Файл: Роль мотивации в поведении организации (Теоретические основы мотивации персонала на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Якубович В. пишет, помимо денежного поощрения работников по результатам трудовой деятельности, к экономическим методам мотивации можно отнести:

- оплату расходов на транспорт;

- бесплатное питание;

- бесплатное обучение;

- программу по обеспечению жильем;

- льготы на воспитание и обучение детей;

- бесплатное страхование [22, с. 175].

Нефинансовая мотивация имеет несколько разновидностей:

1. Получение похвалы от начальника.

2. Возможность карьерного роста.

3. Бесплатное обучение за счет компании.

4. Хороший коллектив и дружеская атмосфера.

5. Имидж фирмы.

6. Участие в различных мероприятиях.

Основные инструменты мотивации персонала представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Инструменты мотивации персонала

Социально-психологические инструменты мотивации направлены на работу сотрудника для достижения целей организации, а также на возможность профессионального развития. В качестве основных инструментов здесь выступают:

1. Социальные исследования – это изучение проблем социального характера на предприятии, с их помощью можно воздействовать на работников непосредственным образом.

2. Различного рода соревнования для выявления лидера в коллективе.

3. Гуманизация труда – это цвет и музыка в кабинетах, присутствие творчества в трудовой деятельности [12, с. 23].

В качестве морального инструмента мотивации выступает признание каких-либо достижений работника публично, личное признание сотрудника руководителем. Это может быть простая благодарность или письмо, высланное почтой на дом.

Административные инструменты мотивации ориентированы на прямое воздействие субъекта управления на объект. Они направлены на определенные методики поведения: чувство долга, осознание необходимости трудовой деятельности, трудовая культура.

В организациях, которые в виду финансового положения не могут материально стимулировать работников, применяются специфические методы мотивации. Например, консалтинговой компанией Watson Wyatt был разработан инструмент «Построение», который связан с психологическими особенностями человека, основанных на бессознательном подражании.

Инструменты мотивации персонала можно также подразделить на стандартные и нестандартные.

Выделяют несколько стандартных инструментов, они достаточно простые и могут использоваться в любой компании:

1. Проведение планерок не только для руководителей, но и для сотрудников.


2. Празднование значимых дат и событий.

3. Обеспечение обратной связи.

4. Создание зоны отдыха.

5. Информирование работников о результатах деятельности предприятия.

6. Проведение конкурсов между работниками [6, с. 195].

Далее рассмотрим нестандартные инструменты мотивации персонала (таблица 1).

Таблица 1

Нестандартные инструменты мотивации

Метод мотивации

Способ реализации

Наказание в форме шутки плохих работников

Не обязательно сразу же применять систему штрафов. Можно, например, придумать какое-то шуточное звание или титул – звание «Черепаха месяца».

Развлекательная программа

Во многих иностранных фирмах в офисе есть игровые комнаты, где сотрудники могут немного передохнуть от рабочей рутины. После этого они начинают гораздо эффективнее работать и атмосфера в офисе намного благоприятней.

Неожиданные презенты

Любой спонтанный подарок для сотрудника промотивирует его на дальнейшую работу.

Поддержка членов семьи работников

Фирма может выдавать новогодние подарки детям или предоставлять путевки в места отдыха. Не всегда компания может позволить выдать премию лучшему работнику.

Каждый из перечисленных инструментов мотивации персонала по-своему эффективен. Однако наиболее наилучшим образом они используются совместно.

Отметим, результативность работы сотрудников организации зависит от двух факторов:

- к первому фактору относятся: профессиональные знания, навыки, умения и компетенции специалистов;

- ко второму то, как сотрудник относится к работе, к ее выполнению, то есть – уровень мотивации.

Для увеличения эффективности организации и ее успешности руководителю необходимо создавать систему мотивации для того, чтобы работники стремились к достижению поставленных целей, успеху и процветанию компании [7, с. 147].

При создании системы мотивации необходимо учитывать следующие факторы: стратегию организации, цели и задачи самих сотрудников, кадровую политику, корпоративную культуру, ресурсы и т.д. Несмотря на это в организациях всегда происходят изменения, появляются новые цели, новые задачи, новые стратегии, мотивационная составляющая и сами люди не остаются неизменными. Поэтому не всегда удается создать именно успешную систему мотивации персонала и долго ее эксплуатировать.

Каждый работодатель заинтересован в том, чтобы его сотрудники не только приходили на работу, но и выполняли непосредственные обязанности с максимальной самоотдачей, поэтому к материальной мотивации необходимо добавить нематериальную.


Любое предприятие создается с целью получения прибыли, причем не только за счет основных средств и высокооплачиваемых заказов, но и за счет трудовых ресурсов, чем выше квалификация и совокупный опыт труда принятых сотрудников, тем выше прибыль компании. Также при наличии квалифицированного персонала, организация достигает экономического роста, повышается конкурентоспособность и как следствие престиж организации. В свою очередь и сотрудники выбирают компании, в которых могут предложить не только высокий уровень оплаты труда, но и возможность самореализации, а также приемлемые условия для совмещения и трудовой, и социальной деятельности. Компании должны быть заинтересованы в том, чтобы создать благоприятную атмосферу за счет применения методов и инструментов мотивации, посредством которых и возможно достичь поставленных целей, а именно финансового успеха и привлечения высококлассных специалистов в пределах своих финансовых возможностей.

