Файл: Учет производственных запасов в местах хранения и в бухгалтерии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В системе нормативного регулирования особое место занимают отраслевые документы, которые уточняют порядок учета МПЗ для конкретных отраслей народного хозяйства. Безусловно, все отраслевые документы действуют в части, не противоречащей нормативным документам по бухгалтерскому учету более высокого уровня, в частности ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». ПБУ 5/01 обязаны применять все юридические лица независимо от организационно-правовой формы. Исключение составляют кредитные организации и бюджетные учреждения.

Каждая организация перед составлением годовой отчетности обязана провести инвентаризацию имущества и финансовых обязательств. В настоящее время действует Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете). В отношении порядка проведения инвентаризации он не содержит принципиальных изменений. Он все так же позволяет экономическому субъекту самостоятельно устанавливать сроки проведения инвентаризации, за исключением случаев проведения обязательной инвентаризации. Эти случаи теперь непосредственно в Законе не приводятся, но дана отсылка к законодательству РФ (например, к Приказу Минфина РФ от 29.07.1998 №34н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»), федеральным и отраслевым стандартам.

Требования к отражению запасов в бухгалтерской отчетности установлены ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Материально-производственные запасы отражаются во втором разделе актива баланса по строке «Запасы».

Учетная политика является неотъемлемым инструментом, регулирующим методологические и организационные основы учета в организации. Согласно п. 2 ПБУ 1/2008[17] учетная политика представляет собой принятую организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

В учетной политике организации в отношении учета МПЗ должны быть отражены следующие аспекты:

1. Оценка запасов, не принадлежащих организации;

2. Порядок учета транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). Организации могут самостоятельно утвердить в учетной политике для целей бухгалтерского учета перечень ТЗР. При этом следует исходить из экономической сущности самих расходов и специфики деятельности организации;


3. Порядок списания ТЗР. ТЗР (или отклонения в стоимости материалов), относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов. Списание ТЗР (или отклонений в стоимости материалов) по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости;

4. Установление учетных цен. Организация должна определиться, какие цены будут использованы в качестве учетных;

5. Способ оценки материально-производственных запасов при отпуске в производство и ином выбытии;

6. Вариант исчисления себестоимости единицы запаса при списании материалов по себестоимости каждой единицы. Оценка выбывших материалов по себестоимости каждой единицы запасов должна применяться организацией, если запасы используются в особом порядке и подлежат особому учету (драгоценные металлы, драгоценные камни, радиоактивные вещества и т.п.) или запасы не могут обычным образом заменять друг друга;

7. Вариант применения способа средних оценок фактической себестоимости материалов (при методе оценки по средней себестоимости и ФИФО);

8. Порядок формирования резерва под снижение стоимости МПЗ. На основании положений п. 25 ПБУ 5/01 на конец отчетного года организации формируют резерв под снижение стоимости материально-производственных запасов;

Наряду с документами об учетной политике организации имеется и ряд других документов – внутренние инструкции, необходимые для успешной организации и ведения бухгалтерского учета продажи товаров в системе управления торговой организацией и решения задач ее функционирования.

Таким образом, были проанализированы пять уровней нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей, далее рассмотрим особенности учета материально-производственных запасов.

2. Организация бухгалтерского учета МПЗ в ООО «Промис»

2.1. Организационно-экономическая характеристика

Курсовая работа написана на материалах ООО «Промис». ООО «Промис» зарегистрирована 20 февраля 2012 г. ООО «Промис» присвоены ИНН 5403335619, ОГРН 1125476023342, ОКПО 38767282.


Основным видом деятельности организации является торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями. Кроме того организация осуществляет 6 дополнительных видов деятельности, например: деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками; деятельность по складированию и хранению; транспортная обработка грузов.

Ассортимент продукции ООО «Промис» состоит из более 250 наименований. ООО «Промис» внимательно отслеживает тенденции развития отрасли и выявляет потребности населения.

Согласно Уставу предприятия, целью создания ООО «Промис» является удовлетворение потребностей и спроса потребителей и извлечение прибыли. Схематично основные виды деятельности предприятия представлены на рисунке 2.

Основные виды деятельности ООО «Регион-Автозапчасть»

Продажа автоаксессуаров

Продажа автохимиии и масел

Продажа сопутствующих автотоваров и запасных частей

Рисунок 2 - Основные виды деятельности ООО «Промис»

ООО «Промис» предлагает своим покупателям запасные части таких заводов как «СААЗ», «ДААЗ», «Группы СОК», компаний «AGA», «Прайд», «Кордоба», «Автоключ», дистрибьюторы торговых марок «FINWHALE», «HOLA» и «WEEN», дилера «KRAFT» и «KRAFT-TECH». Собственные грузовые автомобили марок «КАМАЗ», «ГАЗ», «IVECO», что позволяет обеспечить своевременную доставку товара клиентам в Воронже и других городах.

Осуществляя свою миссию, компания ООО «Промис» активно реализует следующие стратегические направления своей деятельности:

1. Постоянно улучшает ассортимент продаваемой продукции, внедряет современные системы управления торговыми процессами.

2. Постоянно находится в поиске новых направлений развития бизнеса.

Коллектив ООО «Промис» насчитывает 22 человека. Структура организации представлена на рисунке 3.

Генеральный директор

Главный бухгалтер

Коммерческий директор

Бухгалтер

Отдел маркетинга

Отдел закупок

Отдел продаж

Транспортный отдел

Кладовщики.

