ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 310
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические основы организации проектного управления в Российской Федерации
1.2. Специфика применения проектного подхода на государственном уровне в Российской Федерации
1.3. Специфика применения проектного подхода на муниципальном уровне в Российской Федерации
2.1. Анализ организации проектной деятельности в Ленинградской области
2.2. Критерии эффективности организации проектной деятельности на муниципальном уровне
2.3. Совершенствование проектного управления в муниципальных образованиях Ленинградской области
Середина 1990-х — начало 2000-х годов является периодом внедрения западных подходов к оценке проектов, реализуемых российскими некоммерческими организациями. Во внедрении западных подходов к оценке проектов были заинтересованы зарубежные грантодатели, поскольку это позволяло выяснить результативность проектов, а также повышало проектную культуру российских некоммерческих организаций, что создавало условия для более грамотной, более эффективной последующей реализации проектов, финансировавшихся зарубежными спонсорами. Для нашей страны такая «реабилитация» оценки проектов имела огромное значение, поскольку в общественном сознании было восстановлено понимание важности и практической ценности такой оценки. Вместе с тем «воспоминания» об отечественном опыте оценки и оценивания не произошло [25].
На сегодняшний день Правительством Российской Федерации сформирован понятийный аппарат по проектной деятельности. Так, согласно постановлению Правительства Российской Федерации №1050 от 15.10.2016 проект определяется как комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений. А проектная деятельность-это деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов [3].
Поэтому в своей реализации, проект обязательно должен пройти все стадии:
-
Стадия инициации. На стадии возникает идея и первичным образом оценивается по критериям: объем финансирования, сроки, основные задачи, возможные негативные последствия. -
Планирование. На стадии инициатива оформляется в комплекс мероприятий, увязанных по задачам, срокам и ресурсам для достижения желаемого результата. На этом этапе происходит расчет бюджета и поиска источников финансирования, разрабатывается расписание проекта и устанавливаются целевые показатели с учетом поправок на возможный риск. -
Реализация. Непосредственная реализация спланированных мероприятий с поэтапным финансированием и ресурсным обеспечением. На стадии также происходит контроль и мониторинг выполнения мероприятий. В случае изменения внутренних и внешних факторов, которые влияют или могут повлиять на проект происходит корректировка плана проекта. -
Завершение проекта. Оценка результатов и целевых показателей. Анализ процесса реализации. Подготовка отчета.
В настоящее время в основе государственного и муниципального управления всех развитых стран лежат теория и методология управления проектами и проектного управления. В рамках данного направления утверждены национальные и международные стандарты, сформирована соответствующая законодательная база. В Российской Федерации парадигма проектного управления также принята на государственном уровне. Примером этого является принятие приоритетных национальных проектов, которые «пронизывают» все уровни государственного и муниципального управления [17].
Проектное управление становится одним из инструментов повышения эффективности государственного управления. Имеющиеся лучшие национальные практики проектного управления в государственном секторе, в том числе в социально-культурной сфере (в здравоохранении, образовании и культуре), подтверждают целесообразность и необходимость внедрения данного метода. Применение системы проектного менеджмента, безусловно, открывает много перспектив для эффективного государственного управления, но по ряду причин их реализация не всегда становится возможной. Прежде всего управленческая среда бывает не готова к определенным изменениям и инновациям. Также немаловажным является отсутствие знаний и навыков в области проектного менеджмента, наблюдается нехватка специалистов, обучение менеджменту проектов практически не ведется.
1.3. Специфика применения проектного подхода на муниципальном уровне в Российской Федерации
Напомним, что проектный метод управления возник в бизнесе и был направлен на увеличение прибыли. Муниципальное образование в этом ключе более сложная и многоцелевая система.
Отметим, что внедрение проектного подхода в управлении надо было начинать не с федерального, а с муниципального уровня, так как любые проекты развития реализуются для общества, для людей, на территории тех или иных муниципальных образований [27].
Управление проектом в муниципальных образованиях – это вид деятельности, для которой характерны необходимые и достаточные черты, чтобы определить управление проектом как вид совместной деятельности. Перечислим черты, которые характеризуют управление проектом в муниципальных образованиях как один из видов совместной деятельности. Это единая цель для участников проекта; общая мотивация; распределение функций, объединение ролей и сопряжение индивидуальной деятельности в рамках целого (организация проекта и команда проекта); ранжирование проекта на этапы и распределение функций между участниками проекта как в рамках проекта в целом, так и на каждом из его этапов; строгая последовательность выполняемых действий и операций в рамках проекта в соответствии с планом проекта; выделенный блок управления; ориентация на единый конечный результат; пространственно-временные ограничения и единые качества этих ограничений.
