Файл: Особенности федерализма в России ( Принципы российского федерализма).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 425

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Принципы российского федерализма

1.1. Федерация как разновидность государственного устройства

Федеративное устройство – разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права страны.

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношение с центральной властью. Различаются две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная.

Унитарное государство – это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью

Унитарное государство – централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власть имеют единые высшие органы, функции которых без всякого дробления распространяются на все части территории. Унитарное государство имеет одну конституцию и законодательство, в таком государстве не возникает вопрос о территориальной целостности, гражданство является единственным.

Существуют унитарные государства, имеющие территориальные образования с признаками федерализма. Например, в соответствии со статьей 133 Конституции Украины систему административно-территориального устройства Украины составляют Автономная Республика Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки. Далее Конституция Украины указывает, что Автономная Республика Крым имеет свою Конституцию, Верховную Раду, являющуюся представительным органом Автономной Республики Крым, Правительство в виде Совета министров (ст.ст. 135, 136 Конституции). Однако Автономная Республика Крым не является государственным образованием, т.к. ст. 2 Конституции Украины определяет, что Украина является унитарным государством. В данном случае мы имеем дело с политической автономией.

Политическая автономия предполагает наличие особого юридического статуса территории, закрепленного в специальном законодательном акте (Конституции Автономной Республики Крым), а также право издания законов по вопросам местного значения.

В унитарных государствах могут быть образованы и административные автономии. Наибольшее число административных автономных образований имеется в Китае. Административная автономия не обладает правом принятия собственных законов, не имеет собственного парламента, хотя ее жители избирают местный представительный орган, обладающий правом принятия нормативных актов по несколько более широкому кругу вопросов, чем обычные административные единицы.


Федерация (от латинского- foederatio») означает «союз», «объединение» отдельных частей. В научной и учебной литературе можно встретить большое количество определений федеративного государства. Рассмотрим некоторые из них.

Под федерацией понимается единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся или созданных для решения общих для всех членов федерации задач (Д. Ковачев).

Не менее распространено определение, в соответствии с которым федерация рассматривается как союз государственных образований, каждое их которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права (М. Баглай).

Как отмечает Н. Михалева, федерация предполагает стремление ее субъектов к государственно-политическому и социально-экономическому единству при сохранении значительной степени самостоятельности.

Таким образом, федерация - это соединение нескольких государств, государственно-территориальных или территориальных образований в интересах достижения общих целей с помощью федеральной власти при условии сохранения за каждым субъектом - государством, государственным или территориальным образованием - определенной самостоятельности в рамках единого целого.

Еще одно определение федерации. Федерация – это такая форма устройства государства, в котором территориальная организация власти осуществляется на нескольких уровнях, при этом составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами.

Основополагающими принципами образования и функционирования федеративной системы, на взгляд некоторых ученых-правоведов (М. Марченко), являются следующие:

  • добровольность объединения государств или государственных образований в федерацию;
  • равноправие субъектов федерации независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала;
  • плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами;
  • широкая возможность последних активно и беспрепятственно участвовать в федеральных и региональных политических процессах;
  • принцип законности и конституционности, означающий строгое и неуклонное соблюдение федерацией и ее субъектами конституции и федеральных законов.

В современном мире более 20 федеративных государств: в Европе (Австрия, Бельгия, Германия и др.), в Америке (США, Мексика, Бразилия и др.), в Азии (Индия, Малайзия и др.), в Африке (Нигерия, Эфиопия и др.), в Океании (Австралия, Соединенные штаты Микронезии и др.).


Многие западные юристы относят к федерациям своеобразную переходную форму, имеющуюся в Италии и Испании и сочетающую черты унитарного государства и федерации.

Любая федеративная система независимо от ее специфических черт и особенностей выступает как единое государство, состоящее из относительно самостоятельных государственных образований. Каждое из них, являясь субъектом федерации, имеет собственное административно-территориальное деление, высшие органы государственной власти и управления, судебные, правоохранительные и иные органы, располагает своей конституцией (уставом) и текущим законодательством.

Таким образом, к элементам государственности субъектов федерации можно отнести:

  • наличие конституций (уставов) субъектов;
  • наличие гражданства (в России у республик);
  • наличие своего государственного языка (в России у республик);
  • наличие своих законодательных (представительных) органов государственной власти;
  • наличие своего правительства и иной администрации субъектов;
  • наличие своих судов (в России конституционные (уставные суды), мировые судьи).