Складской отдел

Начальник склада;

Грузчики

Рисунок 3 - Организационная структура управления ООО «Промис»

В структуру организации входят: отдел продаж, отдел маркетинга, финансовый, складской и транспортные  отделы. ООО «Промис» возглавляет генеральный директор, которому подчиняются руководители отделов. Бухгалтерия, в количестве 2 человек, входит в состав финансового отдела, во главе которого находится главный бухгалтер. Бухгалтерия создана для организации бухгалтерского учета, контроля за правильным и эффективным использованием материальных ценностей, денежных средств.


По вопросам организации ведения бухгалтерского (финансового) учета бухгалтерия подчиняется генеральному директору.

Каждый сотрудник является профессионалом в своей области, обладающим всеми необходимыми знаниями и навыками. Благодаря их профессионализму и личным качествам ООО «Промис» завоевало репутацию надежной, сплоченной, профессионально работающей и дружной организации.

Организационная структура является линейной и имеет ряд преимуществ, которые имеют большое значение для некрупных предприятий:

1. четко реализуется распределение обязанностей и полномочий;

2. отличается простотой в управлении.

Общая численность персонала составляет 22 человека.

Общее руководство предприятием возложено на директора, который осуществляет руководство финансовой и хозяйственной деятельностью предприятием в соответствии с действующим законодательством. Директор обеспечивает создание условий для внедрения новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда осуществляет стратегическое планирование деятельности, организует эффективное взаимодействие работы всех структур компании, решение вопросов по ценообразованию, решение, межличностных и личностных конфликтов.

В таблице 1 представлены основные показатели деятельности ООО «Промис» за 2014-2016 г.г.

Таблица 1 – Основные показатели деятельности ООО «Промис» за 2014-2016 г.г.

Показатель

2014 г

2015 г

2016 г

Отклонение 2016 к 2014 (+,-)

1

2

3

4

5

Выручка, тыс. руб.

12753

22520

48946

36193

Себестоимость продаж, тыс. руб.

10840

17791

36125

25285

Коммерческие расходы, тыс. руб.

305

2086

6215

5910

Прибыль от продаж, тыс. руб.

1608

2643

6606

4998

Рентабельность продаж, %

12,609

11,736

13,497

0,888

Рентабельность деятельности, %

14,834

14,856

18,287

3,453

Чистая прибыль, тыс. руб.

1506

2423

6213

4707

Величина имущества, тыс. руб.

1521

4111

1406

-115

Окончание таблицы 1

1

2

3

4

5

Внеоборотные активы, тыс. руб.

0

88

0

0

Оборотные активы, тыс. руб.

1521

4199

1406

-115

Собственный капитал, тыс. руб.

1516

3939

130

-1386

Краткосрочные обязательства, тыс. руб.

5

172

1276

1271

Коэффициент автономии

0,997

0,958

0,092

-0,904

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,997

0,917

0,092

-0,904

Коэффициент текущей ликвидности

304,200

24,413

1,102

-303,1

Среднесписочная численность, чел

22

23

24

2

Производительность труда

579,682

979,130

2039,417

1459,735


Как видно из расчетов, выручка организации в целом за период исследования увеличилась на 36193 тыс. руб. и составила в 2016 году 49946 тыс. руб. против 12753 тыс. руб. в 2014 году, что позволяет сделать вывод о стабильном увеличении объемов деятельности организации.

Себестоимость продаж организации также стабильно увеличивается с 10840 тыс. руб. в 2014 году до 36125 тыс. руб. в 2016 году, то есть на 25285 тыс. руб. или более чем в три раза, что подтверждает сделанный ранее вывод о увеличении объемов деятельности.

Негативной оценки заслуживает рост коммерческих расходов более чем в двадцать раз с 305 тыс. руб. в 2014 году до 6215 тыс. руб. в 2016 году, то есть на 5910 тыс. руб., что указывает на значительное увеличение расходов на процесс продажи.

Положительной оценки заслуживает рост прибыли от продаж почти в четыре раза с 1608 тыс. руб. в 2014 году на 4998 тыс. руб. до 6606 тыс. руб., что позволяет сделать вывод о повышении прибыльности основной деятельности организацию

Рентабельность продаж за анализируемый период увеличивается с 12,609% в 2014 году до 13,497% в 2016 году, то есть на 0,888%, что оценивается положительно и указывает на повышении эффективности уставной деятельности организации и снижении затратоемкости.

Данный вывод подтверждается и динамикой рентабельности деятельности с 14,834% в 2014 году до 18,287% в 2016 году, то есть на 3,453%, то есть с каждого рубля затрат в 2016 году организация получила порядка 18,287 копеек прибыли от продаж, что на 3,453 копейки больше чем в она получала в 2014 году.

Положительно оценивается и рост чистой прибыли с 1506 тыс. руб. в 2014 году до 6213 тыс. руб. в 2016 году, то есть на 4707 тыс. руб., что указывает на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.

Величина имущества организации в целом за 2014-2016 г.г. сокращается с 1521 тыс. руб. в 2014 году до 1406 тыс. руб. в 2016 году, то есть на 115 тыс. руб. При этом динамика имущества носила неоднозначную направленность, та в 2015 году имело место увеличение с 1521 тыс. руб. до 4111 тыс. руб., а вот в 2016 году имеет место сокращение до 1406 тыс. руб. В целом сокращение величины имущества заслуживает негативной оценки, поскольку указывает на снижение имущественного потенциала организации.

Внеоборотных активов организации не имеет в 2014 и 2016 годах, в 2015 году их величина составляла 88 тыс. руб.

Величина оборотных активов сокращается за анализируемый период сокращается на 115 тыс. руб. и составляет в 2016 году 1406 тыс. руб. против 1521 тыс. руб. в 2014 году, что оценивается негативно и указывает на снижение экономического потенциала организации.