Одним из основных приоритетных результатов муниципального проекта является формирование, воспроизводство и развитие человеческого потенциала и человеческого капитала местного сообщества. Проектное управление в муниципальном образовании должно стать территорией гражданского общества, реального местного самоуправления населением.
Внедрение проектного управления не может быть тотальным процессом во всех муниципальных образованиях. Как и для внедрения всякой инновации, для проектного управления должны существовать соответствующие условия. Инновационная среда характеризуется наличием новатора, выдвигающего идеи и
генерирующего новые знания, и инноватора, субъекта организующего деятельность на основе этих идей. Новатор и инноватор – это драйверы развития, и они неразделимы как условие инновационной среды. Однако если новатором развития выступает администрация муниципального образования, призванная реализовать нормативные документы, принятые на федеральном уровне, а инновационная среда в конкретном муниципальном образовании не сформирована и в ней нет достаточного объема накопленного человеческого капитала и потенциала, то реальное, а не декларативное внедрение инноваций невозможно.
Инноваторами в муниципальном образовании должны являться субъекты-потребители муниципальных услуг, местное сообщество, и они должны обладать такими качествами, как умение увидеть и сформулировать проблему, предложить решения по изменению ситуации, оценить решения и выбрать оптимальное, спроектировать реализацию решения, спроектировать эволюцию системы.
Наличие инновационной среды является определяющим моментом любого инновационного развития, в том числе и внедрения проектного управления.
Под инновационной средой понимается совокупность механизмов, инструментов, процессов, инфраструктурных элементов, человеческого потенциала, обеспечивающих инновационную деятельность. Инновационная деятельность коммерциализирует имеющийся накопленный человеческий потенциал и создает новые или дополнительные товары/услуги и товары/услуги с новыми качествами.
Особый интерес вызывают социальные инновации в местном сообществе, направленные на решение проблем человеческого капитала. Для проектного управления объектами воздействия выступают как сами инновации, так и инновационный процесс. Инновацией выступает результат, опредмеченная идея проекта. Инновационный процесс характеризует последовательное, т. е. поэтапное превращение идеи проекта в соответствующий инновационный продукт. Главное состоит в том, чтобы проектное управления расширяло инновационный потенциал местного сообщества и
местного самоуправления.
Проектная деятельность основывается на следующих критериях:
1) нацеленности на достижение уникального неповторяющегося результата, сочетающегося, как правило, с уникальным составом исполнителей, требований, ресурсных ограничений, методов и технологий;
2) срочности и ограниченности по времени исполнения;
3) необходимости межведомственного и (или) межуровневого взаимодействия органов власти;
4) повышенной степени неопределенности при реализации, требующей подробного анализа возможных рисков.
Своеобразным показателем признания эффективности использования методов проектного управления стало принятое в качестве основного направления Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах «внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат, и проектного управления в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных государственным органам организациях».[20]
Суть проекта развития раскрывается в рамках правила «6S», который позволяет обеспечить эффективное решение задач стратегического развития региона:
- стратегичность (Strategical): проект развития связан с долгосрочным (стратегическим) развитием региона, направлен на реализацию стратегического потенциала региона и региональных компаний и формирование и развитие его долгосрочных конкурентных преимуществ;
- системный, комплексный подход (Sustainability): основные стратегические задачи регионального развития в рамках проекта развития решаются комплексно; осуществляется достижение смежных целей развития региона (социальных, экологических и других) в рамках «экономических» проектов; проект развития соответствует концепции Sustainable Development.
- заинтересованные стороны (Stakeholders): вовлечение всех заинтересованных сторон (администрации, бизнеса, федеральных институтов развития, международных финансовых организаций) в процесс достижения целей развития региона. Это обеспечивает:
1) использование всех имеющихся организационных возможностей;
2) использование совокупности компетенций;
3) привлечение требуемого объема инвестиций.
- структурирование (Structuring): структурирование проекта осуществляется в соответствии с принципами проектного управления:
-
1) наличие целей, задач, сроков, показателей, ответственных в рамках конкретной задачи; -
2) наличие показателей реализации/исполнения и ключевых целевых показателей; -
3) последовательные, взаимоувязанные и просчитанные этапы реализации, исключение/минимизация «наложений» или разрывов в реализации; -
4) определение механизмов реализации, источников и объемов инвестиций.