1.2. Принципы российского федерализма

Государственная целостность – неотъемлемый признак суверенного государства. Государственная целостность федеративного государства гарантируется тем, что государственный суверенитет принадлежит только Федерации, но не ее субъектам (данное положение оспаривается некоторыми республиками в составе РФ, о чем мы более подробно говорится ниже).

Суверенитет государства исходит из суверенитета народа. Народ является создателем и носителем суверенитета, волеизлияние народа порождает государственную власть. В то же время народ выступает как своеобразный гарант государственного суверенитета, так как любое ущемление независимости государства, умаление верховенства власти означает нарушение коренных интересов народа, создает источники внутренних и международных конфликтов.

Конституционный Суд в своем определении от 27 июля 2000 года охарактеризовал государственный суверенитет как верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства и независимость в международном общении.

Принципами выражения суверенитета РФ являются:

- верховенство Конституции РФ и федеральных законов, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории РФ;


- полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства;

- отсутствие двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти;

- неприкосновенность территории РФ;

- суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.

Исходя из этого, субъекты Федерации не имеют права выхода (сецессии) из Российской Федерации.

Единство системы государственной власти. Конституционные термины «система государственной власти» и «система органов государственной власти» не совпадают полностью, поскольку они соотносятся как система и подсистема, целое и часть.

Под системой органов государственной власти Российской Федерации обычно понимается совокупность всех органов государственной власти, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти. Понятие же «система государственной власти» – более широкое. Помимо совокупности государственных органов оно охватывает признаки, свойства государственной власти, принципы и механизм ее осуществления, условия деятельности системы органов государственной власти, т. е. политику государства в целом. Можно утверждать, что система органов государственной власти олицетворяет материальную силу системы государственной власти.

Таким образом, в понятиях «государственная власть» и «система государственной власти» нет тождественности, как впрочем, и нет непреодолимых различий.

Термин «система государственной власти» помещен в статью, относящуюся к основам конституционного строя (ч.3 ст.5). Таким образом, можно сказать, что система государственной власти является составной частью государственно-правового института основ конституционного строя, обязывающего государственную власть обеспечивать Российской Федерации характер правового государства, более того, принцип единства системы государственной власти воспринимается как цементирующее начало федерации, исключающая изолированность одного звена системы от других и сдерживающая дезинтеграцию государственно-правовой системы.

Единство системы государственной власти рассматривается, как правило, в двух аспектах: социальном и организационно правовом.

В социальном аспекте единство системы государственной власти понимается как цельность, обусловленная безраздельной принадлежностью государственной власти одному субъекту – народу. Согласно ст. 3 Конституции РФ, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Все институты и должностные лица государства приобретают свои полномочия на осуществление государственной власти в результате свободно выражаемой воли народа, которая придает легитимность, правомерность власти государства.


Единство государственной власти в организационно-правовом смысле это структура государства, построенная на основе общих принципов, проводимая государственными органами единая политика, принципиально единые методы их деятельности.

Рассмотрим юридические принципы единства системы государственной власти.

Во-первых, единство системы государственной власти в вертикальном срезе проявляется в определенной структурной схожести систем органов государственной власти федерации и органов государственной власти субъектов федерации, в ограничении самостоятельности субъектов при установлении собственных систем органов государственной власти основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ).

Принцип единства системы государственной власти предполагает, взаимное согласование их действий, наличие органически тесной взаимосвязи и координации между федеральными и региональными органами власти. Наиболее тесная связь усматривается, при осуществлении полномочий по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Во-вторых, деятельность органов государственной власти должна осуществляться в рамках Конституции РФ и федеральных законов в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения, а также законов субъектов федерации, определяющих деятельность их органов государственной власти, исходя из основ, заложенных федеральной Конституцией и иными федеральными актами.

В-третьих, единство принципиальных целей и направлений деятельности государственной власти. В Конституции Российской Федерации сформулированы конкретные цели, которым должна быть подчинена система государственной власти. В преамбуле содержится положение о «стремлении обеспечить благополучие и процветание России».

В-четвертых, единство политики в социально-экономической сфере в масштабах всего федеративного государства требует соблюдения и федеральными, и региональными органами государственной власти, и органами местного самоуправления в организации их деятельности учета интересов территорий и всего государства в целом, такого управления, в котором бы федеральные, региональные и местные интересы гармонично сочетались.

В-пятых, одним из важных принципов единства системы государственной власти является основанное на принципе разделения властей единство формы правления на федеральном и региональном уровнях. Безусловно, трудно представить себе федеративное государство, в котором на уровне федерации существует президентская республика, а в субъектах федерации функционирует парламентская система.