2. Анализ управления мотивацией персонала в ООО «Виола»

2.1. Общая характеристика ООО «Виола»

Объектом исследования в работе является ООО «Виола». Основным видом деятельности является «Торговля розничная скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и стеклом в специализированных магазинах».

В магазине представлены следующие категории товара:

1. Бытовая химия, салфетки, туалетная бумага, губки и другие товары для дома.

2. Кухонный инвентарь, посуда.

3. Клей, скотч и другие канцтовары.

4. Товары для сада и огорода.

5. Инструменты для дома.

Целью создания ООО «Виола» является более полное насыщение рынка скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и стеклом для удовлетворения потребностей организаций и физических лиц, а также создания дополнительных рабочих мест и получения дополнительной прибыли.

Схема управления ООО «Виола» представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 - Организационная схема управления ООО «Виола»

В таблице 2 приведены основные финансовые результаты деятельности ООО «Виола» за 2019 год и аналогичный период 2018 года.


Таблица 2

Основные финансовые результаты деятельности ООО «Виола»

Показатель

Значение показателя, тыс. руб.

Изменение показателя

2018г.

2019г.

Абсол. (тыс.

руб)

Относит. (%)

1. Выручка

3053,6

4008,02

954,42

131,26

2. Расходы по обычным видам

деятельности

2661,6

3329,2

667,6

125,08

3. Прибыль (убыток) от

продаж (1-2)

392

678,82

286,82

173,17

4. Прочие расходы

52,4

55,9

3,5

106,68

5. Прибыль до уплаты налогов

(3-4)

339,6

622,92

283,32

183,43

6. Изменение налоговых

активов и обязательств, налог

на прибыль и прочее

68

125

57

183,82

7. Чистая прибыль (убыток)

(5-6)

271,6

497,92

226,32

183,33

Из «Отчета о финансовых результатах» следует, что за 2019 г. организация получила прибыль от продаж в размере 678,82 тыс. руб., что составило 16,9% от выручки.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прибыль от продаж увеличилась на 286,82 тыс. руб., или на 73,17%. Темпы прироста выручки превышают темпы прироста себестоимости, что и привело к росту прибыли от продаж.

Прибыль до налогообложения меньше прибыли от продаж на сумму прочих расходов.

Прибыль до уплаты налогов увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 283,32 тыс. руб. или 83,43%

Показателей прибыли являются положительными и имеют тенденцию к росту, при этом наблюдается превышение темпов роста показателей прибыли (83,43%) над темпами роста выручки (31,26%), что свидетельствует об устойчивом развитии предприятия розничной торговли.

Представленные в таблице 3 показатели рентабельности за 2019 год имеют положительные значения как следствие прибыльной деятельности ООО «Виола».

Прибыль от продаж в анализируемом периоде составляет 16,94% от полученной выручки и характеризует действительную рентабельность продаж на которую влияют только факторы связанные с основной деятельностью.

Наблюдается рост рентабельности продаж по сравнению с данным показателем за такой же период прошлого года (31,9%).

Рентабельность, рассчитанная как отношение прибыли до налогообложения к выручке организации, за рассматриваемый период составила 15,54%. Это значит, что в каждом рубле выручки ООО «Виола» содержалось 15,54 коп. прибыли до налогообложения. На этот показатель влияют результаты всей хозяйственной деятельности.


Рентабельность продаж по чистой прибыли к выручке организации, за рассматриваемый период составила 12,42%. Это значит, что в каждом рубле выручки содержится 12,42 коп. чистой прибыли. На этот показатель влияют все факторы в т.ч. и система налогообложения.

Таблица 3

Анализ рентабельности ООО «Виола»

Показатели рентабельности

Значения показателя (в %, или в копейках с рубля)

Изменение показателя

2018г.

2019г.

коп.

± %

1. Рентабельность продаж (величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки).

12,83

16,94

4,11

32,03

2. Рентабельность продаж до налогообложения (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки).

11,12

15,54

4,42

39,7

3. Рентабельность продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки).

8,89

12,42

3,53

39,7

Точно установленных норм рентабельности нет, но по статистике считается, что рентабельность продаж от 1 до 5% - низкая, от 5 до 20% - средняя и стабильная, от 20-30% - высокорентабельный показатель. Рентабельность продаж выше 30% приравнивается к суперэффективной и доходной хозяйственной деятельности. Расчеты показали, что рентабельность продаж исследуемого предприятия – средняя и стабильная. Рост рентабельности продаж и доходов обусловлен снижением затрат и увеличением выручки.

2.2. Анализ и оценка системы мотивации персонала в ООО «Виола»

Анализ обеспеченности ООО «Виола» трудовыми ресурсами представлен в таблице 4.

За период с 2018 по 2019 гг. среднесписочная численность в магазине находилась на уровне: 2018г. - 6 человек, 2019г.- 7 человек. Состав работающего персонала изменился незначительно. Увеличение в численности персонала наблюдаются только по категории работающих – продавец-консультант, что обусловлено производственной необходимостью.

Большую долю из числа общей численности составляют продавцы-консультанты их доля составляет в 2019г. 57,13%, что обусловлено спецификой деятельности организации.

Таблица 4

Обеспеченность ООО «Виола» трудовыми ресурсами за 2018-2019гг.