оценки, внедрение их в практику, в связи с чем появилось и первое их теоретическое осмысление.

Середина 1930-х — середина 1950-х годов является в нашей стране периодом бюрократизации и выхолащивания оценки. В этот период оценка превращается в инструмент некритичного подтверждения верности планов и инициатив, директивно спущенных сверху (когда верных, когда — нет).

Середина 1950-х — середина 1970-х годов — период активизации теоретических исследований в сфере оценки, выработки новых методов и инструментов оценки и попыток внедрения их в практику. [27]

С течением времени планирование постепенно стало утрачивать первоначально заложенную в него идею, и если в Государственном комитете по планированию, возможно, и относились к планированию серьезно, то на местах старались иногда завысить план, но чаще занизить, причем «задним числом». В таких условиях оценочная деятельность, конечно же, не могла развиваться как инструмент социальной и экономической политики. Поэтому с середины 1970-х вплоть до начала 1990-х годов в нашей стране, по мнению авторов, продолжался период упадка оценки.

В начале 1990-х годов от планирования вообще было решено отказаться, как от не отвечающего потребностям и реалиям рыночной экономики института. Но при этом никто в нашей стране не озаботился подготовкой специалистов и изданием методических пособий и монографий по оценке социальных проектов в условиях рыночной экономики. В результате всего этого к середине 1990-х годов оценочная деятельность, в которой нуждались и публичное управление, и развитие экономики, и некоммерческая деятельность — для того, чтобы быть эффективными на современном уровне — оказалась фактически заброшенной. Начало — середина 1990-х годов в нашей стране — период забвения оценки проектов в общественном сознании. В этот период отечественные специалисты в сфере оценки проектов либо переключились на другие виды деятельности, либо выехали за рубеж, где в особенности остро были востребованы специалисты в сфере прикладной математики, программисты, системные администраторы компьютерных сетей и др. И это были специалисты, которые могли бы внести вклад в развитие новейших методов оценки проектов в нашей стране.