Файл: Особенности федерализма в России ( Принципы российского федерализма).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 422

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целесообразность принятого Президентом решения о создании федеральных округов, по мнению автора, не вызывает сомнения, однако эффективность работы полномочных представителей в федеральных округах зависит от многих факторов. Немаловажное значение имеет личность полномочного представителя.

Следующая проблема. Создание федеральных округов может привести к бесконтрольному росту бюрократического аппарата, что скажется дополнительной нагрузкой на бюджет, а не повышением эффективности работы государственного механизма. И это притом, что численность федеральных государственных служащих в субъектах федерации исчисляется тысячами. Например, в Курской области насчитывается более 12 тыс. служащих федеральных служб.

Таким образом, создание федеральных округов должно, по замыслу Президента, коренным образом улучшить управляемость государством, проведение в практическую плоскость решений федеративного центра.

2. Возможность федерального вмешательства в деятельность органов власти на местах в случаях нарушения ими Конституции России, федерального законодательства, прав и свобод граждан России.

Остро сегодня стоит проблема приведения в соответствие актов субъектов РФ Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. с изменениями и дополнениями от 29 июля 2000 г. устанавливает ответственность органов государственной власти субъектов РФ за нарушение федерального законодательства.

Закон определяет: если соответствующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта федерации приняты закон или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, а указанный орган в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда не принял мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил нормативный правовой акт, вступивший в противоречие с федеральным законодательством, Президент РФ выносит предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ. Решение Президента о предупреждении принимается в форме указа.

Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом РФ предупреждения указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент РФ вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Государственная Дума в течение двух месяцев обязана рассмотреть указанный проект федерального закона.


Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ прекращаются со дня вступления в силу указанного закона.

Срок, в течение которого Президент РФ вносит в государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда (ст.9 п.4).

Президент РФ вправе приостанавливать действие акта высшего должностного лица субъекта РФ, а также действие акта органа исполнительной власти субъекта РФ в случае противоречия этого акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст.29 п.1).

Президент РФ выносит предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ в следующих случаях:

- издание высшим должностным лицом субъекта РФ нормативного правового акта, противоречащего федеративному законодательству, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда не приняло, мер исполнения решений суда;

- уклонения высшего должностного лица субъекта РФ от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену приостановленного указом Президента нормативного правового акта, противоречащего федеральному законодательству, или от внесения в указанный акт изменений, если в течение двух месяцев указанное лицо не обратилось в суд для решения спора.

Срок, в течение которого Президент РФ выносит предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ, не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу решения суда или со дня официального опубликования указа Президента РФ о приостановлении действия нормативного правового акта, если высшее должностное лицо не обратилось в суд для решения спора (ст.29 п.2 Закона).

Если в течение месяца со дня вынесения Президентом РФ предупреждения высшее должностное лицо субъекта РФ не приняло в пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, Президент РФ отрешает указанное лицо от должности (ст.29 п.3).

Президент вправе, в порядке установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, по мотивированному представлению Генерального прокурора РФ временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении тяжкого и особо тяжкого преступления (ст.29 п.4).


Решение Президента об отрешении от должности высшего должностного лица субъекта РФ принимается в форме указа, указ вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования (ст.29 п.5,6).

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) вправе обжаловать данный указ в Верховном Суде РФ в течении 10 дней со дня опубликования указа.

Верховный Суд РФ должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее 10 дней со дня ее подачи (ст.29 п.6).

В целях приведения нормативной базы органов местного самоуправления в соответствие с федеральным законодательством, 4 августа 2000 Федеральным законом были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35; 1997, № 12).

Закон устанавливает, что представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, принявший (издавший) нормативный правовой акт, который признан судом противоречим Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции, уставу, законы субъекта РФ, уставу муниципального образования, обязаны в установленный решением суда срок отменить нормативный правовой акт или отдельные его положения.

В случае, если представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, которые признаны судом противоречащими федеральному законодательству, законодательству субъекта РФ, уставу муниципального образования и при этом повлекли признанные судом нарушения прав и свобод человека и гражданина, или наступление иного вреда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, полномочия главы муниципального образования могут быть досрочно прекращены путем отрешения его от должности.

Федеральный закон определяет порядок роспуска представительного органа местного самоуправления.

В случае, если представительным органом местного самоуправления не отменены нормативный правовой акт, или отдельные его положения в соответствии с решением суда, вступившим в силу, то законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ по собственной инициативе или по обращению высшего должностного лица субъекта РФ письменно предупреждает представительный орган местного самоуправления о возможности принятия мер в соответствии с настоящим Федеральным законом.


