Файл: Учет производственных запасов в местах хранения и в бухгалтерии.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономическое содержание материально-производственных запасов организации
1.1. Понятие и сущность материально-производственных запасов
2. Организация бухгалтерского учета МПЗ в ООО «Промис»
2.1. Организационно-экономическая характеристика
2.2. Документальное оформление учета материально-производственных запасов
2.3. Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов
3. Мероприятия по совершенствованию учета материально-производственных запасов в ООО «Промис»
Имущество организации формируется за счет собственного капитала, величина которого в 2014 году составляла 1516 тыс. руб. а к концу 2016 года сокращается на 1386 тыс. руб. до 30 тыс. руб. Кроме того для формирования имущества используются и краткосрочные обязательства, которые в 2014 году составляли 5 тыс. руб., а к концу 2016 года увеличились на 1271 тыс. руб. до 1276 тыс. руб. В целом в 2014-2015 г.г. основным источником формирования имущества выступал собственный капитал, а начиная с 2016 года основным источником являются краткосрочные обязательства.
Столь существенные структурные изменения в источниках формирования имущества приводит к сокращению коэффициента автономии с 0,997 пунктов в 2014 году до 0,092 пунктов в 2016 году, то есть на 0,904 пунктов. То есть в 2014-2016 г.г. доля имущества, которое формировалось за счет собственного капитала составляла более 90%, а в 2016 году менее 10%, что указывает на существенное ухудшение финансового положения в 2016 году.
Данный вывод подтверждается и динамикой коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, который в 2014 году составляла 0,997 пунктов, в 2015 году – 0,917 пунктов, а в 2016 году резко снижается до 0,092 пунктов.
Более чем в триста раз за период исследования в организации сокращается коэффициент текущей ликвидности с 304,2 пунктов в 2014 году до 1,102 пунктов в 2016 году, то есть можно сделать вывод о избыточной ликвидности в 2014-2015 г.г. и резком ухудшении ситуации в 2016 году.
Среднесписочная численность персонала составляет 22 человека на протяжении всего периода исследования.
В результате стабильного роста выручки на фоне неизменной численности персонала в организации наблюдается повышение производительности труда составила в 579,682 тыс. руб./чел. в 2014 году до 2039,417 тыс. руб./чел. в 2016 году, то есть на 1459,735 тыс. руб./чел., что позволяет сделать вывод о повышении эффективности использования трудового потенциала.
В целом по результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что организация по своим показателям относится к субъектам малого бизнеса, основным видов деятельности которого является оптовая торговли. В 2016 году деятельность организация была прибыльно, но недостаточно эффективной, что может является результатом не достаточно эффективной организации бухгалтерского учета товаров.
2.2. Документальное оформление учета материально-производственных запасов
Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов являются основой организации бухгалтерского учета. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль движения, сохранности и рационального использования материальных ресурсов. Первичные документы по движению МПЗ должны оформляться в полном соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», содержать подписи лиц, совершивших операции. Контроль соблюдения правил документального оформления операций по движению материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений. Практически по всем операциям, связанным с движением МПЗ, Росстат (до 2005 г. — Госкомстат) РФ разработал и утвердил для использования унифицированные формы первичных учетных документов для всех организаций, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы. Организации имеют право самостоятельно разрабатывать формы соответствующих первичных документов по движению МПЗ.
Сырье и материалы поступают от поставщиков, от подотчетных лиц, закупивших материалы за наличный расчет, от списания и ликвидации пришедших в негодность основных средств, из собственного производства. Кроме того, МПЗ могут быть получены безвозмездно и по товарообменным операциям, а также внесены учредителями в качестве их вклада в уставный капитал.
На поставку МПЗ организации заключают с поставщиками договоры, в которых определяют права, обязанности и ответственность сторон. Бухгалтерия осуществляет контроль своевременности поступления ценностей и расчетов за них путем организации оперативного и аналитического учета МПЗ и расчетов с поставщиками.
Поступающие на предприятие материалы и другие производственные запасы оформляют бухгалтерскими документами в определенном порядке. В момент отгрузки МПЗ поставщик выписывает на имя покупателя сопроводительные документы (товарно-транспортная накладная, если материалы доставляются автомобильным транспортом; железнодорожная накладная и квитанция в приеме груза, если МПЗ доставляются железнодорожным транспортом, выписываются на станции отправления). Расчетные документы (платежное требование, если инициатором платежа выступает поставщик, или платежное поручение, если инициатором платежа выступает покупатель) передаются в банк для проведения расчетов. Кроме того, в срок не позднее пяти дней со дня отгрузки МПЗ поставщик обязан выписать и передать покупателю счет-фактуру, являющийся налоговым документом. В дальнейшем, при соблюдении всех установленных НК РФ правил НДС, предъявленный поставщиками, принимается к вычету. Полученные от поставщиков счета-фактуры регистрируются в Книге покупок.
Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.
Движение информации о материально-производственных запасах схематично можно представить в виде рисунка 4.