В случае, если представительный орган местного самоуправления в течение месяца со дня вынесения письменного предупреждения не принял мер по исполнению решения суда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, являющегося основанием для роспуска представительного органа местного самоуправления.

Представительный орган местного самоуправления распускается законом субъекта РФ либо федеральным законом (ст.49 п.3).

В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда представительным органом местного самоуправления не отменены нормативный правовой акт, или отдельные его положения, а законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ не приняты предусмотренные Федеральным законом меры, то Президент РФ вправе внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления (ст.49 п.4).

Одновременно с роспуском представительного органа местного самоуправления законом субъекта РФ либо федеральным законом назначаются новые выборы (ст.49 п.6).

Федеральный закон определяет порядок отрешения от должности главы муниципального образования.

В случае если главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт, или отдельные его положения в соответствии с решением суда, вступившим в силу, то высшее должностное лицо субъекта РФ письменно предупреждает главу муниципального образования о возможности принятия мер в соответствии с Федеральным законом.

В случае, если глава муниципального образования в течение месяца со дня вынесения письменного предупреждения не принял мер по исполнению решения суда, то глава муниципального образования может быть отрешен от должности не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, являющегося основанием для отрешения главы муниципального образования от должности.

Глава муниципального образования отрешается от должности указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ, за исключение глав муниципальных образований – столиц и административных центров субъектов РФ, либо указом Президента РФ (ст.49 п.3).

В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда главой муниципального образования не отменены нормативно-правовой акт или отдельные его положения, а высшим должностным лицом субъекта РФ не приняты предусмотренные Федеральным законом меры, то Президент РФ вправе отрешить главу муниципального образования от должности (ст.49 п.5).


Отрешение главы муниципального образования от должности и одновременное назначение новых выборов осуществляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ либо указом Президента РФ (ст.49 п.6).

В случае отрешения главы муниципального образования от должности высшее должностное лицо субъекта РФ либо Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности главы муниципального образования на период до вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования (ст.49 п.7).

Предложения об отрешении Президентом РФ главы муниципального образования от должности могут быть внесены:

- законодательным органом государственной власти субъекта РФ;

- высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

- Правительством РФ;

- Генеральным прокурором РФ (ст.49 п.8).

Таким образом, сегодня федеральным центром принимаются меры для того, чтобы Российская федерация была жизнеспособной и эффективной, а это возможно при условии, когда федеральный центр и субъекты федерации, органы местного самоуправления будут действовать в рамках конституции и текущего законодательства, децентрализация заменена на сильную вертикаль государственной власти, будут строго соблюдаться права и свободы граждан.

Развитие парламентской деятельности.

Один из шагов в этом направлении – изменение принципов формирования Совета Федерации.

В своем послании к Федеральному собранию президент России В.В. Путин отметил, что формирование верхней палаты парламента на профессиональной основе устранит противоречие в самой организации власти в Российской Федерации. Сегодня губернаторы и руководители республик сами являются институтами исполнительной власти, а, будучи членами Совета Федерации и одновременно парламентариями, соавторами законов, которые сами же и должны исполнять. Это фактически – нарушение принципа разделения властей.

Дело в том, что Совет Федерации второго созыва не выбирался как первый, а формировался из губернаторов и руководителей законодательных органов субъектов Федерации. Совмещая свою деятельность в регионе с членством в Совете Федерации, губернатор занял положение, которого никогда не занимал губернатор в истории России.

Присутствие губернатора как руководителя исполнительной власти соответствующего региона в верхней палате парламента поставило федеральный законодательный процесс под его непосредственный контроль и позволило тормозить принятие законов, которые ограничивали самовластие бюрократии на местах. Далее: став членом Совета Федерации и получив депутатский иммунитет, губернатор был поставлен в привилегированное положение к федеральным министрам и выведен из-под юрисдикции судов и прокуратуры. Такой защищенности перед законом никогда не имели ни царские губернаторы, ни даже советские первые секретари обкомов. Безмерно усилили власть губернаторов региональные законодательные собрания (думы). Если в первой половине 90-х годов эти органы вели свою самостоятельную линию и могли, возражая, поправлять губернатора, то во второй половине десятилетия они превратились в подобие бывших Советов и стали играть роль «группы поддержки» при губернаторах (президентах республик). Председателей законодательных собраний избирали, как правило, по рекомендации губернатора. Подобный тандем способствовал принятию законодательных актов, нередко противоречащих федеральному законодательству.