Первичные документы, создаваемые вручную и поступающие извне: товарно-транспортная накладная, счет-фактура и др. |
Справочники |
|||||||
Общего назначения: учетная политика, План счетов (сч. 10), константы, подразделения и др. |
Субконто: номенклатура (материалы), склады (места хранения), счета учета номенклатуры, типы цен, цены номенклатуры, классификатор единиц измерения |
|||||||
Регистрация хозяйственных операций |
||||||||
Поступление материалов |
Поступление дополнительных расходов |
Перемещение материалов |
Отгрузка материалов на сторону |
Счет-фактура (ввод на основании) |
||||
Журналы |
||||||||
Операций |
Проводок (регистр бухгалтерии) |
|||||||
Отчеты (формирование результативной информации) |
||||||||
Стандартные |
Регламентированные |
|||||||
Регистры синтетического учета: - обороты счета 10 (главная книга); - анализ счета 10 |
Бухгалтерская отчетность |
|||||||
Регистры аналитического учета: - оборотно-сальдовая ведомость по счету 10; - анализ субконто; - обороты между субконто; - карточка субконто; - карточка счета 10 и др. |
Налоговая отчетность |
Рисунок 4 – Схема движения информации о материально-производственных запасах при автоматизированной форме учета
Основными источниками поступления материалов в ООО «Промис» являются поставщики и подотчетные лица, закупающие материалы в порядке наличного и безналичного расчетов. Товарно-материальные ценности также могут поступать от списания пришедших в негодность основных средств.
Материалы, закупленные подотчетными лицами - ООО «Промис», также подлежат сдаче на кладовщику. Список подотчетных лиц утвержден приказом по организации. Наличные деньги для приобретения материалов подотчетному лицу выдаются из кассы - ООО «Промис». Приобретенные материальные ценности он передает кладовщику, который оформляет приходные ордера в общем порядке. Затем подотчетное лицо представляет в бухгалтерию авансовый отчет , к которому должны быть приложены документы, подтверждающие покупку, а именно:
- Товарный чек и чек ККМ, если материалы приобретались в организациях торговли;
- Квитанция к приходному кассовому ордеру и чек ККМ, если материалы приобретались у других организаций;
- Торгово-закупочный акт или справка - при приобретении материалов на рынке или у населения.
В авансовом отчете указывается подотчетное лицо и его должность, назначение аванса, полученные и израсходованные суммы, остаток или перерасход, а также делается бухгалтерская запись. Авансовый отчет проверяется заместителем главного бухгалтера и утверждается главным бухгалтером и директором.
Поступление на склад материалов, оставшихся от списания объектов основных средств, оформляют приходным ордером в общем порядке на основании акта на списание основных средств, который составляется специально созданной комиссией. Стоимость оставшихся материальных ценностей указывают в последнем разделе акта – «Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств, с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания». В этом разделе также указывается наименование материальных ценностей, их количество и единица измерения, а также проставляется корреспонденция счетов.
Далее принятые на учет ООО «Промис» материалы вносятся в карточку учета материалов, которая применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру и открывается на календарный год. Карточки регистрируются бухгалтерией в специальном реестре или книге, материально ответственным лицам (заведующим складом, кладовщику) выдаются под расписку.
Для оформления отпуска со склада - ООО «Промис» материалов, используется накладная на отпуск материалов. На основании требования формы №М-11 и накладной формы №М-15 производятся записи о выдаче материалов в карточке учета материалов.
Основным видом материально-производственных запасов в организации являются товары, особенности документального оформления которых рассмотрим далее.
В приложении 4 представлены основные первичные учетные документы, используемые в ООО «Промис» при приемке товаров. В приложении 5 представлены основные документы, использованные ООО «Промис» для оформления движения товаров.
Ответственность за своевременность и правильность оформления документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
Учет хранения и движения товаров на складах осуществляется материально ответственными лицами (кладовщик, заведующий складом), с которыми заключаются соответствующие договоры – трудовой и договор о полной материальной индивидуальной ответственности.
Материальная ответственность наступает с момента оприходования поступившего товара на склад на основании приходных товаросопроводительных документов и длится до момента выбытия, передачи товаров по расходным документам. При любом способе хранения ответственные лица ведут учет товаров в натуральном измерении на основании соответствующих приходных и расходных документов. С работниками, принимающим товар на хранение, заключается договор о полной материальной ответственности.
Рассмотрим документальное оформление поступления товаров в ООО «Промис».
Например, 04 января 2017 г. в адрес ООО «Промис» от ООО «Автотрейд» согласно договора поставки поступили товары десяти наименования, в количестве 21 шт., на общую сумму без НДС 7610 руб. На данную сумму в адрес ООО «Промис» к оплате был предъявлен счет, кроме того был получен универсальный передаточный документ.
Далее рассмотрим порядок учета продажи товаров в ООО «Промис».
09.08.2016 г. ООО «Промис» была произведена отгрузка товаров в адрес ООО «Статус» товаров 28 наименований в количестве 36 штук на общую сумму без НДС 615000 руб.
На данную сумму в адрес покупателя оформлен счет №2. Кроме того покупателю предъявлен счет–фактура №2 от 09.08.2016г. и товарная накладная №№2 от 09.08.2016г.
В целом по результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что все факты хозяйственной жизни связанные с наличием и движением материально-производственных запасов должным образом документально оформляются.
2.3. Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов
Как указывалось ранее основными видами материально-производственных запасов организации являются материалы и товары. Рассмотрим особенности учета каждого из видов МПЗ,
Учетной политикой организации регламентировано, что учет материалов ведется на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости.
В учете материалы в ООО «Промис» отражаются на счете 10 «Материалы». Аналитический учет по счету 10 в ООО «Промис» ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).